Город
ГОРОД ВЫБРАЛ
10 декабря
КТО НА НОВЕНЬКОГО?
Кто они, "старые" и "новые", а также "старые новые" депутаты? Как и прежде, в составе ЗС всего две женщины - Наталья Евдокимова и Зоя Заушникова. 17 депутатов избираются в ЗС уже в третий раз. Шестеро из них - Алексей Ковалев, Михаил Амосов, Сергей Никешин, Юрий Гладков, Станислав Зыбин и Ватаняр Ягья - были еще и депутатами последнего "демократического" Ленсовета. Кроме того, вернулся в ЗС один из депутатов 1-го созыва, Игорь Высоцкий, правда, не в своем прежнем округе, а в соседнем.
Если говорить о совсем уж "новеньких", то и из них многие являются отнюдь не темными лошадками, а известными, не первый день участвующими в городской жизни и политике людьми. Известность эта, стоит заметить, далеко не всегда базируется на безупречном имидже и нравственном авторитете - но все-таки в городе хорошо знают и финансиста Юрия Рыдника, и лидера городских коммунистов Олега Корякина, и "муниципала" Дениса Волчека, и ректора Военмеха Юрия Савельева... В отличие от них о нынешнем депутате от Царского Села Геннадии Озерове были лишь глухие упоминания в связи с рядом скандалов местного значения. Мало что известно было до последних дней о депутате по 2-му округу Владимире Барканове.
В предварительном списке депутатов напротив многих фамилий написано "Независимый кандидат". Однако на сей раз у этого слова нет сопровождавшей его на предыдущих выборах ауры, которая кому-то казалась "белой", кому-то "черной", заставляла ломать копья вокруг феномена мнимой или реальной "независимости". Накануне выборов администрация города демонстрировала свою дистанцированность от партий, блоков и объединений (хотя буквально в последний день "губернаторский список" все же появился в прессе, и особых сюрпризов он не содержал). Тем не менее, несмотря на отчаянные призывы губернатора Владимира Яковлева не увязывать в сознании нынешние выборы в ЗС и вопрос о "третьем сроке", было абсолютно очевидно: именно этот вопрос является ключевым пунктом, краеугольным камнем и красной нитью всех предвыборных противостояний.
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Конспективно напомним: предыдущий состав ЗС отклонил предложение внести в Устав Петербурга поправку, однозначно запрещающую высшему лицу исполнительной власти города (то есть губернатору) баллотироваться на третий срок. Для того чтобы такую поправку все-таки принять, оставалась "малость": избрать новый состав ЗС, куда вошло бы как можно больше сторонников этой поправки и как можно меньше - ее противников. А точнее, чтобы обеспечить 34 депутата - так называемое квалифицированное большинство, которое и проголосует за возможность третьего строка. Естественно, было немало и тех, кто добивался прямо противоположного.
Городская пресса уже давно окрестила оба лагеря "партией третьего срока" и "партией сторонников Устава". В депутаты прошло 16 явных сторонников губернаторской "партии". Блок "СПС+Яблоко", "Единая Россия" и "Воля Петербурга", "Народная партия" и ряд не входивших в эти коалиции депутатов, стоящих на принципиально иной позиции, получили в Законодательном собрании, по оценкам различных экспертов, от 24 до 25 мест. Простой подсчет показывает, что квалифицированного большинства в пользу "третьего срока" при таком раскладе не набрать ни при каких условиях.
Так что, по всей видимости, Владимир Анатольевич отнюдь не лукавил, когда вечером после выборов говорил, что спокойно выспится. Ему веришь. Действительно, в течение нескольких месяцев слышать со всех сторон про этот проклятый "третий срок", волноваться, сомневаться, обижаться, тратить нервы... Хорошо, когда наконец-то наступила ясность. Можно сосредоточиться на работе - не за горами 300-летие города, и еще осталось время для нормальной к нему подготовки.
С КЕМ ДРУЖИТЬ БУДЕМ?
Но вернемся к ЗС. Итак, решающей политической силой "независимые" уже не будут, очевидно, никогда. На повестке дня скоро встанут вопросы и об избрании спикера ЗС, и о представителе в Совете Федерации, и о многом другом. По-видимому, прямо сейчас, еще до официального вступления в полномочия, начнутся консультации, первые "прикидки" по формированию фракций. Фракция должна состоять минимум из 5 человек.
На данный момент решенным стоит считать создание фракции "Единой России". СПС и "Яблоку" достаточно привлечь к себе по 1 человеку, чтобы у них были свои фракции (кстати, это будет несомненным успехом для "Яблока", в нынешнем созыве оставшегося без своей фракции).
Что касается "Народной партии" и "Воли Петербурга" - для них вопрос открыт: присоединяться к кому-нибудь или расширять свои ряды.
ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА?
Нет сомнения, что выводы из отшумевшей кампании будут сделаны и политиками, и аналитиками. Некоторые из них лежат на поверхности. На сей раз мы столкнулись с ситуацией, с одной стороны, уже знакомой по прежним выборам, а с другой стороны - с некоторыми явлениями, которые доселе не наблюдались.
Прежде всего то, что принято называть "грязными технологиями". Это словосочетание употреблялось практически всеми участниками процесса. И если слово "грязный" вполне уместно, то слово "технология", пожалуй, скоро пора уже будет сдать в архив. Оно предполагает некую сложность, изощренность подхода, замеры, расчеты, точность инструментов. Но применяемые методики все чаще достойны лома и кувалды. Подложные листовки от имени ряда кандидатов (больше досталось СПС и "Яблоку") напомнили мне историю из детских лет, когда с целью мести ненавистной однокласснице автор подкладывала записочки с объяснениями от ее имени в любви мальчику из параллельного класса. Записочки исполнялись с большим числом ошибок и были такими нарочно глупыми, что мальчик стал бегать от мнимой влюбленной как от чумы... И где же тут "технология"? (Я до сих пор краснею, когда вспоминаю эту выходку, совершенную в 3-м классе.)
Введение в заблуждение, заведомая дезинформация, грубо и по-лубочному исполненная - как, например, изобразили Амосова, пронзающего стрелой президента... Арабская вязь на листовках "от Ягьи". Антисемитская гадость в попытках унизить Михаила Бродского. Могильная плита с портретом Тюльпанова... Это отнюдь не невинные шалости. Уж не говорим от намеренных отключениях тепла с последующим появлением "хорошего" кандидата, который "разруливал" ситуацию...
Второе - подкуп. И уже безразлично - речь идет о наборе макарон и тушенки для старушек, или бутылке водки для алкаша, или о компьютере, который подарили одной школе сторонники "сидельца" Юрия Шутова. Завуч этой школы, милая молодая женщина, сделавшая на ближайшем избирательном участке вместе с педколлективом все для прохождения Юрия Титовича, оправдывалась перед друзьями: "Ну я ведь не кусок колбасы себе беру, а компьютер детям!" Но это уже отдельная и очень грустная тема - о политической культуре "культурной столицы". Да и вообще - о культуре и достоинстве.
Следующий немаловажный момент - это несовершенство нового Закона о выборах. Прежде всего в плане обеспечения информации о выборах, в том числе и в СМИ. В сущности, большинству избирателей в итоге было предложено проголосовать за симпатичное лицо, или за звучную фамилию, или созданную пиарщиками биографию. Ознакомиться нормально с программными позициями по большому счету не было реальной возможности. ТВ, радио и газеты тоже оказались в странном положении из-за ограничений закона, противоречащих конституционному праву граждан на получение информации. Но это тоже отдельная и тоже больная тема.
И наконец, пресловутый административный ресурс. Он использовался на всех уровнях - от Смольного до территориальных управлений и участковых комиссий. От подконтрольных СМИ до паспортных столов. Или в отдельных случаях нарочито НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ. С обменом паспортов, например, накануне дня голосования. С повестками, где указан адрес участка, не дошедшими до избирателей. С невывешенными объявлениями о дате выборов, с ТВ-рекламой без даты - просто: "в декабре...". Лично я проверяла: позвонила в окружную комиссию и спросила, где мне голосовать. Долго шуршали какими-то бумагами, а потом ответили: кажется, в школе такой-то. Или нет, в такой-то. А приятель из Ломоносова обежал три участка, чтобы найти свой...
ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
Но выборы все же состоялись, хотя и с очень низкой явкой для Петербурга. Ниже, чем в Сербии, где в воскресенье проходили выборы президента страны. Ниже, чем в Великом Новгороде, где состоялись выборы мэра. Явились прежде всего "сознательные" избиратели старше 1950 года рождения. Что это значит?
Как вчера прокомментировал ситуацию профессор психологии, известный эксперт Александр Юрьев, большинство законов, и в прежние годы принимавшихся Собранием, затрагивало интересы именно этой возрастной категории, и практически не принимались другие законы - связанные с перспективой города на будущие десятилетия. И сейчас может произойти то же самое. А если учесть, что Петербург - регион пилотный по многим параметрам, что именно на питерских выборах апробировался новый избирательный закон и наши тенденции обозначатся неминуемо по всей России, то через несколько лет мы можем получить очень неприятные вещи. Голосующие за прибавку пенсий просто не понимают, что через эти несколько лет некому будет работать, чтобы обеспечивать эти пенсии...
Поэтому хочется сказать вслед за Юрьевым: что-то нужно решать и с изменением закона, и в конечном итоге с политическим сознанием. Как депутатов, так и их избирателей.
P. S. В ближайших номерах мы непременно вернемся к теме прошедших выборов.
Светлана ГАВРИЛИНА
Кто они, "старые" и "новые", а также "старые новые" депутаты? Как и прежде, в составе ЗС всего две женщины - Наталья Евдокимова и Зоя Заушникова. 17 депутатов избираются в ЗС уже в третий раз. Шестеро из них - Алексей Ковалев, Михаил Амосов, Сергей Никешин, Юрий Гладков, Станислав Зыбин и Ватаняр Ягья - были еще и депутатами последнего "демократического" Ленсовета. Кроме того, вернулся в ЗС один из депутатов 1-го созыва, Игорь Высоцкий, правда, не в своем прежнем округе, а в соседнем.
Если говорить о совсем уж "новеньких", то и из них многие являются отнюдь не темными лошадками, а известными, не первый день участвующими в городской жизни и политике людьми. Известность эта, стоит заметить, далеко не всегда базируется на безупречном имидже и нравственном авторитете - но все-таки в городе хорошо знают и финансиста Юрия Рыдника, и лидера городских коммунистов Олега Корякина, и "муниципала" Дениса Волчека, и ректора Военмеха Юрия Савельева... В отличие от них о нынешнем депутате от Царского Села Геннадии Озерове были лишь глухие упоминания в связи с рядом скандалов местного значения. Мало что известно было до последних дней о депутате по 2-му округу Владимире Барканове.
В предварительном списке депутатов напротив многих фамилий написано "Независимый кандидат". Однако на сей раз у этого слова нет сопровождавшей его на предыдущих выборах ауры, которая кому-то казалась "белой", кому-то "черной", заставляла ломать копья вокруг феномена мнимой или реальной "независимости". Накануне выборов администрация города демонстрировала свою дистанцированность от партий, блоков и объединений (хотя буквально в последний день "губернаторский список" все же появился в прессе, и особых сюрпризов он не содержал). Тем не менее, несмотря на отчаянные призывы губернатора Владимира Яковлева не увязывать в сознании нынешние выборы в ЗС и вопрос о "третьем сроке", было абсолютно очевидно: именно этот вопрос является ключевым пунктом, краеугольным камнем и красной нитью всех предвыборных противостояний.
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Конспективно напомним: предыдущий состав ЗС отклонил предложение внести в Устав Петербурга поправку, однозначно запрещающую высшему лицу исполнительной власти города (то есть губернатору) баллотироваться на третий срок. Для того чтобы такую поправку все-таки принять, оставалась "малость": избрать новый состав ЗС, куда вошло бы как можно больше сторонников этой поправки и как можно меньше - ее противников. А точнее, чтобы обеспечить 34 депутата - так называемое квалифицированное большинство, которое и проголосует за возможность третьего строка. Естественно, было немало и тех, кто добивался прямо противоположного.
Городская пресса уже давно окрестила оба лагеря "партией третьего срока" и "партией сторонников Устава". В депутаты прошло 16 явных сторонников губернаторской "партии". Блок "СПС+Яблоко", "Единая Россия" и "Воля Петербурга", "Народная партия" и ряд не входивших в эти коалиции депутатов, стоящих на принципиально иной позиции, получили в Законодательном собрании, по оценкам различных экспертов, от 24 до 25 мест. Простой подсчет показывает, что квалифицированного большинства в пользу "третьего срока" при таком раскладе не набрать ни при каких условиях.
Так что, по всей видимости, Владимир Анатольевич отнюдь не лукавил, когда вечером после выборов говорил, что спокойно выспится. Ему веришь. Действительно, в течение нескольких месяцев слышать со всех сторон про этот проклятый "третий срок", волноваться, сомневаться, обижаться, тратить нервы... Хорошо, когда наконец-то наступила ясность. Можно сосредоточиться на работе - не за горами 300-летие города, и еще осталось время для нормальной к нему подготовки.
С КЕМ ДРУЖИТЬ БУДЕМ?
Но вернемся к ЗС. Итак, решающей политической силой "независимые" уже не будут, очевидно, никогда. На повестке дня скоро встанут вопросы и об избрании спикера ЗС, и о представителе в Совете Федерации, и о многом другом. По-видимому, прямо сейчас, еще до официального вступления в полномочия, начнутся консультации, первые "прикидки" по формированию фракций. Фракция должна состоять минимум из 5 человек.
На данный момент решенным стоит считать создание фракции "Единой России". СПС и "Яблоку" достаточно привлечь к себе по 1 человеку, чтобы у них были свои фракции (кстати, это будет несомненным успехом для "Яблока", в нынешнем созыве оставшегося без своей фракции).
Что касается "Народной партии" и "Воли Петербурга" - для них вопрос открыт: присоединяться к кому-нибудь или расширять свои ряды.
ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА?
Нет сомнения, что выводы из отшумевшей кампании будут сделаны и политиками, и аналитиками. Некоторые из них лежат на поверхности. На сей раз мы столкнулись с ситуацией, с одной стороны, уже знакомой по прежним выборам, а с другой стороны - с некоторыми явлениями, которые доселе не наблюдались.
Прежде всего то, что принято называть "грязными технологиями". Это словосочетание употреблялось практически всеми участниками процесса. И если слово "грязный" вполне уместно, то слово "технология", пожалуй, скоро пора уже будет сдать в архив. Оно предполагает некую сложность, изощренность подхода, замеры, расчеты, точность инструментов. Но применяемые методики все чаще достойны лома и кувалды. Подложные листовки от имени ряда кандидатов (больше досталось СПС и "Яблоку") напомнили мне историю из детских лет, когда с целью мести ненавистной однокласснице автор подкладывала записочки с объяснениями от ее имени в любви мальчику из параллельного класса. Записочки исполнялись с большим числом ошибок и были такими нарочно глупыми, что мальчик стал бегать от мнимой влюбленной как от чумы... И где же тут "технология"? (Я до сих пор краснею, когда вспоминаю эту выходку, совершенную в 3-м классе.)
Введение в заблуждение, заведомая дезинформация, грубо и по-лубочному исполненная - как, например, изобразили Амосова, пронзающего стрелой президента... Арабская вязь на листовках "от Ягьи". Антисемитская гадость в попытках унизить Михаила Бродского. Могильная плита с портретом Тюльпанова... Это отнюдь не невинные шалости. Уж не говорим от намеренных отключениях тепла с последующим появлением "хорошего" кандидата, который "разруливал" ситуацию...
Второе - подкуп. И уже безразлично - речь идет о наборе макарон и тушенки для старушек, или бутылке водки для алкаша, или о компьютере, который подарили одной школе сторонники "сидельца" Юрия Шутова. Завуч этой школы, милая молодая женщина, сделавшая на ближайшем избирательном участке вместе с педколлективом все для прохождения Юрия Титовича, оправдывалась перед друзьями: "Ну я ведь не кусок колбасы себе беру, а компьютер детям!" Но это уже отдельная и очень грустная тема - о политической культуре "культурной столицы". Да и вообще - о культуре и достоинстве.
Следующий немаловажный момент - это несовершенство нового Закона о выборах. Прежде всего в плане обеспечения информации о выборах, в том числе и в СМИ. В сущности, большинству избирателей в итоге было предложено проголосовать за симпатичное лицо, или за звучную фамилию, или созданную пиарщиками биографию. Ознакомиться нормально с программными позициями по большому счету не было реальной возможности. ТВ, радио и газеты тоже оказались в странном положении из-за ограничений закона, противоречащих конституционному праву граждан на получение информации. Но это тоже отдельная и тоже больная тема.
И наконец, пресловутый административный ресурс. Он использовался на всех уровнях - от Смольного до территориальных управлений и участковых комиссий. От подконтрольных СМИ до паспортных столов. Или в отдельных случаях нарочито НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ. С обменом паспортов, например, накануне дня голосования. С повестками, где указан адрес участка, не дошедшими до избирателей. С невывешенными объявлениями о дате выборов, с ТВ-рекламой без даты - просто: "в декабре...". Лично я проверяла: позвонила в окружную комиссию и спросила, где мне голосовать. Долго шуршали какими-то бумагами, а потом ответили: кажется, в школе такой-то. Или нет, в такой-то. А приятель из Ломоносова обежал три участка, чтобы найти свой...
ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
Но выборы все же состоялись, хотя и с очень низкой явкой для Петербурга. Ниже, чем в Сербии, где в воскресенье проходили выборы президента страны. Ниже, чем в Великом Новгороде, где состоялись выборы мэра. Явились прежде всего "сознательные" избиратели старше 1950 года рождения. Что это значит?
Как вчера прокомментировал ситуацию профессор психологии, известный эксперт Александр Юрьев, большинство законов, и в прежние годы принимавшихся Собранием, затрагивало интересы именно этой возрастной категории, и практически не принимались другие законы - связанные с перспективой города на будущие десятилетия. И сейчас может произойти то же самое. А если учесть, что Петербург - регион пилотный по многим параметрам, что именно на питерских выборах апробировался новый избирательный закон и наши тенденции обозначатся неминуемо по всей России, то через несколько лет мы можем получить очень неприятные вещи. Голосующие за прибавку пенсий просто не понимают, что через эти несколько лет некому будет работать, чтобы обеспечивать эти пенсии...
Поэтому хочется сказать вслед за Юрьевым: что-то нужно решать и с изменением закона, и в конечном итоге с политическим сознанием. Как депутатов, так и их избирателей.
P. S. В ближайших номерах мы непременно вернемся к теме прошедших выборов.
Светлана ГАВРИЛИНА