Общество

ЧЕЧЕНЦЫ - КТО ОНИ?

30 октября
ИСТОРИЯ
Впервые чеченцы упоминаются в армянских и грузинских источниках в VII веке н. э. Но уже в первые века нашей эры они освоили не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, где вошли в контакт с сарматским и аланским кочевым миром. В ходе татаро-монгольских походов XIII в. равнинная часть Чечни вошла в состав Золотой Орды.
В XVI-XVII века Кавказский перешеек, в том числе и Чечня, становится объектом притязаний Османской империи (с ее вассалом - Крымским ханством), Персии и Московского царства. В ходе военной и дипломатической борьбы между этими традиционно соперничающими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, тогда же складываются и современные границы расселения чеченского этноса.
Начиная с Петра I политика России в отношении Чечни приобретает наступательный характер. В последние годы правления Екатерины II российские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту чеченского противодействия в конце ХVIII - 1-й половине XIX вв. К 1840 г. на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля. К России Чечня была окончательно присоединена в 1859 г. Кавказская война длилась более полувека и стала самой долгой военной кампанией, которую вела Россия за всю свою историю.
До 1917 г. Чечня входила в состав Терской области. В 1922 г. была образована Чеченская автономная область в составе РСФСР, в 1934 г. объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 г. преобразованную в Чечено-Ингушскую АССР. В феврале 1944 г. части Красной Армии и НКВД (численностью до 200 тыс. чел.) в течение нескольких суток отправили в ссылку в Казахстан около 500 тыс. чеченцев и ингушей, значительная часть которых в первый же год погибла от голода и болезней. Чечено-Ингушетия была упразднена, ее земли розданы соседям. Автономная республика была восстановлена в 1957 г.
В ноябре 1990 г. сессия Верховного совета республики приняла декларацию о суверенитете, 1 ноября 1991 г. была провозглашена суверенная Чеченская Республика.
ТРАДИЦИИ
Чеченцы больше других народов Северного Кавказа сохранили специфическую для этого региона этническую структуру - тейпы. Этому способствовало расселение в горах, замкнутость жизни и периодическое давление со стороны более сильных соседей. Тейп - общинная организация, основанная на родственной и соседской близости, - выступает базовой единицей чеченского общества. Это форма своего рода стихийно демократической самоорганизации общества.
Большинство специалистов полагают, что единое общечеченское самосознание стало формироваться только в ходе чеченского конфликта. По мнению С. Насридинова, директора Института проблем исламской цивилизации, до сих пор "чеченец имеет обязательства сначала перед своим тейпом, а затем уже перед всем обществом и государством".
Жизнь тейпа издавна регулировалась народными сходами, состоящими из всего мужского населения общины, женщины в сходах не участвовали. Вместе с тем статус женщины соответствовал тому высокому положению, какое она занимала в трудовой жизни семьи. Чеченская женщина традиционно пользовалась относительно большой свободой. Девушки и даже замужние женщины не прятались, не закрывали лица и не стыдились присутствия мужчин. Мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине - более того, бросив с головы платок в середину сражавшихся, она могла остановить любое кровопролитие. Высоко ставился авторитет матери, бабушки.
Почитание старших, уважительное отношение к родителям - еще одна чеченская традиция. Нарушение ее рассматривается до сих пор как самый сильный порок. В соответствии с горским этикетом старшим уступают место, дорогу, слово.
В общественном быту значительную роль играл обычай гостеприимства. Причем гостем мог стать любой человек независимо от национальности и вероисповедания. За нарушение этого обычая хозяин лишался авторитета и уважения со стороны других членов тейпа. Обычай гостеприимства спасал даже убийцу в доме его врага: принявший его хозяин гарантировал ему не только кров, но и безопасность, а в случае необходимости обязан был защищать гостя с оружием в руках. Были распространены куначество и побратимство.
Среди норм обычного права (адата) особое место занимал обычай кровной мести, соответствующий принципу "око за око, зуб за зуб". Причем проклятие касалось не только самого виновника, но и всей его семьи, а иногда и селения. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощенного кровника, измена родине, изнасилование. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами селения или тейпа.
Чеченские традиции в годы советской власти были частично утрачены, однако в ходе конфликта, уже в переосмысленной форме, стали основой чеченского менталитета, в первую очередь это относится к обычаю кровной мести. Обычное право (адат) и исламское право (шариат) во многом противоречат друг другу, именно поэтому ваххабизм, наиболее консервативное течение ислама, плохо прижилось на чеченской почве.
"ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ"
Основные предпосылки конфликта: кавказская война XIX века, сталинские репрессии и депортация чеченцев 1944 года, этническая мобилизация периода распада СССР, характерная не только для чеченцев, но и многих других народов Советского Союза. При этом можно выделить следующие этапы в развитии этого конфликта.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Начало конфликта следует отнести к концу 1990 г., когда демократическими силами России и национальными движениями в других республиках был выдвинут лозунг борьбы с "империей" и "имперским мышлением". По инициативе ряда ведущих российских политиков генерал-майор авиации Джохар Дудаев был приглашен возглавить Объединенный конгресс чеченского народа - основную силу, которой предназначалось сменить прежнюю партийно-советскую элиту во главе с Доку Завгаевым. В своих стратегических планах (борьба за отделение от России) Дудаев опирался как на радикальное крыло Конфедерации горских народов Кавказа, так и на отдельных кавказских лидеров (в частности, Звиада Гамсахурдиа) и весьма быстро приобрел статус харизматического лидера значительной части населения Чечни.
Ситуация двоевластия сохранялась в Чечне до августа 1991 года, когда поддержка Завгаевым действий ГКЧП сыграла на руку его противникам и привела к власти Объединенный конгресс чеченского народа в лице Дудаева, который, став легитимным главой республики - президентом, делает заявление о стремлении добиться предоставления Чечне государственной независимости.
ВТОРОЙ ЭТАП, непосредственно предшествующий началу военных действий, охватывает период с конца 1991 года до декабря 1994 года. Под личным руководством Дудаева происходит формирование вооруженных сил Ичкерии, причем оружие частично передается чеченской стороне на основании заключенных с Москвой соглашений, частично захватывается силами, подконтрольными Дудаеву.
Парламент республики принимает решение об отзыве народных депутатов из состава Верховного совета РФ, руководство Чечни отказывается парафировать федеративный договор наравне с другими субъектами Федерации. На протяжении всего этого периода ведутся безуспешные переговоры между сторонами конфликта. В Чечне нарастает антироссийская истерия, культивируются традиции кавказской войны, впервые выдвигается лозунг "Чечня - субъект Аллаха", хотя исламский фактор еще не становится доминирующим в пропаганде сепаратистов.
Чеченское общество расколото, оппозиционные силы, опирающиеся на поддержку Москвы, в некоторых районах устанавливают параллельную власть, предпринимая попытки захватить столицу республики. Атмосфера накаляется до предела, и в этих условиях президент России 30 ноября 1994 г. издает указ "О мерах по обеспечению конституционной законности и правопорядка на территории ЧР".
ТРЕТИЙ ЭТАП. "Восстановление конституционного порядка" оборачивается широкомасштабными военными действиями со значительными потерями с обеих сторон. С конца 1994 года возврат к исходной точке конфликта становится невозможным: идеология сепаратизма, так же как и идеология целостности государства, как бы материализуется в убитых, пропавших без вести, искалеченных людях, в разрушенных городах и селах.
Восприятие войны, с одной стороны, чеченцами, а с другой - россиянами с первых дней начала военных действий диаметрально противоположно. Если чеченское сопротивление приобретает всенародную поддержку, перед лицом внешнего "врага" забываются прежние распри, а Дудаев становится в глазах граждан своей республики прямым наследником идей имама Шамиля, то Ельцин, напротив, теряет былую популярность в народе, а в массовом сознании усиливаются пацифистские настроения.
К середине 1995 года российские войска устанавливают контроль над важнейшими населенными пунктами республики. После гибели Дудаева его обязанности переходят к значительно менее популярному Яндарбиеву. Однако террористические акции в Буденновске, а спустя полгода в Кизляре убедительно демонстрируют, что сопротивление не сломлено, а чеченская сторона переходит к затяжной партизанской войне.
В этих условиях на фоне предстоящих президентских выборов 1996 г. Москва склоняется к приостановке военных действий, которая была официально зафиксирована Хасавюртовскими соглашениями. Год спустя, в мае 1997 г., Борис Ельцин и Аслан Масхадов подписывают Договор о принципах взаимоотношений РФ и ЧР Ичкерии, в котором стороны заявляют о неприменении силы при решении любых спорных вопросов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП конфликта охватывает период с середины 1997 г. до августа 1999 г., когда отряды Шамиля Басаева вторглись на территорию Дагестана и положили начало новому витку военных действий. В отличие от своего предшественника - Дудаева - президент Масхадов не способен контролировать ситуацию в республике: вновь усиливаются распри между отдельными тейпами, на этот раз инициированные степенью "доступа" к экономическим ресурсам республики, в частности к нефти - ее основному богатству. Наиболее прибыльным занятием для некоторых группировок становится захват российских граждан с целью получения выкупа. Население республики уменьшается - часть чеченцев, прежде всего образованных и экономически активных, переезжает в Россию.
Предпринимается попытка установления исламского порядка: введение шариатских судов, ограничение прав женщин, переход к религиозному образованию и т. п. Исламский фактор начинает заметно теснить идею национальной независимости.
В этих условиях ваххабитское крыло чеченского сопротивления предпринимает попытку распространить свое влияние на соседнюю республику - Дагестан.
ПЯТЫЙ ЭТАП конфликта еще не закончен. В его ходе федеральные части, преодолевая сопротивление отдельных отрядов сепаратистов (единой чеченской армии с единым командованием сегодня не существует), уже вторично устанавливают контроль над территорией республики. Формируются переходные структуры власти, в Чечне медленно, с трудом, но устанавливается правопорядок.
От партизанских "набегов" на блокпосты и показательных убийств чеченцев, лояльных российской власти, сепаратисты, вошедшие в сеть международного терроризма, переходят к наступательным акциям, трагическим доказательством чего стал массовый захват заложников отрядом Бараева в Москве в ночь на 23 октября 2002 г.
При этом основной предпосылкой конфликта, которая не принималась и почти не принимается до сих пор во внимание российской стороной, стала недооценка роли этнического фактора как в самой Чечне, так и на Северном Кавказе в целом. Непонимание специфики национального самосознания как самих чеченцев, так и других горских народов Северного Кавказа приводит к преувеличению экономических возможностей разрешения конфликта. Кроме того, нельзя забывать и о том, что чеченское общество еще абсолютно традиционно по своим нормам и ценностям. Поэтому многие рецепты, "работающие", к примеру, в Северной Ирландии или в Стране Басков, в этом регионе просто неприменимы в силу психологической неготовности большинства чеченцев их воспринять.
Решение чеченского конфликта лежит в плоскости длительной, кропотливой и, главное, профессиональной работы по восстановлению разрушенных войной взаимоотношений между чеченцами и русскими, воссозданию позитивного образа государства, способного защитить любого человека независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности. И к этой работе следует максимально привлекать специалистов - этнологов, психологов, социологов.
Зинаида СИКЕВИЧ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2