Общество
МАМА ВЫРОСЛА В ДЕТДОМЕ
22 ноября
Петербургская общественная организация Корчаковский центр молодежных программ "Реальный путь" несколько лет помогает молодым семьям выпускников детских домов. "Доброе начало" - так называется эта программа. Сотрудники Корчаковского центра практически все имеют опыт работы в детском доме, они - педагоги, психологи, врачи, социальные работники - глубоко знают проблемы детей, выросших без семьи. Желание помочь этим молодым людям найти себя в обществе стало толчком к созданию Корчаковского центра. Идеи Януша Корчака: уважение к личности ребенка и борьба за него до самого конца, что бы ни случилось, легли в основу программ "Реального пути". В "Доброе начало" приходят те молодые мамочки - бывшие детдомовки, у которых действительно сложилась отчаянная ситуация.
ОТЧАЯННЫЕ СИТУАЦИИ
...Ира П. (все имена изменены) - инвалид второй группы, четыре года назад покинула стены детского дома. Молодая женщина прописана в маленькой двухкомнатной квартире с трехлетним сыном. Кроме них на тех же квадратных метрах живут сестра Ирины с мужем и двумя детьми. Сестра - тоже бывшая детдомовка. С ней у Иры отношения складываются тяжело: они выросли в разных детских домах, практически не общались. И теперь Ирина, поссорившись с сестрой (никак не могут решить, кому же оплачивать долг по квартплате), перебралась вместе с малышом в десятиметровую комнатушку своего приятеля. У Нины Ц. ситуация еще более драматична: буквально за несколько недель до рождения ее дочки умер муж. Нина - выпускница коррекционного детского дома - осталась без денег и без поддержки. Не на что было похоронить мужа, купить вещи для будущего ребенка.
Эти и еще множество подобных историй могут рассказать социальные педагоги "Реального пути". Создавая программу помощи молодым мамам-выпускницам детских домов, они понимали, что придется решать проблемы жилья и нехватки денег - сиюминутные проблемы выживания сирот, обзаведшихся собственными детьми. Можно собрать вещи для малышей, можно добиться предоставления пусть и небольшой, но очень важной для молодых мам материальной помощи - один-два раза в месяц. Например, в случае с Ниной удалось получить материальную помощь из районной администрации на похороны мужа. Сложнее решать конфликты, возникающие из-за жилищных проблем. Чтобы помочь Ирине, был разработан настоящий план действий: сначала надо было решить застарелый психологический конфликт сестер, потом уговорить сестру Иры оформить компенсацию на жилье, договориться о разделе лицевого счета...
Все эти случаи можно отнести к острым критическим ситуациям, когда речь идет об элементарном выживании мамы и малыша, поискам ответов на простейшие вопросы "где жить, что есть, где работать". Но когда основные трудности, казалось бы, позади, на первый план выходят иные проблемы.
Теперь у той же Нины жизнь вроде бы наладилась - молодая женщина живет гражданским браком, ждет второго ребенка. Но муж хорош, когда трезв, отношения хороши, когда есть деньги, а счастье с молодым человеком так порой застит Нине глаза, что про старшего ребенка она забывает. До того как мать решила личную проблему, ребенок развивался нормально, сейчас отстает в психоэмоциональном развитии - маме попросту некогда им заниматься.
ПОЧЕМУ МАША БЬЕТ ДОЧКУ?
Вот еще одна история: девушка, назовем ее Маша, после выпуска из детдома пошла в училище, где училась на швею. Только вот по окончании обучения у Маши уже не было ни прописки, ни паспорта, ни свидетельства о рождении. К тому же Маша ждала ребенка. Педагог программы "Доброе начало" Нелли Мудрогеленко буквально горы свернула: она помогла Маше оформить повторное свидетельство о рождении, страховой медицинский полис через фонд "Ночлежка", получить паспорт, добиться выделения комнаты и оформления прописки. Она же помогла будущей маме психологически подготовиться к рождению ребенка. Маша даже бросила курить, надеялась, что отец будущего малыша - тоже бывший детдомовец, ушедший в армию, будет рад рождению сына или дочки. Родилась двойня - две девочки, одна из которых вскоре умерла. А другую пришлось долго выхаживать по больницам. Маша проявила себя, на удивление, сильным человеком, выдерживая и бессонные ночи, и безденежье. Когда вернулся отец дочки, сыграли свадьбу. Казалось бы, все основные трудности позади. Но дочка часто болела, денег в семье не хватало. Муж Маши решил уехать на заработки, деньги присылал редко. А Маша тем временем встретила другого парня. Девочкой практически не занимается, даже бьет ее. Когда возвращается муж, в семье начинаются скандалы... Пока Маше надо было просто "выжить", она смогла найти в себе силы собраться, а вот потом сломалась, не выдержав будничных нагрузок, не справившись с каждодневными проблемами... Семьи бывших детдомовцев, как считает руководитель программы "Доброе начало" Гания Замалдинова, требуют индивидуального длительного сопровождения, долгой работы, направленной не только на решение сиюминутных задач в острой кризисной ситуации, но и на постоянную психологическую и моральную поддержку. Иначе мы получим замкнутый круг: сиротство будет порождать сиротство. Ведь дети-сироты, выросшие без семьи, просто не знают, какой должна быть семья, как научиться любить собственного ребенка. Пусть детский дом будет самым распрекрасным, но, как говорят психологи "Доброго начала", многие юные мамы-выпускницы не умеют не то что ласково говорить с ребенком - просто с ним не разговаривают.
Для того чтобы мамам и детям было легче понять друг друга, в рамках программы "Доброе начало" работает воскресный родительский клуб, где можно пообщаться, и первая встреча участников клуба после переезда на новый адрес и ремонта, сделанного с помощью мамочек, состоится 24 ноября. Причем, что очень важно, на воскресные встречи могут приходить не только выпускницы детдомов, но и просто молодые мамы с детьми из микрорайона. А на дому молодые семьи выпускников посещают социальные консультанты. Работа с семьей построена так: у социального консультанта, а таких в программе "Доброе начало" пять, на каждого приходится примерно 10 семей. Если семья находится в острой, кризисной ситуации, то ей требуется интенсивный патронаж. Консультант может даже ежедневно бывать в семье, помогать решать самые разнообразные проблемы. Как только ситуация немного стабилизируется и ежедневного посещения и общения больше не требуется, наступает стадия поддержки семьи - это консультации очные или по телефону 1-2 раза в неделю, встречи по мере необходимости, чтобы решить самые разные вопросы, приглашения на посиделки клуба "Доброе начало". Если же в семье все хорошо, то дальше отношения семьи и консультанта могут определяться как "социальное сопровождение". Консультант из поля зрения семью не выпускает, звонит примерно дважды в месяц, и ему звонят из семьи, встречаются тогда, когда хочется пообщаться. Такая форма работы отнюдь не значит, что отношения консультант - семья не могут снова перейти в стадию интенсивного патронажа. В жизни бывает всякое.
ХОТЕЛА КАК ЛУЧШЕ...
В этой семье разыгрался прямо-таки бразильский сериал в питерском мрачном варианте. Молодая женщина жила в коммунальной квартире, у нее были нежные отношения с молодым человеком. Ну а родила она от другого молодого человека. Оба встречали ее из роддома. Но прежний возлюбленный изменил с соседкой по коммуналке. Молодая мама в прошлом выпускница детского дома, абсолютно одинокая, не ропща на судьбу, принялась тихонько растить дитя, не пытаясь даже связаться с отцом ребенка. Бывший возлюбленный, однако, проявил завидную прыть и сам явился в дом к папаше, рассказав о наличии внучка его матери. Новоявленная свекровь и бабушка бросилась помогать невенчанной невестке и уговорила ее поселиться у них. Действовала свекровь из лучших побуждений. Только не учла, что бывшая детдомовка в семье никогда не жила, а отец ребенка никаких чувств ни к ребенку, ни к его матери, похоже, не испытывает. Примерно через месяц жизнь вместе показалась свекрови и невестке невыносимой. Свекровь считала, что эта женщина просто не умеет ни в семье жить (а откуда же ей этому было научиться!), ни за ребенком смотреть. Невестка же панически всего боялась, в том числе она начала бояться и собственного ребенка (ведь все равно она все делает не так!). А тут бабушка семейства застукала неверную, беседующую с бывшим возлюбленным - тем, из коммуналки. Молодая мамаша была избита отцом ребенка, причем она считает, что избили ее за дело: нечего было с бывшим парнем болтать. В итоге многочисленных семейных ссор и выяснений отношений бывшей детдомовке в доме отказали: "Иди в свою коммуналку к своему..., а ребенка оставь". Она и ушла. Вам дико это читать? И тем не менее поведению молодой мамаши есть и объяснение, и, если хотите, оправдание. Детский дом был коррекционным, у девушки диагноз - ЗПР (задержка психического развития), она боязлива, ведома, не способна к принятию кардинальных решений, быстро попадает под любое влияние. Мамаша ушла, а свекровь тем временем начала действовать. В итоге сейчас в суде тянется дело о лишении матери родительских прав и передачи ребенка под опеку свекрови. Но молодая женщина страдает, она пришла в "Доброе начало". И сейчас перед социальным работником-консультантом стоит сложная задача. Ведь лишить эту женщину прав на воспитание своего семимесячного сына - значит просто сломать ее судьбу. Но ведь можно рассудить и по-другому - ограничить в правах на время, помочь встать на ноги, стать более уверенной в себе. Часто бывает, что именно в детях, в заботах о них приходит спасение для таких матерей. К сожалению, ничуть не реже бывает и наоборот. И поэтому ошибиться нельзя, но как просчитаешь судьбу?...
ДОСТОВЕРНО
· В Петербурге сейчас 17590 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· 9693 ребенка состоят на профилактическом учете как правонарушители.
· 3600 детей живут в интернатах и детских домах, 370 - в государственных приютах.
· Граждане России крайне неохотно усыновляют сирот старше 3 лет.
· Около 15% петербургских семей - это одинокие родители (в основном матери) с детьми.
· На фоне общего снижения рождаемости в стране в целом в Петербурге растет внебрачная рождаемость. За последнее десятилетие доля рождений вне зарегистрированного брака в городе неизменно выше, чем в стране. В 1999 году внебрачные дети составили в Петербурге 28,4% от всех рождений.
Галина АРТЕМЕНКО
ОТЧАЯННЫЕ СИТУАЦИИ
...Ира П. (все имена изменены) - инвалид второй группы, четыре года назад покинула стены детского дома. Молодая женщина прописана в маленькой двухкомнатной квартире с трехлетним сыном. Кроме них на тех же квадратных метрах живут сестра Ирины с мужем и двумя детьми. Сестра - тоже бывшая детдомовка. С ней у Иры отношения складываются тяжело: они выросли в разных детских домах, практически не общались. И теперь Ирина, поссорившись с сестрой (никак не могут решить, кому же оплачивать долг по квартплате), перебралась вместе с малышом в десятиметровую комнатушку своего приятеля. У Нины Ц. ситуация еще более драматична: буквально за несколько недель до рождения ее дочки умер муж. Нина - выпускница коррекционного детского дома - осталась без денег и без поддержки. Не на что было похоронить мужа, купить вещи для будущего ребенка.
Эти и еще множество подобных историй могут рассказать социальные педагоги "Реального пути". Создавая программу помощи молодым мамам-выпускницам детских домов, они понимали, что придется решать проблемы жилья и нехватки денег - сиюминутные проблемы выживания сирот, обзаведшихся собственными детьми. Можно собрать вещи для малышей, можно добиться предоставления пусть и небольшой, но очень важной для молодых мам материальной помощи - один-два раза в месяц. Например, в случае с Ниной удалось получить материальную помощь из районной администрации на похороны мужа. Сложнее решать конфликты, возникающие из-за жилищных проблем. Чтобы помочь Ирине, был разработан настоящий план действий: сначала надо было решить застарелый психологический конфликт сестер, потом уговорить сестру Иры оформить компенсацию на жилье, договориться о разделе лицевого счета...
Все эти случаи можно отнести к острым критическим ситуациям, когда речь идет об элементарном выживании мамы и малыша, поискам ответов на простейшие вопросы "где жить, что есть, где работать". Но когда основные трудности, казалось бы, позади, на первый план выходят иные проблемы.
Теперь у той же Нины жизнь вроде бы наладилась - молодая женщина живет гражданским браком, ждет второго ребенка. Но муж хорош, когда трезв, отношения хороши, когда есть деньги, а счастье с молодым человеком так порой застит Нине глаза, что про старшего ребенка она забывает. До того как мать решила личную проблему, ребенок развивался нормально, сейчас отстает в психоэмоциональном развитии - маме попросту некогда им заниматься.
ПОЧЕМУ МАША БЬЕТ ДОЧКУ?
Вот еще одна история: девушка, назовем ее Маша, после выпуска из детдома пошла в училище, где училась на швею. Только вот по окончании обучения у Маши уже не было ни прописки, ни паспорта, ни свидетельства о рождении. К тому же Маша ждала ребенка. Педагог программы "Доброе начало" Нелли Мудрогеленко буквально горы свернула: она помогла Маше оформить повторное свидетельство о рождении, страховой медицинский полис через фонд "Ночлежка", получить паспорт, добиться выделения комнаты и оформления прописки. Она же помогла будущей маме психологически подготовиться к рождению ребенка. Маша даже бросила курить, надеялась, что отец будущего малыша - тоже бывший детдомовец, ушедший в армию, будет рад рождению сына или дочки. Родилась двойня - две девочки, одна из которых вскоре умерла. А другую пришлось долго выхаживать по больницам. Маша проявила себя, на удивление, сильным человеком, выдерживая и бессонные ночи, и безденежье. Когда вернулся отец дочки, сыграли свадьбу. Казалось бы, все основные трудности позади. Но дочка часто болела, денег в семье не хватало. Муж Маши решил уехать на заработки, деньги присылал редко. А Маша тем временем встретила другого парня. Девочкой практически не занимается, даже бьет ее. Когда возвращается муж, в семье начинаются скандалы... Пока Маше надо было просто "выжить", она смогла найти в себе силы собраться, а вот потом сломалась, не выдержав будничных нагрузок, не справившись с каждодневными проблемами... Семьи бывших детдомовцев, как считает руководитель программы "Доброе начало" Гания Замалдинова, требуют индивидуального длительного сопровождения, долгой работы, направленной не только на решение сиюминутных задач в острой кризисной ситуации, но и на постоянную психологическую и моральную поддержку. Иначе мы получим замкнутый круг: сиротство будет порождать сиротство. Ведь дети-сироты, выросшие без семьи, просто не знают, какой должна быть семья, как научиться любить собственного ребенка. Пусть детский дом будет самым распрекрасным, но, как говорят психологи "Доброго начала", многие юные мамы-выпускницы не умеют не то что ласково говорить с ребенком - просто с ним не разговаривают.
Для того чтобы мамам и детям было легче понять друг друга, в рамках программы "Доброе начало" работает воскресный родительский клуб, где можно пообщаться, и первая встреча участников клуба после переезда на новый адрес и ремонта, сделанного с помощью мамочек, состоится 24 ноября. Причем, что очень важно, на воскресные встречи могут приходить не только выпускницы детдомов, но и просто молодые мамы с детьми из микрорайона. А на дому молодые семьи выпускников посещают социальные консультанты. Работа с семьей построена так: у социального консультанта, а таких в программе "Доброе начало" пять, на каждого приходится примерно 10 семей. Если семья находится в острой, кризисной ситуации, то ей требуется интенсивный патронаж. Консультант может даже ежедневно бывать в семье, помогать решать самые разнообразные проблемы. Как только ситуация немного стабилизируется и ежедневного посещения и общения больше не требуется, наступает стадия поддержки семьи - это консультации очные или по телефону 1-2 раза в неделю, встречи по мере необходимости, чтобы решить самые разные вопросы, приглашения на посиделки клуба "Доброе начало". Если же в семье все хорошо, то дальше отношения семьи и консультанта могут определяться как "социальное сопровождение". Консультант из поля зрения семью не выпускает, звонит примерно дважды в месяц, и ему звонят из семьи, встречаются тогда, когда хочется пообщаться. Такая форма работы отнюдь не значит, что отношения консультант - семья не могут снова перейти в стадию интенсивного патронажа. В жизни бывает всякое.
ХОТЕЛА КАК ЛУЧШЕ...
В этой семье разыгрался прямо-таки бразильский сериал в питерском мрачном варианте. Молодая женщина жила в коммунальной квартире, у нее были нежные отношения с молодым человеком. Ну а родила она от другого молодого человека. Оба встречали ее из роддома. Но прежний возлюбленный изменил с соседкой по коммуналке. Молодая мама в прошлом выпускница детского дома, абсолютно одинокая, не ропща на судьбу, принялась тихонько растить дитя, не пытаясь даже связаться с отцом ребенка. Бывший возлюбленный, однако, проявил завидную прыть и сам явился в дом к папаше, рассказав о наличии внучка его матери. Новоявленная свекровь и бабушка бросилась помогать невенчанной невестке и уговорила ее поселиться у них. Действовала свекровь из лучших побуждений. Только не учла, что бывшая детдомовка в семье никогда не жила, а отец ребенка никаких чувств ни к ребенку, ни к его матери, похоже, не испытывает. Примерно через месяц жизнь вместе показалась свекрови и невестке невыносимой. Свекровь считала, что эта женщина просто не умеет ни в семье жить (а откуда же ей этому было научиться!), ни за ребенком смотреть. Невестка же панически всего боялась, в том числе она начала бояться и собственного ребенка (ведь все равно она все делает не так!). А тут бабушка семейства застукала неверную, беседующую с бывшим возлюбленным - тем, из коммуналки. Молодая мамаша была избита отцом ребенка, причем она считает, что избили ее за дело: нечего было с бывшим парнем болтать. В итоге многочисленных семейных ссор и выяснений отношений бывшей детдомовке в доме отказали: "Иди в свою коммуналку к своему..., а ребенка оставь". Она и ушла. Вам дико это читать? И тем не менее поведению молодой мамаши есть и объяснение, и, если хотите, оправдание. Детский дом был коррекционным, у девушки диагноз - ЗПР (задержка психического развития), она боязлива, ведома, не способна к принятию кардинальных решений, быстро попадает под любое влияние. Мамаша ушла, а свекровь тем временем начала действовать. В итоге сейчас в суде тянется дело о лишении матери родительских прав и передачи ребенка под опеку свекрови. Но молодая женщина страдает, она пришла в "Доброе начало". И сейчас перед социальным работником-консультантом стоит сложная задача. Ведь лишить эту женщину прав на воспитание своего семимесячного сына - значит просто сломать ее судьбу. Но ведь можно рассудить и по-другому - ограничить в правах на время, помочь встать на ноги, стать более уверенной в себе. Часто бывает, что именно в детях, в заботах о них приходит спасение для таких матерей. К сожалению, ничуть не реже бывает и наоборот. И поэтому ошибиться нельзя, но как просчитаешь судьбу?...
ДОСТОВЕРНО
· В Петербурге сейчас 17590 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· 9693 ребенка состоят на профилактическом учете как правонарушители.
· 3600 детей живут в интернатах и детских домах, 370 - в государственных приютах.
· Граждане России крайне неохотно усыновляют сирот старше 3 лет.
· Около 15% петербургских семей - это одинокие родители (в основном матери) с детьми.
· На фоне общего снижения рождаемости в стране в целом в Петербурге растет внебрачная рождаемость. За последнее десятилетие доля рождений вне зарегистрированного брака в городе неизменно выше, чем в стране. В 1999 году внебрачные дети составили в Петербурге 28,4% от всех рождений.
Галина АРТЕМЕНКО