Культура

ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ: МЫ ПОПАЛИ В НЕРВ ВРЕМЕНИ. ЖАЛЬ, ЧТО ВРЕМЯ ОКАЗАЛОСЬ ТАКИМ СТРЕЛЯЮЩИМ

16 ноября
- Позвольте удовлетворить любопытство: сюжет порожден реальным событием или...
- Как вы понимаете, то, что происходит в "Любовнике", никак не могло произойти со мной в реальной жизни. Хотя бы потому, что у меня все мои близкие и родные - тьфу-тьфу - живы. Просто я выслушиваю множество самых разных историй. И вот однажды едем мы с Геной Островским в машине. Он мне и рассказывает что-то вроде новеллы о мужчине, который после смерти жены узнает, что у нее был любовник. От отчаяния муж решается с ним встретиться. Так закручивается интрига. История меня эта чем-то зацепила. Я начал о ней думать, не скажу, что не спал ночами, но увлекся ею сильно. Вдруг в один прекрасный момент понял: есть кино. И весь фокус заключается в том, что на экране зрители эту женщину так и не увидят живой.
- Вы изначально планировали на две центральные роли - мужа и любовника - Олега Янковского и Сергея Гармаша?
- Олег Иванович предполагался в картине сразу же, еще до того, как сценарий был готов. А вот с исполнителем роли любовника было труднее. Но Сергея Гармаша мы достаточно быстро нашли.
- Вас, наверное, уже не однажды спрашивали о схожести сюжета вашей картины с другими западными фильмами, пьесами?
- Конечно. Образованным людям нелегко смотреть любое кино. Им всегда кажется, что где-то что-то когда-то уже было. Мне тоже так порою кажется. Но когда ты погружаешься в творимый тобою мир фильма, то об этом просто не думаешь. Я всегда снимаю свое кино, а не чужое. Идеи носятся в воздухе. Надо только уметь их почувствовать и выразить словами. Мне, как режиссеру, этот фильм дался труднее всех остальных моих работ. Я пытался сделать человеческую историю в минималистском духе. Вот почему мне были так важны именно эти актеры, которые несут в себе нечто большее, чем просто определенный тип мужчины.
- Вам, наверное, говорили, что картину очень тяжело смотреть...
- А я, может быть, этого и добивался. Чтобы зрители не проскочили мимо тех вопросов, ответы на которые столь мучительно ищет герой. Когда фильм посмотрел Никита Михалков, он тоже очень возмущался мрачной развязкой. Тогда я его напрямую спросил: "А какой финал для этой истории предложили бы вы?"
- И что же ответил мэтр?
- Он начал предлагать свои варианты. Предлагая, Никита Сергеевич понимал, что каждый из них размывал фильм. Под конец он согласился с моим вариантом: герой уехал на трамвае в ночь.
- Это - метафора его смерти?
- Если хотите словесных объяснений, то можно сказать, что герой сгорел, задавая миру вопросы, на которые нет ответа. Ведь есть же люди, которые не могут жить, не получая ответов. Для меня это очень личная история об отношениях реального мира и той картины мира, которая живет в душе зрелого мужчины. У героя Янковского эта картина мира рухнула, рассыпалась на кусочки. Он пытается ее собрать, но у него ничего не получается. Он никак не может себе в этом признаться. И конечно же, это ни в коем случае не фильм про адюльтер.
- В свое время вас обвиняли в том, что вы сняли абсолютно женский фильм "Страна глухих". Вы не опасаетесь, что в случае "Любовника" вам припишут прямо противоположное?
- В обеих картинах нет никакого сексизма, то есть преимущества героев по признаку пола. Просто так складывались их сюжеты, где в одном случае главными были женщины, а в другом - мужчины. В каком-то смысле я уравновесил для публики картину мира, напомнив ей о том, что мужчины очень зависят от женщин. Мне кажется, что женщины при просмотре "Любовника" будут испытывать определенный кайф от того, что одна женщина заставила страдать двух мужчин. И каких!
- Вы несколько лет не ставили новых фильмов, отдавая дань продюсерской деятельности. И даже, по слухам, монтировали фильм Дмитрия Месхиева "Женская собственность". Как ощущаете себя теперь, после долгого режиссерского молчания?
- Мне вновь понравилось быть режиссером. Если все будет хорошо, то после Нового года смогу приступить к съемкам нового фильма. У меня есть несколько режиссерских проектов на ближайшие два-три года, которые хотелось бы осуществить. И это пока не мешает мне заниматься телевидением...
- Вот о нем и речь!
- Мне не очень бы хотелось говорить об этом.
- Почему?
- Потому что на сегодняшний момент меня более всего волнует судьба "Любовника".
- И все же позвольте один наболевший вопрос, иначе многие поклонники телесериалов просто не уснут...
- Какой же?
- О дальнейшей судьбе "Бригады". В последней серии вроде бы присутствует открытый финал, оставляющий возможность для продолжения. Оно последует?
- Нет. Потому что "Бригада" - штучный товар. И мы так и договаривались с режиссером Алексеем Сидоровым, что "Бригады-2" не будет.
- Даже несмотря на сумасшедшие рейтинги? Ведь школьники уже играют в "бригаду".
- А я и не знал об этом. Значит, мы попали в нерв времени. Только жаль, что время оказалось таким стреляющим. Я знаю, что телеканал "Россия" собирается превратить сериал в эксклюзивный товар и показывать его редко. В ряде статей меня, как продюсера, обвинили в пропаганде бандитизма...
- Но к этому же есть в "Бригаде" основания!
- По-моему, мы просто попытались впервые поговорить по-человечески о тех людях, которые стали главными героями 90-х годов. Мне кажется, что это начало новых мифов. Десять лет страна прожила с конкретными героями, которые нынче уже отходят в прошлое. И о них начинают складывать легенды.
- Ваш отец смотрит те сериалы, которые вы продюсируете?
- Не все и только тогда, когда у него есть время. Я его извещаю обо всех новинках, но боже меня упаси упрашивать его их смотреть.
- А ваши фильмы?
- Их не так много. Конечно, он их видел. Но никогда папа не стремился мне что-то советовать. Это не в его характере. Я был абсолютно киношным ребенком. Мое детство проходило на съемочной площадке, поэтому никакого другого мира, кроме мира кино, я и представить себе не мог. Когда поступил во ВГИК, то первое время меня немного напрягало, что за моей спиной шептались. Мол, старший Тодоровский пристроил младшего. Потом, после вуза, я подобных разговоров уже не слышал. Вступив на профессиональную стезю, довольно быстро понял: режиссура - мистическая профессия. Конечно, в ней есть свои ремесленные навыки и приемы. Но ни один режиссер никогда не снимет фильм за другого, даже если у первого будет фамилия Феллини.
- А как же продюсерский опыт мамы?
- Мы с ней не занимаемся совместными проектами. У нее - свое дело, у меня - свое. Общими у нас, помимо фамилии, могут быть только схожие профессиональные проблемы. Хотя был в моей жизни забавный случай, когда однажды на Берлинском международном кинофестивале моя картина "Страна глухих" была в конкурсе, а папино "Ретро втроем" пригласили в программу "Панорама". Вот уж где пресса отвела душу относительно семейственности в клане Тодоровских!
- И как семейственность?
- Я же не стану отказываться от родителей только на том основании, что посвятил себя тому же делу, что и они.
- Как-то вы сказали, что свой первый полнометражный фильм "Любовь" вы снимали для себя, остальные - для других. "Любовника" вы снимали для себя?
- Снимал для себя, чтобы показать другим. Есть люди, которые всю жизнь снимают кино для себя. А есть те, кто снимает только для других. Мне каким-то счастливым способом удается сочетать и то и другое.
- В фильме у двух главных героев выстраиваются крайне сложные отношения. Вы поставили и Янковского, и Гармаша в очень сложные условия. Повлияли ли каким-либо образом отношения их героев на их человеческие отношения?
- Они впервые снимались вместе, но поскольку оба являются профессионалами, то им не составило труда быстро найти общий язык. Получилась настоящая мужская дружба, а все эти выдумки о сложностях отношений между ними мы сочинили специально для прессы. А то получалось так, что съемки идут, а у нас не случилось ни одного скандала...
- То есть продвижение фильма без скандала невозможно?
- Возможно, но, как вы понимаете, с названием "Любовник" у нас вроде бы все в порядке. Все ждут чего-то необычного, на грани эротических откровений. А мы снимали историю не о постели, а о людях.
- Когда вы отправлялись с картиной в Сан-Себастьян, надеялись ли на какие-либо награды?
- Это был юбилейный, 50-й фестиваль. Фантастический по составу гостей и участников. Приехав туда и увидев обстановку, я понял, что надо просто расслабиться и получить удовольствие. Мы попали в высшую лигу кино. И чтобы надеяться в такой ситуации на какие-либо награды, надо быть очень тщеславным человеком. Я улетел за день до конца фестиваля, не надеясь ни на что. Но ночью мне позвонил директор фестиваля и попросил вернуться. Тогда я понял, что нам грозит получение приза.
- Какие страны закупили "Любовника" для проката?
- Серьезные переговоры ведутся с европейскими странами. Есть интерес в США и Канаде. Поживем - увидим, что получится. Ведь кино я снимал не для "Оскара" и какого-нибудь Гран-при, а для того, чтобы его смотрели люди. Хотя, не скрою, награды за хорошо сделанную работу получать приятно.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь