Город
ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ МАГИЯ СТЕКЛА
28 ноября
Собрание витражей Эрмитажа состоит из двух больших коллекций: первая - из Царскосельского арсенала, собранная Николаем I, вторая - из Музея барона Штиглица. Но на выставке представлена примерно десятая часть собрания. Работы немецких, швейцарских, французских и нидерландских мастеров XV-XVII веков демонстрируются благодаря огромному совместному труду хранителей витражной коллекции и сотрудников научной лаборатории реставрации.
Исключительной особенностью выставки стали подготовительные рисунки: графические листы, проектные рисунки для кабинетных и монументальных церковных витражей. И тут порадуется тонкий ценитель искусства и долго может разглядывать малейшие детали эрмитажного шедевра - картона для витража "Мадонна с младенцем", фрагмента, выполненного Альбрехтом Дюрером для церкви в Нюрнберге.
А в полутемном пространстве собора на специальных стендах высвечиваются витражи, сложенные из цветных стекол, которые скреплены между собой свинцовыми тягами. Это ранние образцы. Но существуют различные приемы витражной техники, и можно найти здесь работы, выполненные в сдержанной гамме, словно светящиеся гравюры, созданные на библейские и евангельские темы для украшения храмов. В основном религиозные сюжеты характерны для мастеров Франции, Германии и Нидерландов.
Но вскоре в Европе стали появляться витражи в интерьерах городских ратуш и в частных домах, они были щедро расписаны яркими, почти рекламными красками. И сюжеты их становятся ближе к быту средневекового человека: изображение солдата-ландскнехта, военная символика, заключение брачного союза. Но какой бы сюжет ни волновал мастера, светящиеся шедевры таинственно мерцают в эрмитажных сиреневых сумерках.
Людмила ВОЛКОВА
Исключительной особенностью выставки стали подготовительные рисунки: графические листы, проектные рисунки для кабинетных и монументальных церковных витражей. И тут порадуется тонкий ценитель искусства и долго может разглядывать малейшие детали эрмитажного шедевра - картона для витража "Мадонна с младенцем", фрагмента, выполненного Альбрехтом Дюрером для церкви в Нюрнберге.
А в полутемном пространстве собора на специальных стендах высвечиваются витражи, сложенные из цветных стекол, которые скреплены между собой свинцовыми тягами. Это ранние образцы. Но существуют различные приемы витражной техники, и можно найти здесь работы, выполненные в сдержанной гамме, словно светящиеся гравюры, созданные на библейские и евангельские темы для украшения храмов. В основном религиозные сюжеты характерны для мастеров Франции, Германии и Нидерландов.
Но вскоре в Европе стали появляться витражи в интерьерах городских ратуш и в частных домах, они были щедро расписаны яркими, почти рекламными красками. И сюжеты их становятся ближе к быту средневекового человека: изображение солдата-ландскнехта, военная символика, заключение брачного союза. Но какой бы сюжет ни волновал мастера, светящиеся шедевры таинственно мерцают в эрмитажных сиреневых сумерках.
Людмила ВОЛКОВА