Город
А ЧТО-ТО ГЛАВНОЕ ПРОПАЛО...
24 октября
Около 250 монументов и памятных знаков попали в список, составленный сотрудниками музея в 2001 году, - на реконструкцию этих объектов планировалось потратить около 100 млн рублей, причем значительная часть средств должна быть привлечена "со стороны": чиновники сделали ставку на спонсоров, готовых "проинвестировать" культуру. Ставка оказалась выигрышной - в реставрационную кампанию вписались представители капитала. Поговаривают, что со временем дело дошло до своеобразных "меценатских войн", в которых предприниматели сражались за право безвозмездного финансирования работ на том или ином объекте. А комитет по культуре с успехом выполнял миротворческую миссию - в итоге поле для благотворительной деятельности находилось для каждого.
И меценаты, что самое главное, попадались честные и порядочные - такого, чтоб сначала о себе заявить, а потом недоделанной культуру бросить и денежку приберечь, не было (о таких случаях вспоминал на днях председатель питерского КГИОП Никита Явейн). Эти и другие положительные качества спонсоров отметили специальной грамотой комитета по культуре - вчера на Невском, 40, награждали самых щедрых друзей города.
В их число попали ЗАО "Возрождение Петербурга", концерн "Силовые машины", холдинговая компания "Фаэтон"... К грамоте прилагалось уникальное издание, выпущенное Музеем городской скульптуры, - книжка "Памятники Петербурга", содержащая подробную информацию о 259 питерских монументах. Своеобразный справочник для начинающего спонсора - листай, выбирай, помогай... Главной же наградой стало "огромное человеческое спасибо", с которым к меценатам обратился директор музея Владимир Тимофеев.
Одновременно подводились промежуточные итоги "Программы". Дела у комитета и музея, судя по всему, обстоят лучше, чем у того же КГИОПа (председатель которого предлагает "не торопиться" и встретить юбилей в строительных лесах). В настоящий момент в работе находятся 68 объектов, часть планируют сдать в нынешнем году, а остальные закончить к весне 2003-го.
Один из самых крупных проектов, реализуемых на спонсорские средства в настоящее время, - реставрация памятников Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора, финансируемая "Аэрофлотом" и московским "Шереметьево".
Левон ЛАЗАРЕВ, скульптор:
- Реконструкция городской скульптуры, безусловно, нужна, хорошо, что она осуществляется. Но, на мой взгляд, тонировка скульптуры очень плохая. Например, в Париже скульптура покрыта натуральной зеленой патиной, они ее не снимают и правильно делают. Потому что скульптура оживает от времени. Вот сейчас, скажем, и Петр, и кони на Аничковом мосту стали черные, и пропала форма, пропала прелесть времени. Мне кажется, надо реставрировать с гораздо большим не старанием даже, а умением. Пригласить хороших тонировщиков из Русского музея, из Эрмитажа. А так скульптуры стали невыразительными. Когда скульптура того же Петра была зеленой, с естественной патиной, это говорило о времени, а сейчас это пропало.
Мне нравится, как реставрируют дома. Помню, как нас перевели учиться из Москвы в Петербург, и первым впечатлением было - ах, какой серый город. Потом, конечно, привыкаешь к особой красоте этого города. Но вот сейчас дома приобретают тот цвет, который они имели раньше, и оказывается, что город не серый, а довольно яркий и радостный, солнечный. Это правильно.
Насчет городской скульптуры в целом - мне кажется, что устанавливать маленькие памятники, без постаментов, несколько неправильная тенденция. Петербург настолько имперский город, что такие маленькие скульптуры не в его духе. Они хороши в маленьких городах, таких много, к примеру в немецких городках (и сделаны там гораздо профессиональнее и лучше) на пешеходных улицах. Наши пешеходные улицы выглядят искусственно, они не продуманы - нагромождение каких-то кадок с растениями, магазинов нет. Это лишнее. Маленькая скульптура чужда для нашего города, не характерна. Кто-то увидел это за границей - и пошло: давайте и мы так же. Зачем?
Так же как и маленькие церквушки, почти часовни, которые строятся сейчас. Лучше собрать все деньги и отстроить современный большой собор. В Петербурге таких церквушек никогда не строили. Это снижает уровень города.
Владимир ГОРЕВОЙ, скульптор:
- Реставрация городской скульптуры, безусловно, позитивная тенденция. Конечно, не все получается. Но очень хорошо, что в связи с юбилеем власть наша обеспокоена проблемами города. Уверен, реставрировать памятники и ставить новые будут и после юбилейных торжеств. А реставрировать есть что. У нас в городе прекрасная скульптура, потому что Петербург создан талантливыми людьми. Вообще, именно в Питере заниматься вопросами художественного творчества чрезвычайно сложно, так как это придуманный город - и придуманный гениально. И что бы я вам ни сказал, все будет по Тютчеву: "Умом Петербурга не понять, аршином общим не измерить, у Петербурга особенная стать, в Питер можно только верить".
Александр БОРОВСКИЙ, зав. отделом Государственного Русского музея:
- Реставрация городской скульптуры имеет два аспекта - технический и эстетический. О технической стороне я судить не вправе. Надеюсь, все работы ведутся на высокопрофессиональном уровне. С эстетической обстоит хуже. Практически вся отреставрированная скульптура выглядит как пластилиновый новодел. Это отмечают и западные скульпторы, приезжающие в наш город. Дело в патинировке, в отсутствии патины. Это особая технология, особая профессия, которая, видимо, выродилась.
Андрей МИЛКИН, Надежда ДЕМКИНА
И меценаты, что самое главное, попадались честные и порядочные - такого, чтоб сначала о себе заявить, а потом недоделанной культуру бросить и денежку приберечь, не было (о таких случаях вспоминал на днях председатель питерского КГИОП Никита Явейн). Эти и другие положительные качества спонсоров отметили специальной грамотой комитета по культуре - вчера на Невском, 40, награждали самых щедрых друзей города.
В их число попали ЗАО "Возрождение Петербурга", концерн "Силовые машины", холдинговая компания "Фаэтон"... К грамоте прилагалось уникальное издание, выпущенное Музеем городской скульптуры, - книжка "Памятники Петербурга", содержащая подробную информацию о 259 питерских монументах. Своеобразный справочник для начинающего спонсора - листай, выбирай, помогай... Главной же наградой стало "огромное человеческое спасибо", с которым к меценатам обратился директор музея Владимир Тимофеев.
Одновременно подводились промежуточные итоги "Программы". Дела у комитета и музея, судя по всему, обстоят лучше, чем у того же КГИОПа (председатель которого предлагает "не торопиться" и встретить юбилей в строительных лесах). В настоящий момент в работе находятся 68 объектов, часть планируют сдать в нынешнем году, а остальные закончить к весне 2003-го.
Один из самых крупных проектов, реализуемых на спонсорские средства в настоящее время, - реставрация памятников Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора, финансируемая "Аэрофлотом" и московским "Шереметьево".
Левон ЛАЗАРЕВ, скульптор:
- Реконструкция городской скульптуры, безусловно, нужна, хорошо, что она осуществляется. Но, на мой взгляд, тонировка скульптуры очень плохая. Например, в Париже скульптура покрыта натуральной зеленой патиной, они ее не снимают и правильно делают. Потому что скульптура оживает от времени. Вот сейчас, скажем, и Петр, и кони на Аничковом мосту стали черные, и пропала форма, пропала прелесть времени. Мне кажется, надо реставрировать с гораздо большим не старанием даже, а умением. Пригласить хороших тонировщиков из Русского музея, из Эрмитажа. А так скульптуры стали невыразительными. Когда скульптура того же Петра была зеленой, с естественной патиной, это говорило о времени, а сейчас это пропало.
Мне нравится, как реставрируют дома. Помню, как нас перевели учиться из Москвы в Петербург, и первым впечатлением было - ах, какой серый город. Потом, конечно, привыкаешь к особой красоте этого города. Но вот сейчас дома приобретают тот цвет, который они имели раньше, и оказывается, что город не серый, а довольно яркий и радостный, солнечный. Это правильно.
Насчет городской скульптуры в целом - мне кажется, что устанавливать маленькие памятники, без постаментов, несколько неправильная тенденция. Петербург настолько имперский город, что такие маленькие скульптуры не в его духе. Они хороши в маленьких городах, таких много, к примеру в немецких городках (и сделаны там гораздо профессиональнее и лучше) на пешеходных улицах. Наши пешеходные улицы выглядят искусственно, они не продуманы - нагромождение каких-то кадок с растениями, магазинов нет. Это лишнее. Маленькая скульптура чужда для нашего города, не характерна. Кто-то увидел это за границей - и пошло: давайте и мы так же. Зачем?
Так же как и маленькие церквушки, почти часовни, которые строятся сейчас. Лучше собрать все деньги и отстроить современный большой собор. В Петербурге таких церквушек никогда не строили. Это снижает уровень города.
Владимир ГОРЕВОЙ, скульптор:
- Реставрация городской скульптуры, безусловно, позитивная тенденция. Конечно, не все получается. Но очень хорошо, что в связи с юбилеем власть наша обеспокоена проблемами города. Уверен, реставрировать памятники и ставить новые будут и после юбилейных торжеств. А реставрировать есть что. У нас в городе прекрасная скульптура, потому что Петербург создан талантливыми людьми. Вообще, именно в Питере заниматься вопросами художественного творчества чрезвычайно сложно, так как это придуманный город - и придуманный гениально. И что бы я вам ни сказал, все будет по Тютчеву: "Умом Петербурга не понять, аршином общим не измерить, у Петербурга особенная стать, в Питер можно только верить".
Александр БОРОВСКИЙ, зав. отделом Государственного Русского музея:
- Реставрация городской скульптуры имеет два аспекта - технический и эстетический. О технической стороне я судить не вправе. Надеюсь, все работы ведутся на высокопрофессиональном уровне. С эстетической обстоит хуже. Практически вся отреставрированная скульптура выглядит как пластилиновый новодел. Это отмечают и западные скульпторы, приезжающие в наш город. Дело в патинировке, в отсутствии патины. Это особая технология, особая профессия, которая, видимо, выродилась.
Андрей МИЛКИН, Надежда ДЕМКИНА