Общество
ПРОЕКТЫ, КОНФЛИКТЫ...
12 ноября
ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ...
Государственная академическая капелла начинает серию концертов в честь собственного 300-летия, которое будет отмечаться вместе с юбилеем города.
В недрах комитета-300 родилась идея организовать в дни официального юбилея всероссийскую премьеру фильма Александра Сокурова "Русский ковчег", а до того провести показ фильма в рамках лондонской выставки "300 лет Санкт-Петербургу: Россия, открытая миру" в ноябре. Сокуровская видеоэкскурсия по Эрмитажу как раз для таких культурных мероприятий в основном и сделана.
А вот американских телевизионщиков празднование юбилея Петербурга больше всего интересует участием в нем не российских деятелей культуры, а мировых звезд шоу-бизнеса. Обсуждая возможность реализации в связи с юбилеем специального телепроекта, заокеанские продюсеры особо интересовались перспективами появления на празднике суперзвезд, которые могут привлечь к экранам американского зрителя, а значит, и обеспечат окупаемость проекта.
На берегах Невы о финансовой стороне дела тоже не забывают. Фонд "Санкт-Петербург" перечислил Царскосельскому фонду развития культуры 100 тыс. долларов на подготовку и проведение юбилейного праздника в акватории Невы 31 мая будущего года. Включая предпроектные работы, общий объем внебюджетных средств, перечисленных на это мероприятие, пока составил 130 тыс. долларов, а всего требуется, как уже говорилось, 800 тысяч.
Приобрели более четкие очертания контуры проекта под названием "Арабская кругосветка", о котором мы уже упоминали. В феврале 2003 года из Петербурга отбудет, а 27 мая будущего года возвратится географ и журналист Сергей Евстифьев. Его маршрут пройдет по путям известных исследователей и путешественников, чьи имена неразрывно связаны с Петербургом. Сначала путешественник посетит родные места Николая Миклухо-Маклая, Игнатия Крачковского, Евгения Павловского и Николая Вавилова. Потом он побывает в Иордане, Ираке, Йемене, Саудовской Аравии. По итогам путешествия выйдет книга, помощь в издании которой окажут ректор СПбГУ Людмила Вербицкая и директор Зоологического музея Александр Алимов.
Еще один путешественник неделю назад отправился на велосипеде уже во второй в своей жизни вояж по кругосветному маршруту. Стартовав в столице Эстонии, Сергей Лыжин успешно преодолел за неделю дороги Ленобласти и прибыл в Хельсинки. Свое путешествие он посвящает 300-летию северной столицы и памяти первого правителя Русской Америки (была такая - от Аляски до Калифорнии) Александра Баранова.
Две экспедиции направляются в Антарктиду. Научно-исследовательское судно "Академик Федоров" доставит из Петербурга на шестой континент участников очередной, уже 48-й по счету научной экспедиции. А в декабре 2002 должен состояться полет в Антарктиду российского надувного аэростата. В честь 300-летия группа парашютистов хочет соскочить с воздушного шара на Южный полюс Земли. Проект называется "Небесная Одиссея".
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Большинство наших соотечественников не обладает даром так легко отрываться от земной почвы, особенно 7 ноября. Праздничные колонны демонстрантов были сформированы из граждан более-менее заземленных, но неспособных соглашаться на все и примиряться со всем. Однако жители двух столиц показали примерно вдвое большую склонность к примирению с новой действительностью, чем обитатели других регионов. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге выступления в честь 85-й годовщины и были самыми массовыми, в столичных мероприятиях поучаствовала гораздо меньшая доля жителей, чем в среднем по стране. Так, в нашем городе из обещанных устроителями 25-30 тысяч демонстрантов смогли выйти на площадь (Исаакиевскую) лишь 5 тысяч.
В канун Великого Октября в Музее политической истории открылась уникальная экспозиция из личных вещей участников штурма Зимнего и их противников. Также были выставлены на публичное обозрение карикатуры на Ленина. Выставка, как и митинг, проходит под усиленной охраной.
Демонстранты отправились в свой праздничный поход от концертного зала "Октябрьский", где в эти дни отмечался другой юбилей - 35-летие самого БКЗ - и собралась иная публика во главе с иными лидерами - Раймондом Паулсом, Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым и Лаймой Вайкуле.
Те же, кому обе эти акции справедливо показались одинаково бесперспективными, могли 7 ноября выбрать себе другое развлечение по вкусу из достаточно широкого ассортимента. На трассе "Невское кольцо" проходили в режиме нон-стоп кольцевые автомобильные гонки "Осенний марафон-2002". СПС и "Яблоко" организовали перед ТЮЗом совместную акцию - устроили "стрелку" императору Петру Великому и предсовнаркома Владимиру Ленину.
В тот же день в городе Волосово Ленобласти прошел праздник национальных культур "Славянское кольцо". Участвовали творческие коллективы из районов Ленинградской области и артисты петербургских театров. Не обошлось также без общественных организаций и политических партий, демонстрации старинных обрядов и выставки изделий декоративно-прикладного искусства, передающих национальный колорит славянских народов.
В чемпионате мира по универсальному (русскому) бою 8-9 ноября приняли участие команды 24 стран. Универсальный бой включает в себя преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу из пистолета и бой на ринге. Чемпионат официально включен в программу празднования 300-летия Петербурга. Основные конкуренты россиян в этом силовом многоборье - команды Украины и Белоруссии, а также Венгрии и Польши.
В Таллине 7 ноября открылась выставка "Пропаганда советской эпохи". На выставке представлены плакаты, скульптура, живописные полотна, ковры и прочие предметы советского прошлого. Экспонаты отражают пионерский, комсомольский и коммунистический периоды в жизни человека той эпохи. Выставка продлится до 31 мая 2003 года.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ГРАНИЦЫ
Еще летом возникли конфликты на другой ближайшей к нам границе - финской. На минувшей неделе они вновь дали о себе знать.
В конце августа МИД РФ отказал пассажирам паромов круизной компании "Силья Лайн" в упрощенном режиме визового въезда в Россию. Убытки понесли финны, упустил свою прибыль и Петербург. Тем не менее уже тогда казалось очевидным, что проблема очень скоро будет снята. Москве понадобилось два месяца, чтобы согласиться с новым порядком въезда в Россию финских туристов, прибывающих на морских судах. И теперь консульский отдел МИД РФ обещает, что в качестве "жеста доброй воли" в течение года будет проведен эксперимент по оформлению не индивидуальных, а групповых виз для пассажиров паромов, прибывающих в Петербург из портов соседа.
На введении групповых виз настаивает и туристическая общественность. Комиссия Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии по въездному туризму оказалась единодушна во мнении, что предыдущий эксперимент с выдачей краткосрочных 72-часовых виз на въезд в Петербург граждан стран Шенгена, Великобритании и Японии не работает. Предложения РСТ заключаются в том, что необходимо увеличить срок действия краткосрочной визы до пяти дней и разрешить групповой порядок оформления виз, в том числе для участников крупных конгрессов, конференций, выставок и т. п., что укрепит роль Петербурга как международного делового центра.
Гораздо хуже перспективы у российских водителей-дальнобойщиков, которым также ограничивают доступ в Финляндию. В какой-то момент казалось, что и эта проблема вот-вот разрешится, однако в начале ноября водители грузовиков вновь оказались на грани массовых акций протеста. Представителям Минтранса России не удалось убедить коллег из министерства транспорта и связи Финляндии увеличить объем выдачи специальных разрешений на въезд российских тяжелых грузовиков.
Финны считают, что необходим паритет между российскими и финскими перевозчиками, а реально на 135 тысяч использованных россиянами разрешений на въезд приходится менее ста тысяч финских. Об очередном витке в конфликте извещены премьер-министр РФ Михаил Касьянов и глава Минэкономразвития Герман Греф.
Зато Финляндия подписала двустороннее соглашение с Индией о взаимном продвижении и защите инвестиций. Соглашение должно не только стимулировать рост торговли между ними, но и способствовать развитию российской транспортной отрасли. Для этого пригодится транспортный коридор "Север-Юг", официально открытый в Петербурге в конце мая представителями России, Ирана и Индии. Новый водный транспортный коридор начинается в Индийском океане и через Иран, Каспийское море и Волго-Балтийский путь доходит до Балтики. Тысячу лет назад викинги называли этот путь Восточным - тогда он, как и сегодня, был альтернативой другим морским путям из Европы в Азию и обратно. Коридор "Север-Юг" позволит снизить затраты и почти на две недели сократит время транспортировки товаров из Индии в Скандинавию.
Еще один интересный морской проект - паромная переправа из Германии в Петербург. Интересен он в первую очередь тем, что европейские подержанные машины могут подешеветь на нашем рынке на 15-20%, если их повезут морем. Балтийская паромная переправа из Калининграда в Петербург, которую обещают запустить с 1 января 2003 г., имеет совершенно определенный политический смысл и крайне неопределенный экономический. Но все меняется, когда приходят они - те, кто занимается поставками подержанных автомобилей из Германии, и маршрут парома продлевается до Западной Европы. На участие в проекте было подано около 30 инвестиционных заявок. Интерес к проекту проявляет и правительство Германии.
Андрей АНТОНЕНКО
Государственная академическая капелла начинает серию концертов в честь собственного 300-летия, которое будет отмечаться вместе с юбилеем города.
В недрах комитета-300 родилась идея организовать в дни официального юбилея всероссийскую премьеру фильма Александра Сокурова "Русский ковчег", а до того провести показ фильма в рамках лондонской выставки "300 лет Санкт-Петербургу: Россия, открытая миру" в ноябре. Сокуровская видеоэкскурсия по Эрмитажу как раз для таких культурных мероприятий в основном и сделана.
А вот американских телевизионщиков празднование юбилея Петербурга больше всего интересует участием в нем не российских деятелей культуры, а мировых звезд шоу-бизнеса. Обсуждая возможность реализации в связи с юбилеем специального телепроекта, заокеанские продюсеры особо интересовались перспективами появления на празднике суперзвезд, которые могут привлечь к экранам американского зрителя, а значит, и обеспечат окупаемость проекта.
На берегах Невы о финансовой стороне дела тоже не забывают. Фонд "Санкт-Петербург" перечислил Царскосельскому фонду развития культуры 100 тыс. долларов на подготовку и проведение юбилейного праздника в акватории Невы 31 мая будущего года. Включая предпроектные работы, общий объем внебюджетных средств, перечисленных на это мероприятие, пока составил 130 тыс. долларов, а всего требуется, как уже говорилось, 800 тысяч.
Приобрели более четкие очертания контуры проекта под названием "Арабская кругосветка", о котором мы уже упоминали. В феврале 2003 года из Петербурга отбудет, а 27 мая будущего года возвратится географ и журналист Сергей Евстифьев. Его маршрут пройдет по путям известных исследователей и путешественников, чьи имена неразрывно связаны с Петербургом. Сначала путешественник посетит родные места Николая Миклухо-Маклая, Игнатия Крачковского, Евгения Павловского и Николая Вавилова. Потом он побывает в Иордане, Ираке, Йемене, Саудовской Аравии. По итогам путешествия выйдет книга, помощь в издании которой окажут ректор СПбГУ Людмила Вербицкая и директор Зоологического музея Александр Алимов.
Еще один путешественник неделю назад отправился на велосипеде уже во второй в своей жизни вояж по кругосветному маршруту. Стартовав в столице Эстонии, Сергей Лыжин успешно преодолел за неделю дороги Ленобласти и прибыл в Хельсинки. Свое путешествие он посвящает 300-летию северной столицы и памяти первого правителя Русской Америки (была такая - от Аляски до Калифорнии) Александра Баранова.
Две экспедиции направляются в Антарктиду. Научно-исследовательское судно "Академик Федоров" доставит из Петербурга на шестой континент участников очередной, уже 48-й по счету научной экспедиции. А в декабре 2002 должен состояться полет в Антарктиду российского надувного аэростата. В честь 300-летия группа парашютистов хочет соскочить с воздушного шара на Южный полюс Земли. Проект называется "Небесная Одиссея".
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Большинство наших соотечественников не обладает даром так легко отрываться от земной почвы, особенно 7 ноября. Праздничные колонны демонстрантов были сформированы из граждан более-менее заземленных, но неспособных соглашаться на все и примиряться со всем. Однако жители двух столиц показали примерно вдвое большую склонность к примирению с новой действительностью, чем обитатели других регионов. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге выступления в честь 85-й годовщины и были самыми массовыми, в столичных мероприятиях поучаствовала гораздо меньшая доля жителей, чем в среднем по стране. Так, в нашем городе из обещанных устроителями 25-30 тысяч демонстрантов смогли выйти на площадь (Исаакиевскую) лишь 5 тысяч.
В канун Великого Октября в Музее политической истории открылась уникальная экспозиция из личных вещей участников штурма Зимнего и их противников. Также были выставлены на публичное обозрение карикатуры на Ленина. Выставка, как и митинг, проходит под усиленной охраной.
Демонстранты отправились в свой праздничный поход от концертного зала "Октябрьский", где в эти дни отмечался другой юбилей - 35-летие самого БКЗ - и собралась иная публика во главе с иными лидерами - Раймондом Паулсом, Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым и Лаймой Вайкуле.
Те же, кому обе эти акции справедливо показались одинаково бесперспективными, могли 7 ноября выбрать себе другое развлечение по вкусу из достаточно широкого ассортимента. На трассе "Невское кольцо" проходили в режиме нон-стоп кольцевые автомобильные гонки "Осенний марафон-2002". СПС и "Яблоко" организовали перед ТЮЗом совместную акцию - устроили "стрелку" императору Петру Великому и предсовнаркома Владимиру Ленину.
В тот же день в городе Волосово Ленобласти прошел праздник национальных культур "Славянское кольцо". Участвовали творческие коллективы из районов Ленинградской области и артисты петербургских театров. Не обошлось также без общественных организаций и политических партий, демонстрации старинных обрядов и выставки изделий декоративно-прикладного искусства, передающих национальный колорит славянских народов.
В чемпионате мира по универсальному (русскому) бою 8-9 ноября приняли участие команды 24 стран. Универсальный бой включает в себя преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу из пистолета и бой на ринге. Чемпионат официально включен в программу празднования 300-летия Петербурга. Основные конкуренты россиян в этом силовом многоборье - команды Украины и Белоруссии, а также Венгрии и Польши.
В Таллине 7 ноября открылась выставка "Пропаганда советской эпохи". На выставке представлены плакаты, скульптура, живописные полотна, ковры и прочие предметы советского прошлого. Экспонаты отражают пионерский, комсомольский и коммунистический периоды в жизни человека той эпохи. Выставка продлится до 31 мая 2003 года.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ГРАНИЦЫ
Еще летом возникли конфликты на другой ближайшей к нам границе - финской. На минувшей неделе они вновь дали о себе знать.
В конце августа МИД РФ отказал пассажирам паромов круизной компании "Силья Лайн" в упрощенном режиме визового въезда в Россию. Убытки понесли финны, упустил свою прибыль и Петербург. Тем не менее уже тогда казалось очевидным, что проблема очень скоро будет снята. Москве понадобилось два месяца, чтобы согласиться с новым порядком въезда в Россию финских туристов, прибывающих на морских судах. И теперь консульский отдел МИД РФ обещает, что в качестве "жеста доброй воли" в течение года будет проведен эксперимент по оформлению не индивидуальных, а групповых виз для пассажиров паромов, прибывающих в Петербург из портов соседа.
На введении групповых виз настаивает и туристическая общественность. Комиссия Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии по въездному туризму оказалась единодушна во мнении, что предыдущий эксперимент с выдачей краткосрочных 72-часовых виз на въезд в Петербург граждан стран Шенгена, Великобритании и Японии не работает. Предложения РСТ заключаются в том, что необходимо увеличить срок действия краткосрочной визы до пяти дней и разрешить групповой порядок оформления виз, в том числе для участников крупных конгрессов, конференций, выставок и т. п., что укрепит роль Петербурга как международного делового центра.
Гораздо хуже перспективы у российских водителей-дальнобойщиков, которым также ограничивают доступ в Финляндию. В какой-то момент казалось, что и эта проблема вот-вот разрешится, однако в начале ноября водители грузовиков вновь оказались на грани массовых акций протеста. Представителям Минтранса России не удалось убедить коллег из министерства транспорта и связи Финляндии увеличить объем выдачи специальных разрешений на въезд российских тяжелых грузовиков.
Финны считают, что необходим паритет между российскими и финскими перевозчиками, а реально на 135 тысяч использованных россиянами разрешений на въезд приходится менее ста тысяч финских. Об очередном витке в конфликте извещены премьер-министр РФ Михаил Касьянов и глава Минэкономразвития Герман Греф.
Зато Финляндия подписала двустороннее соглашение с Индией о взаимном продвижении и защите инвестиций. Соглашение должно не только стимулировать рост торговли между ними, но и способствовать развитию российской транспортной отрасли. Для этого пригодится транспортный коридор "Север-Юг", официально открытый в Петербурге в конце мая представителями России, Ирана и Индии. Новый водный транспортный коридор начинается в Индийском океане и через Иран, Каспийское море и Волго-Балтийский путь доходит до Балтики. Тысячу лет назад викинги называли этот путь Восточным - тогда он, как и сегодня, был альтернативой другим морским путям из Европы в Азию и обратно. Коридор "Север-Юг" позволит снизить затраты и почти на две недели сократит время транспортировки товаров из Индии в Скандинавию.
Еще один интересный морской проект - паромная переправа из Германии в Петербург. Интересен он в первую очередь тем, что европейские подержанные машины могут подешеветь на нашем рынке на 15-20%, если их повезут морем. Балтийская паромная переправа из Калининграда в Петербург, которую обещают запустить с 1 января 2003 г., имеет совершенно определенный политический смысл и крайне неопределенный экономический. Но все меняется, когда приходят они - те, кто занимается поставками подержанных автомобилей из Германии, и маршрут парома продлевается до Западной Европы. На участие в проекте было подано около 30 инвестиционных заявок. Интерес к проекту проявляет и правительство Германии.
Андрей АНТОНЕНКО