Город
НЕ ЗНАЛИ ДРУГОЙ ДОРОГИ...
31 октября
КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ
В 1855 году родоначальник знаменитейшей сегодня марки инженер Отто Вернер Сименс основал в Петербурге телеграфные мастерские "Сименс и Гальске". Они проработали больше шестидесяти лет, выпуская телеграфные аппараты и радиопередатчики. После Великой Октябрьской революции предприятие было экспроприировано, но предназначение его большевики не изменили - появился так называемый трест заводов слабого тока. Совдепия не останавливала производство аппаратов связи - только присвоила ему имя героя гражданской войны.
В истории завода много интересных страниц - его радио- и телеспециалисты всегда шли "в авангарде" и "в ногу". Первые выпустили... Первые наладили... Каждый седьмой телевизор в стране... Очередная новаторская идея... На заводе имени Козицкого делали "Радугу" - первый цветной телевизор...
Когда партизанам Карелии потребовались радиостанции - несколько инженеров и рабочих (в основном женщины и дети) освоили схему и наладили их выпуск при полном отсутствии автономного электричества! Работники завода до сих пор воспринимают эту историю как нечто невероятное: "Этого не могло быть! Но ведь было же, черт возьми!" Тогда к заиндевелому зданию завода по реке Смоленке подошел военный корабль. И в течение нескольких месяцев его дизели питали станки и машины одного цеха. А легендарная радиостанция "Север" навечно осталась в памяти партизан и на страницах их дневников.
Далее история завода делится на пятилетки - от съезда к съезду. И так до перестроечных времен. К ним телевизионщики подошли в отличнейшей форме: современное оборудование (как им гордились!), специалисты высочайшего класса (разбуди - нарисуют схему и соберут телевизор), знающие свое дело от "А" до "Я". Впрочем, так было и на многих других предприятиях.
КАК БЫТЬ?
А потом в стране пошла мода на "некрологи". О заводе им. Козицкого говорили - умер окончательно и бесповоротно. Но здесь специалисты, пережившие "Армагеддон" советско-российской промышленности, протестуют - да, пульс еле прослушивался, но завод жил. Как он жил и почему он выжил, мне поведал инженер-разработчик в прошлом, а ныне руководитель информационно-аналитического центра завода им. Козицкого Александр Маркович Непомнящий. Он упомянул о том, что завод все-таки получал время от времени военные госзаказы. Но основная заслуга принадлежит тем специалистам, вернее суперспециалистам, которые, оставшись, составляли движущую силу. Почему они в течение нескольких лет работали без зарплаты и не уходили, Александр Маркович объяснить не мог, рассказал только про себя: "Иной дороги в нашем городе, кроме как на Васильевский остров, я как бы и не знал. Ноги сами несли на завод".
Видимо, так и другие шли на работу. Причем работали они с максимальной отдачей. Основное здание завода тогда практически не функционировало, и инженеры перебазировались в опытную лабораторию. Там они чуть ли не вручную выпускали по 200-300 телевизоров в год. Сейчас это кажется смешным. И хочется спросить, зачем вообще это было надо. Ответ очень прост - они изучали ежемесячно меняющиеся технологии производства телеаппаратуры по опыту ведущих западных и восточных фирм, поддерживали и повышали свою квалификацию и, соответственно, квалификацию завода. А ведь за это десятилетие появились новые требования к инженерам и программистам, абсолютно изменились принципы создания электронных схем и их сборки в единое целое. И для того чтобы остаться на уровне, было просто необходимо изучать, а самое главное, воспринимать успехи зарубежных компаний без снобизма и ложного патриотизма. Этим и занимались специалисты "Козицкого" и верили, что времена изменятся.
На этот завод, как мы уже говорили, не позарились предприимчивые иностранцы, он не привлек к себе госинвестиций, - его купили, купили таким, какой он был, без особых перспектив и надежд. Но новый владелец привлек молодых...
МОЛОДЫЕ
Перед ними встало два вопроса. И первый - "Что делать?" - был, наверное, даже менее важен, чем второй - "С чего начать?". Единственное, на какой вопрос они ответили, - это "Что производить?". Они знали, что "стране нужны свои телевизоры". Да, фраза может вызвать улыбку, но новые сотрудники предприятия воспринимали этот лозунг вполне серьезно.
Они попытались выяснить, из чего же вообще можно что-то сделать - от стабильного производства ничего не осталось, даже доходов от аренды и тех не было. Одним словом, не было ничего, кроме заброшенного огромного здания с далекими от совершенства цехами и специалистов, правда сохранивших свой профессионализм. Да, мастерство и активность "старики" не потеряли, а вот дела запустили основательно, хотя все отделы, производство, бухгалтерия, матчасть и т. д. завода работали как часы, но... их функционеры были отучены задавать вопросы государству. В итоге военные госзаказы проводили и оформляли как положено, но большинство заказов оплачивалось не деньгами, а долговыми расписками.
Молодые управленцы вопросы задавать умели. И учреждениям, которые не могли четко ответить, когда деньги попадут на счет завода, в исполнении их заказов было отказано категорически. Один из директоров завода рассказывал, что самым сложным в этой ситуации было организовать коллектив - люди разучились работать на производстве, а проще - на конвейере. То есть все знали, что рано или поздно "Козицкий" начнет выпускать свою "Радугу", но для этого нужно было наладить систему профессиональных и даже человеческих отношений. Конечно же, у "стариков" первое время проявлялся некоторый снобизм в отношении к тридцатилетним, "молодым да ранним", директорам, инженерам, программистам.
Короче говоря, им надо было поработать вместе. Одна трогательная деталь: вымытые впервые за десять лет окна завода произвели на старых работников впечатление большее, нежели, допустим, если бы вместо старинного здания в три дня, как в сказке, вдруг появилось новое ультрасовременное сооружение.
СРАБОТАЛИСЬ
А пока производственные помещения приводились в порядок, менеджеры принялись за поиск первого заказа. Вы, наверное, помните, что одно время в питерских магазинах появилось огромное количество белорусских телевизоров. Из комплектующих витебских заводов - ведь промышленность Белоруссии тогда поддерживало и помогло восстановить правительство этой небольшой страны - телевизоры "Витязь" собирали у нас на "Козицкого".
Потренировались, теперь нужно было искать "настоящий" заказ. Руководство завода никогда не хотело зависеть от посторонней фирмы. А ведь эта форма производства, так называемый толлинг, популярна в наши дни: тебе привозят материалы и платы, ты все это собираешь, и довольные заказчики увозят готовую аппаратуру. Такие варианты предлагались, но они не могли стать основным видом деятельности предприятия. Напомним: "Стране нужны свои телевизоры".
Эту идею поддерживали все без исключения работники завода. Кстати, уже к двухтысячному году они прониклись друг к другу симпатией и уважением. Молодые с удивлением говорили о дисциплинированности старых специалистов и об их основательном подходе к своей работе, а те, в свою очередь, с теплым чувством пели дифирамбы новым программистам.
Больше сомнений ни у кого не было, сдвинулось с места производство, и заработала научно-исследовательская база: весной 2000 года на прилавках магазинов появились телевизоры "Радуга", а на стендах промышленных выставок - опытные образцы аналоговых и даже цифровых петербургских телевизоров. Остальное - будни предприятия.
P. S. В ноябре на заводе откроются дополнительные производственные линии. И может быть, даже "Радугу" отныне будут выпускать с российскими кинескопами. Правда, в том случае, если качество и стабильность этого качества (кинескопы производят на одном из воронежских заводов) удовлетворят требования специалистов "Козицкого".
А вот российские микросхемы - это уже другая статья.
Михаил ТЕЛЕХОВ
В 1855 году родоначальник знаменитейшей сегодня марки инженер Отто Вернер Сименс основал в Петербурге телеграфные мастерские "Сименс и Гальске". Они проработали больше шестидесяти лет, выпуская телеграфные аппараты и радиопередатчики. После Великой Октябрьской революции предприятие было экспроприировано, но предназначение его большевики не изменили - появился так называемый трест заводов слабого тока. Совдепия не останавливала производство аппаратов связи - только присвоила ему имя героя гражданской войны.
В истории завода много интересных страниц - его радио- и телеспециалисты всегда шли "в авангарде" и "в ногу". Первые выпустили... Первые наладили... Каждый седьмой телевизор в стране... Очередная новаторская идея... На заводе имени Козицкого делали "Радугу" - первый цветной телевизор...
Когда партизанам Карелии потребовались радиостанции - несколько инженеров и рабочих (в основном женщины и дети) освоили схему и наладили их выпуск при полном отсутствии автономного электричества! Работники завода до сих пор воспринимают эту историю как нечто невероятное: "Этого не могло быть! Но ведь было же, черт возьми!" Тогда к заиндевелому зданию завода по реке Смоленке подошел военный корабль. И в течение нескольких месяцев его дизели питали станки и машины одного цеха. А легендарная радиостанция "Север" навечно осталась в памяти партизан и на страницах их дневников.
Далее история завода делится на пятилетки - от съезда к съезду. И так до перестроечных времен. К ним телевизионщики подошли в отличнейшей форме: современное оборудование (как им гордились!), специалисты высочайшего класса (разбуди - нарисуют схему и соберут телевизор), знающие свое дело от "А" до "Я". Впрочем, так было и на многих других предприятиях.
КАК БЫТЬ?
А потом в стране пошла мода на "некрологи". О заводе им. Козицкого говорили - умер окончательно и бесповоротно. Но здесь специалисты, пережившие "Армагеддон" советско-российской промышленности, протестуют - да, пульс еле прослушивался, но завод жил. Как он жил и почему он выжил, мне поведал инженер-разработчик в прошлом, а ныне руководитель информационно-аналитического центра завода им. Козицкого Александр Маркович Непомнящий. Он упомянул о том, что завод все-таки получал время от времени военные госзаказы. Но основная заслуга принадлежит тем специалистам, вернее суперспециалистам, которые, оставшись, составляли движущую силу. Почему они в течение нескольких лет работали без зарплаты и не уходили, Александр Маркович объяснить не мог, рассказал только про себя: "Иной дороги в нашем городе, кроме как на Васильевский остров, я как бы и не знал. Ноги сами несли на завод".
Видимо, так и другие шли на работу. Причем работали они с максимальной отдачей. Основное здание завода тогда практически не функционировало, и инженеры перебазировались в опытную лабораторию. Там они чуть ли не вручную выпускали по 200-300 телевизоров в год. Сейчас это кажется смешным. И хочется спросить, зачем вообще это было надо. Ответ очень прост - они изучали ежемесячно меняющиеся технологии производства телеаппаратуры по опыту ведущих западных и восточных фирм, поддерживали и повышали свою квалификацию и, соответственно, квалификацию завода. А ведь за это десятилетие появились новые требования к инженерам и программистам, абсолютно изменились принципы создания электронных схем и их сборки в единое целое. И для того чтобы остаться на уровне, было просто необходимо изучать, а самое главное, воспринимать успехи зарубежных компаний без снобизма и ложного патриотизма. Этим и занимались специалисты "Козицкого" и верили, что времена изменятся.
На этот завод, как мы уже говорили, не позарились предприимчивые иностранцы, он не привлек к себе госинвестиций, - его купили, купили таким, какой он был, без особых перспектив и надежд. Но новый владелец привлек молодых...
МОЛОДЫЕ
Перед ними встало два вопроса. И первый - "Что делать?" - был, наверное, даже менее важен, чем второй - "С чего начать?". Единственное, на какой вопрос они ответили, - это "Что производить?". Они знали, что "стране нужны свои телевизоры". Да, фраза может вызвать улыбку, но новые сотрудники предприятия воспринимали этот лозунг вполне серьезно.
Они попытались выяснить, из чего же вообще можно что-то сделать - от стабильного производства ничего не осталось, даже доходов от аренды и тех не было. Одним словом, не было ничего, кроме заброшенного огромного здания с далекими от совершенства цехами и специалистов, правда сохранивших свой профессионализм. Да, мастерство и активность "старики" не потеряли, а вот дела запустили основательно, хотя все отделы, производство, бухгалтерия, матчасть и т. д. завода работали как часы, но... их функционеры были отучены задавать вопросы государству. В итоге военные госзаказы проводили и оформляли как положено, но большинство заказов оплачивалось не деньгами, а долговыми расписками.
Молодые управленцы вопросы задавать умели. И учреждениям, которые не могли четко ответить, когда деньги попадут на счет завода, в исполнении их заказов было отказано категорически. Один из директоров завода рассказывал, что самым сложным в этой ситуации было организовать коллектив - люди разучились работать на производстве, а проще - на конвейере. То есть все знали, что рано или поздно "Козицкий" начнет выпускать свою "Радугу", но для этого нужно было наладить систему профессиональных и даже человеческих отношений. Конечно же, у "стариков" первое время проявлялся некоторый снобизм в отношении к тридцатилетним, "молодым да ранним", директорам, инженерам, программистам.
Короче говоря, им надо было поработать вместе. Одна трогательная деталь: вымытые впервые за десять лет окна завода произвели на старых работников впечатление большее, нежели, допустим, если бы вместо старинного здания в три дня, как в сказке, вдруг появилось новое ультрасовременное сооружение.
СРАБОТАЛИСЬ
А пока производственные помещения приводились в порядок, менеджеры принялись за поиск первого заказа. Вы, наверное, помните, что одно время в питерских магазинах появилось огромное количество белорусских телевизоров. Из комплектующих витебских заводов - ведь промышленность Белоруссии тогда поддерживало и помогло восстановить правительство этой небольшой страны - телевизоры "Витязь" собирали у нас на "Козицкого".
Потренировались, теперь нужно было искать "настоящий" заказ. Руководство завода никогда не хотело зависеть от посторонней фирмы. А ведь эта форма производства, так называемый толлинг, популярна в наши дни: тебе привозят материалы и платы, ты все это собираешь, и довольные заказчики увозят готовую аппаратуру. Такие варианты предлагались, но они не могли стать основным видом деятельности предприятия. Напомним: "Стране нужны свои телевизоры".
Эту идею поддерживали все без исключения работники завода. Кстати, уже к двухтысячному году они прониклись друг к другу симпатией и уважением. Молодые с удивлением говорили о дисциплинированности старых специалистов и об их основательном подходе к своей работе, а те, в свою очередь, с теплым чувством пели дифирамбы новым программистам.
Больше сомнений ни у кого не было, сдвинулось с места производство, и заработала научно-исследовательская база: весной 2000 года на прилавках магазинов появились телевизоры "Радуга", а на стендах промышленных выставок - опытные образцы аналоговых и даже цифровых петербургских телевизоров. Остальное - будни предприятия.
P. S. В ноябре на заводе откроются дополнительные производственные линии. И может быть, даже "Радугу" отныне будут выпускать с российскими кинескопами. Правда, в том случае, если качество и стабильность этого качества (кинескопы производят на одном из воронежских заводов) удовлетворят требования специалистов "Козицкого".
А вот российские микросхемы - это уже другая статья.
Михаил ТЕЛЕХОВ