Экономика

"БАЛТИКА" ВТОРАЯ В ЕВРОПЕ ПОСЛЕ "ХАЙНИКЕН"

29 октября
- Дмитрий Юрьевич, наверное, всем петербуржцам известно, что пиво "Балтика" можно купить не только в нашей стране, но и за рубежом. Расскажите, пожалуйста, подробнее об экспорте "Балтики".
- Первое, что необходимо отметить: с прошлого года руководство "Балтики" сделало особый акцент на развитии экспортных продаж. Именно тогда была усилена экспортная служба компании, хотя продажи на экспорт начались в 1999 году. Рост экспорта (1999 год - 24,7 тыс. гкл, 2000 год - 106,4 тыс. гкл, 2001 год - 420 тыс. гкл, 2002 год - 1 млн гкл) стал следствием этого процесса.
Экспорт стал приоритетным направлением в основном потому, что развитие отрасли внутри России благодаря непродуманной политике ряда министерств и ведомств, а также лоббированию со стороны производителей крепких алкогольных напитков резко сократилось. В результате теряют прибыль пивовары, теряет поступления государственный бюджет. Какой остается выход у отрасли? Только выход вовне - развитие экспорта и инвестиции за рубежом.
Сегодня "Балтика" работает на рынках 27 стран (помимо РФ). При этом львиная доля экспортных продаж приходится на республики бывшего СССР. В этих странах очень высок имидж брэнда "Балтика". Достаточно сказать, что продукция нашей компании занимает более 50 процентов рынка импортного пива в этих государствах.
Если говорить о месте брэнда "Балтика" в Европе, то можно сказать, что в этом году мы должны занять второе место в Европе по объемам продаж одного брэнда после брэнда "Хайникен" (Heineken).
- Наверное, похожая картина наблюдается и в Израиле, где тоже много бывших соотечественников?
- Конечно, Израиль более удален территориально, да и ситуация там несколько иная. Тем не менее продажи в этот регион в течение последних трех лет выросли в три раза. В этом году в Израиль продано более 100 тыс. дал (более 1 млн литров) пива "Балтика". Мы считаем, что это не предел, поскольку каждый шестой житель Израиля - выходец из бывшего СССР.
Кроме того, в ближайшее время (до конца этого года) будет официально объявлено об открытии представительств "Балтики" в Казахстане, Киргизии, Белоруссии и Молдавии. Также открывается представительство компании в странах Балтии - оно будет расположено в Риге (Латвия), но будет, кроме того, контролировать продажи в Литве и Эстонии, а также экспортные операции через Балтийское море в страны Скандинавии. В качестве первого пробного шага мы перенесли производство пива под брэндом "Балтика" за пределы России. Латвия - это первая страна, в которой началось производство пива "Балтика" по лицензии. В Риге пиво "Балтика" доверено варить лидеру латвийского пивного рынка - пивоварне "Алдарис".
- А почему была выбрана именно Рига, а не Вильнюс или Таллин?
- Латвия - это наиболее перспективный для нас рынок, в том числе благодаря тому, что именно в этой республике русскоязычных проживает больше, чем в других странах Балтии. Но мы не ограничиваемся Восточной Европой: до конца года будет открыто представительство "Балтики" в Гамбурге, которое начнет торговать пивом на рынках Западной Европы от имени компании-производителя.
- Наверное, существуют определенные трудности при выходе на рынки других стран?
- Трудности на новых рынках можно разделить на две составляющие: проблемы, связанные с экспортом любого товара из РФ (бюрократические и другие препоны по эту сторону границы), и проблемы, которые встают перед экспортером уже непосредственно на рынке другого государства.
Внутри нашей страны это в первую очередь излишне формализованная процедура подтверждения экспорта по косвенным налогам (акциз и НДС) для предприятий-производителей. При экспорте государство возвращает предприятию-производителю акциз и НДС. Однако на волне борьбы с мошенниками, "возвращающими" НДС без экспортных операций, удар пришелся по производителям. Процедура подтверждения экспорта позволяет сегодня налоговым органам выдвигать условия, зачастую невыполнимые для производителей. Все это приводит к дополнительным налоговым выплатам и, как следствие, потерям рентабельности экспортных продаж.
В этой связи "Балтика" неоднократно вносила в Минэкономразвития конкретные предложения и поправки по упрощению и унификации законодательства, которые только помогут добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности. Но пока ответа на наши инициативы мы не получили.
Я упомянул, что мы открываем представительство в Германии. Но при этом сложность получения разрешения Центробанка на осуществление вклада в уставной капитал дочерней зарубежной компании, необходимость получения разрешения в Минэкономразвития, отсутствие сроков выдачи разрешений и ответственности за исполнение этих сроков, а также концентрация этих функций в Москве приводят к неоправданным временным издержкам.
Помимо этого, мы предлагаем правительству внести поправки в Закон о валютном регулировании и контроле. Мы считаем, что срок, установленный на отнесение экспортно-импортных операций к текущим (90 дней), экономически не обоснован и вреден. Необходимо хотя бы увеличить его вдвое - до 180 дней.
Есть еще масса препон. Так, установленные в РФ стандарты на продукты, в том числе и пиво, не совпадают с нормами стран ВТО. Российские сертификаты соответствия за рубежом не принимаются и не рассматриваются. Как следствие, необходимо заново проводить сертификацию уже в стране назначения. Процедура занимает обычно длительное время и увеличивает сроки начала первых поставок. Необходима унификация российских санитарно-гигиенических требований с мировыми стандартами, установленными в странах ВТО. Это позволило бы обеспечить преемственность российских сертификатов соответствия на зарубежных рынках и тем самым увеличило бы экспортный потенциал отечественных товаров.
Усложнена и затянута процедура оформления сертификата происхождения товара в Минэкономразвития. Необходимо сократить срок ее прохождения с 10 хотя бы до двух дней.
- Да, сложно вывезти товар из России. Но ведь трудности на этом не заканчиваются?
- Продажи на том или ином зарубежном рынке - это вопрос, ответ на который зависит от конкретной страны. Вне зависимости от того, рынок ли это страны - участницы СНГ или рынок европейской страны, всегда в той или иной степени существует желание государства оградить свой рынок, сделать его более привлекательным для местного производителя. Тем не менее существуют международные соглашения, которые оговаривают правила игры. Но, к сожалению, эти соглашения не всегда выполняются.
Характерный пример: несмотря на то что РФ и Белоруссия заявляют о создании Союзного государства, несмотря на то что подписано соглашение о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, Белоруссия ввела новый порядок получения лицензии на ввоз российского пива (постановление № 1143 от 23.08.02). Лицензия стоит теперь более 10 тыс. долларов, что делает цены на наше пиво неконкурентоспособными на белорусском рынке.
Сделано это во вред российскому производителю с благим намерением защитить интересы местного производителя. Однако в Республике Беларусь пивная промышленность сегодня фактически полностью разрушена административным диктатом. Получается, все, чем могут "помочь" власти отрасли и белорусским потребителям, - это поставить барьер на пути нашего пива. Как будто мы не идем к единой валюте, как будто белорусских товаров нет на российском рынке. Тем самым создаются неравные условия для российских предприятий, работающих в Белоруссии, и для белорусских, работающих в России.
- Это, наверное, не единственный пример?
- Таких примеров много, например - Казахстан. И Россия, и Казахстан участвуют в международных соглашениях, в том числе и тех, которые регулируют ставки акцизов на ввезенные товары. Согласно этим договорам, стороны должны взимать акцизы согласованно и не облагать товары дополнительными внутренними налогами и сборами. Иначе говоря, на территории Казахстана ставки акциза на российские товары не должны быть выше ставок акцизов на товары местных производителей. Однако правительство Казахстана издает постановление № 137 от 28.01.2000, устанавливающее ставку акциза на пиво казахского производства на уровне 6 тенге за литр, а для пива, ввезенного с территории РФ, - 0,2 евро за литр, что по стоимости в 5 раз выше.
Но это нас не останавливает, мы все равно увеличиваем экспорт пива. Мы рассматриваем эти трудности как элемент работы, как трудности, которые нужно преодолевать.
- Вы даже получили звание лучшего экспортера...
- Да, в начале этого года "Балтика" была отмечена знаком "Лучший российский экспортер-2001", который вручает по итогам года Минэкономразвития. Награда дана за то, что компания активно работала в направлении экспорта. Не последнюю роль в выборе победителя сыграло то, что "Балтика" экспортирует не сырье, а высокотехнологичную продукцию, отмеченную многими российскими и международными наградами. Доля пива "Балтика" в общем объеме экспорта российского пива составляет более 60 процентов. Экспорт пива "Балтика" в 2001 году превысил отметку в 17 млн долларов без учета налогов, а это значит, что миллионы пришли в российскую экономику. За такие награды мы будем бороться каждый год. И по итогам текущего года у нас есть все основания претендовать на получение этой награды снова: по нашим оценкам, объем экспортной выручки "Балтики" за 2002 год составил 40 млн долларов.
- В свете сказанного о трудностях, которые приходится преодолевать российским экспортерам, наверное, руководство "Балтики" поддерживает вступление России в ВТО?
- Вступление в ВТО, как нам представляется, не сама цель. Все зависит от тех условий, на которых Россия будет принята в это сообщество. Безусловно, эти условия в первую очередь должны быть выгодны России. Поэтому нам кажется, что процесс присоединения к ВТО должен благоприятно повлиять на развитие компании и, в частности, на экспорт нашей продукции. В первую очередь речь идет о применении режима наибольшего благоприятствования к российским товарам в странах - участницах ВТО. Понижение таможенных тарифов (а в ряде стран таможенные тарифы в отношении стран - участниц ВТО вообще отсутствуют) заметно упростит экспорт российских товаров.
Совершенствование таможенного и валютного законодательства также очень важный момент. ВТО требует приведения законодательства в соответствие с принципами этой организации. Это, безусловно, должно облегчить экспорт, принимая во внимание те трудности, о которых я уже говорил.
И последнее - вступление в ВТО потребует упрощения процедур сертификации и стандартизации, а также приведения их в соответствие с нормами Международной организации по стандартизации (ISO), Европейского комитета по стандартизации и т. д. Все это позволит работать по единой документации и внутри России, и в странах СНГ, и в других странах.
В заключение хочу сказать, что для нас, работающих на "Балтике", ясно, что наша продукция полностью соответствует мировым стандартам, а по ряду позиций и превосходит их. "Балтика" не делает различий между продукцией, производимой на экспорт и для внутреннего рынка. Данное условие позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее, надеяться на выход на новые рынки.
Виктор НИКОЛАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь