Общество
ТРЕБУЕТСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
24 октября
С рюкзачками, полными учебников, и с бутербродами на завтрак, выданными заботливыми мамами, школьники в 8 часов утра занимают очередь у компьютерных клубов. В 9.00 их благосклонно впускают хозяева. В учебное время - с 9.00 до 13.00 сеанс игры стоит всего лишь 10 рублей - демпинговая цена. Об уроках и принесенных с собой бутербродах игроки быстро забывают. А покидая клуб, надеются уговорить родителей отпустить их на ночной сеанс - после 22.00 цены снова снижаются.
Педагоги, психологи, инспектора по делам несовершеннолетних, собравшиеся за круглым столом в общественной приемной программы "Диалог", констатировали: новый вид зависимости - информационный - нарастает как снежный ком. В том, что компьютерные игрушки способны вызвать у подростков агрессию и раздражительность, мало кто сомневается. Пример - 562-я школа Красногвардейского района, в которой компьютерный клуб арендует помещение, причем вход в него расположен рядом со входом в школу. Весной этого года подростки, выйдя из клуба, устроили настоящее побоище - дрались между собой, перебили 170 кв. метров стекол в окнах этого учебного заведения. Окна, конечно, застеклили силами клуба и муниципального совета, но их по-прежнему регулярно бьют, а дети все так же удирают с уроков, чтобы насладиться гонками, стрелялками и борьбой не на жизнь, а на смерть по дешевке в учебное время.
Подразделение по делам несовершеннолетних Красногвардейского района провело рейд по интернет-клубам. Выяснилось, что их ровно столько же, сколько и подростковых клубов: на 14 компьютерных - 14 подростковых в районе. Причем были и такие интернет-клубы, которые по трехстороннему договору между директором учебного заведения, роно и владельцами клуба получали помещение прямо в школах - не отходя, так сказать, от клиента. По решению районной комиссии по делам несовершеннолетних два таких заведения (в 160-й школе и УПК № 2) были закрыты, а вот в 562-й школе двери остаются открытыми в течение 24 часов в сутки. Точнее, как и в большинстве таких заведений, в 23.00 - 24.00 они закрываются. Туда просто не впускают новых посетителей и не выпускают тех, кто пришел на всю ночь. Как положительный пример инспектора приводят клуб "Аквариум", в которых несовершеннолетних детей впускают на ночь только по записке от родителей или когда родители сами (!) приводят своих чад за ручку. "А что прикажете делать? - спрашивают они. - Все равно пойдет играть, так пусть уж лучше ночью, когда цена втрое ниже, чем днем или в выходные". Другие родители говорят, что им спокойнее, когда ребенок проводит ночь в клубе, потому что "любит по ночам гулять".
Во время игры ни мамы, ни папы попасть в помещение не могут. Когда сотруднице Красногвардейского роно, забеспокоившейся о задержавшемся в клубе сыне, все-таки открыли дверь, "она испытала шок". Антисанитария, окна нараспашку, дети курят, ругаются матом, все - в возбужденном состоянии! Есть в районе и такие клубы, в которых торгуют наркотиками, есть другие - в них скупают краденое: мальчишки идут на преступления, тащат из дома все, что можно продать, лишь бы выручить деньги на игру.
Психолог Центра психологического и медико-социального сопровождения Петродворцового района Марина Куртышева сообщила, что результаты исследований, проведенных психологами в разных районах и школах города (около 100 школ), говорят: сегодня в группе риска оказываются 80 процентов мальчиков и 40 процентов девочек, в том числе среди первоклашек. А на вопрос, в каком возрасте следует опасаться попасть в рабство к компьютеру, ответили психологи Центра виртуальных исследований при Институте человека РАН. Они определили, что до 7 лет у ребенка нет защитных механизмов, отделяющих виртуальный мир от реального, поэтому ему можно играть у компьютера не больше 20 минут в день. В возрасте 7-12 лет начинает формироваться способность отличать образ от действительности, поэтому можно проводить за компьютером 2-3 часа. После 12 лет - период, когда ребенок виртуальный и реальный миры уже точно не перепутает.
Однако в любом возрасте "заигрывание" опасно и для психики ребенка, и для его воспитания. Например, в Японии, США, Германии давно уже введены жесткие ограничения на использование программного обеспечения. В соответствии с ними сюжеты, откровенно связанные со смертью (убийствами или стремлением умереть), насилием, порнографией, не только не разрешается использовать в компьютерных клубах, но даже запрещено продавать. В наших же условиях разрешено все, что не запрещено. И контролирующие органы не способны что-либо изменить в работе клубов, поскольку нормативных документов на этот счет нет. А поскольку главная цель коммерсантов - получение прибыли, то о своем влиянии на детские умы они даже не задумываются.
Психолог 151-й школы Нина Сальникова предложила ввести новые правила лицензирования клубов. То есть ограничить время для входа несовершеннолетних в клуб периодом с 15.00 до 21.00 часов; организовать конкурс среди клубов на создание и использование лучших программ, в том числе образовательных. Предлагалось также выпустить большим тиражом листовки и разложить их в каждый почтовый ящик, чтобы родители знали, почему чрезмерное увлечение компьютерами опасно для их ребенка.
Руководитель общественной приемной "Диалог" Александр Кущак, со своей стороны, предложил собрать воедино все прозвучавшие за круглым столом предложения и подготовить обращение к губернатору с просьбой подготовить городскую целевую программу под рабочим названием "Компьютерная независимость". Однако, по его мнению, демонизировать влияние современных информационных технологий тоже не стоит. В век высоких технологий отваживать ребенка от компьютера нельзя - надо научить его использовать в "мирных" целях. С помощью Александра Кущака, как альтернатива клубам, были созданы компьютерные классы в школах Красногвардейского района, и, по его мнению, надо задействовать их и во внеклассное время. А если этого недостаточно, то надо подумать о том, чтобы увеличить число компьютеров и предоставить учащимся возможность пользоваться ими не в клубе, а в школе, где можно проводить время с пользой и для образования подростков, и для развития их творческих способностей.
Ирина ДОНЦОВА
Педагоги, психологи, инспектора по делам несовершеннолетних, собравшиеся за круглым столом в общественной приемной программы "Диалог", констатировали: новый вид зависимости - информационный - нарастает как снежный ком. В том, что компьютерные игрушки способны вызвать у подростков агрессию и раздражительность, мало кто сомневается. Пример - 562-я школа Красногвардейского района, в которой компьютерный клуб арендует помещение, причем вход в него расположен рядом со входом в школу. Весной этого года подростки, выйдя из клуба, устроили настоящее побоище - дрались между собой, перебили 170 кв. метров стекол в окнах этого учебного заведения. Окна, конечно, застеклили силами клуба и муниципального совета, но их по-прежнему регулярно бьют, а дети все так же удирают с уроков, чтобы насладиться гонками, стрелялками и борьбой не на жизнь, а на смерть по дешевке в учебное время.
Подразделение по делам несовершеннолетних Красногвардейского района провело рейд по интернет-клубам. Выяснилось, что их ровно столько же, сколько и подростковых клубов: на 14 компьютерных - 14 подростковых в районе. Причем были и такие интернет-клубы, которые по трехстороннему договору между директором учебного заведения, роно и владельцами клуба получали помещение прямо в школах - не отходя, так сказать, от клиента. По решению районной комиссии по делам несовершеннолетних два таких заведения (в 160-й школе и УПК № 2) были закрыты, а вот в 562-й школе двери остаются открытыми в течение 24 часов в сутки. Точнее, как и в большинстве таких заведений, в 23.00 - 24.00 они закрываются. Туда просто не впускают новых посетителей и не выпускают тех, кто пришел на всю ночь. Как положительный пример инспектора приводят клуб "Аквариум", в которых несовершеннолетних детей впускают на ночь только по записке от родителей или когда родители сами (!) приводят своих чад за ручку. "А что прикажете делать? - спрашивают они. - Все равно пойдет играть, так пусть уж лучше ночью, когда цена втрое ниже, чем днем или в выходные". Другие родители говорят, что им спокойнее, когда ребенок проводит ночь в клубе, потому что "любит по ночам гулять".
Во время игры ни мамы, ни папы попасть в помещение не могут. Когда сотруднице Красногвардейского роно, забеспокоившейся о задержавшемся в клубе сыне, все-таки открыли дверь, "она испытала шок". Антисанитария, окна нараспашку, дети курят, ругаются матом, все - в возбужденном состоянии! Есть в районе и такие клубы, в которых торгуют наркотиками, есть другие - в них скупают краденое: мальчишки идут на преступления, тащат из дома все, что можно продать, лишь бы выручить деньги на игру.
Психолог Центра психологического и медико-социального сопровождения Петродворцового района Марина Куртышева сообщила, что результаты исследований, проведенных психологами в разных районах и школах города (около 100 школ), говорят: сегодня в группе риска оказываются 80 процентов мальчиков и 40 процентов девочек, в том числе среди первоклашек. А на вопрос, в каком возрасте следует опасаться попасть в рабство к компьютеру, ответили психологи Центра виртуальных исследований при Институте человека РАН. Они определили, что до 7 лет у ребенка нет защитных механизмов, отделяющих виртуальный мир от реального, поэтому ему можно играть у компьютера не больше 20 минут в день. В возрасте 7-12 лет начинает формироваться способность отличать образ от действительности, поэтому можно проводить за компьютером 2-3 часа. После 12 лет - период, когда ребенок виртуальный и реальный миры уже точно не перепутает.
Однако в любом возрасте "заигрывание" опасно и для психики ребенка, и для его воспитания. Например, в Японии, США, Германии давно уже введены жесткие ограничения на использование программного обеспечения. В соответствии с ними сюжеты, откровенно связанные со смертью (убийствами или стремлением умереть), насилием, порнографией, не только не разрешается использовать в компьютерных клубах, но даже запрещено продавать. В наших же условиях разрешено все, что не запрещено. И контролирующие органы не способны что-либо изменить в работе клубов, поскольку нормативных документов на этот счет нет. А поскольку главная цель коммерсантов - получение прибыли, то о своем влиянии на детские умы они даже не задумываются.
Психолог 151-й школы Нина Сальникова предложила ввести новые правила лицензирования клубов. То есть ограничить время для входа несовершеннолетних в клуб периодом с 15.00 до 21.00 часов; организовать конкурс среди клубов на создание и использование лучших программ, в том числе образовательных. Предлагалось также выпустить большим тиражом листовки и разложить их в каждый почтовый ящик, чтобы родители знали, почему чрезмерное увлечение компьютерами опасно для их ребенка.
Руководитель общественной приемной "Диалог" Александр Кущак, со своей стороны, предложил собрать воедино все прозвучавшие за круглым столом предложения и подготовить обращение к губернатору с просьбой подготовить городскую целевую программу под рабочим названием "Компьютерная независимость". Однако, по его мнению, демонизировать влияние современных информационных технологий тоже не стоит. В век высоких технологий отваживать ребенка от компьютера нельзя - надо научить его использовать в "мирных" целях. С помощью Александра Кущака, как альтернатива клубам, были созданы компьютерные классы в школах Красногвардейского района, и, по его мнению, надо задействовать их и во внеклассное время. А если этого недостаточно, то надо подумать о том, чтобы увеличить число компьютеров и предоставить учащимся возможность пользоваться ими не в клубе, а в школе, где можно проводить время с пользой и для образования подростков, и для развития их творческих способностей.
Ирина ДОНЦОВА