Общество
О ЧЕМ МОЛЧАТ ДРЕВНИЕ КАМНИ
10 декабря
Восемь лет назад он стал самостоятельным государственным предприятием федерального значения. Учредитель - Министерство культуры России. Среди сотен его работ по реставрации памятников XII-XX веков - объекты в разных городах страны, в том числе в Псковской и Новгородской областях, в Карелии. А больше всего забот, безусловно, в Петербурге и Ленинградской области.
Об этом накануне юбилея - его отметят в декабре - и состоялась наша беседа с директором НИ и ПИ "Спецпроектреставрация" Владимиром ФОМИНЫМ (на снимке), который трудится здесь со дня основания уникального предприятия.
ПО ПРИМЕРУ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Строго говоря, работа института началась в декабре 1977 года, однако открылся-то он на базе проектного сектора специальных научно-реставрационных мастерских, существующих с 1957 года в ведении федерального объединения "Росреставрация" Министерства культуры РСФСР. Поэтому можно отмечать и 45-летие истории предприятия. А нынешний директор начинал трудиться еще в тех мастерских, да и профессиональный стаж многих сегодняшних специалистов больше возраста института.
- Владимир Васильевич, несколько лет назад вы говорили, что в России нет ни одного вуза, где готовят архитекторов-реставраторов, - спрашиваю В. В. Фомина. - А сегодня? Что-то изменилось?
- Изменилось. И институт приложил к этому руку. Совсем недавно совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом создано направление в его структуре - "искусство реставрации". Впервые в этом году набрали 12 студентов на факультет искусства реставрации. Здесь будут готовить специалистов-реставраторов по разным направлениям - от реставрации бумаги, тканей, дерева... до реставрации зданий. Такая специфика появится, может быть, впервые в России.
А взята она из примеров обучения в Западной Европе, прежде всего в Италии. Летом мы встречались с создателями реставрационной школы во Флоренции, обговаривали с ними создание в Петербурге Академии реставрации на примере римской. Это будет единственное в России учебное заведение, где готовят настоящих архитекторов-реставраторов.
ЛЕТУЧИЕ ОТРЯДЫ
Более полувека назад реставрация проводилась по памятникам Ленинграда и ближайших пригородов, в первую очередь разрушенных войной ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. Позже была создана специальная научно-реставрационная производственная мастерская.
- Сначала стали обследовать районы Ленинградской области, - рассказывает директор института. - Ставилась задача: выяснить, какие имеются памятники архитектуры и в каком состоянии. Были созданы экспозиции по выявлению, фиксации и оценке историко-культурных ценностей области (позже в Ленинграде, Новгороде, Пскове, Карелии). Я лично обошел Лужский, Сланцевский и частично Подпорожский районы. Фактически эти экспедиции "протаранили" Ленинградскую область деревня за деревней. Обнаружили много руинированных и погибших памятников (ряд их уже отреставрированы).
- Например...
- Так, в Сланцевском районе выявили более ста памятников, никем не учтенных и не оцененных. Это один из древних районов, на его современной территории есть памятники XVI века, целые деревни, сохранившие свои исторические планировки. Конечно, тогда уже понимали мировое значение Старой Ладоги, Тихвинского монастыря, Ивангородской крепости.
Первые же экспедиции показали, что нужны срочные консервативные меры, чтобы перекрыть дальнейшее разрушение. Были созданы небольшие группы - я их называю "летучими отрядами", - которые выполняли элементарную консервацию разрушающихся памятников. Они для острастки прибивали дощечки: "Памятник истории культуры. Разрушение карается по закону", хотя тогда объект еще не был взят на учет. Конечно, это не являлось способом сохранения.
- Вероятно, это можно считать первым, условно романтическим этапом в истории института?
- Может быть. Ведь все мы были романтиками. Зарплату получали символическую. Но любили старину, работали до глубокой ночи на объектах - и были почти счастливы.
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
- Второй этап я бы назвал доперестроечным. Он начался с создания института и продолжался до 1985-1986 гг. Это время интенсивного развития профессионального потенциала нашего института, время большого количества исследований. Причем приходилось заниматься объектами и по всей России, так как институт входил в федеральное объединение "Росреставрация". По сути, он являлся лабораторией, где обучались и становились реставраторами - кузницей кадров, ведь вузов, готовивших таких специалистов, не было.
- Какие задачи ставились в этот период?
- Нужно было находить более точное проектное решение, глубже обследовать памятник. Работали без спешки.
- Под девизом "Тише едешь - дальше будешь"?
- В общем-то так. Например, давний наш объект - Георгиевская церковь в Старой Ладоге (древней столице Руси, в будущем году ей 1250 лет. - Автор), она уже полностью отреставрирована. Памятник XII века, чтобы его правильно отреставрировать, надо было понять. Письменных источников того времени не существует. И здесь провели большие натурные обследования, выявили технические болезни, деформации, предложили методы укрепления памятника.
Тоже около 20 лет наш объект - Большой Успенский монастырь в Тихвине (нач. XVI века). Ему повезло: сохранились архивы, где записано, когда, что и кем построено. По письменным источникам обнаружена целая тихвинская строительная школа - единственная в регионе. Любопытен характер декора тихвинских мастеров. Мы смогли кропотливо, по следам восстановить первоначальное ярусное завершение Покровской церкви монастыря, звонницы.
ЗАГАДКИ И ОТКРЫТИЯ
- Деревянное, крепостное, культовое и гражданское зодчество с XII по XX век - дело реставраторов института. А главная ваша забота - памятники культуры Петербурга и Ленинградской области. Чем отличается работа над ними?
- В области наши объекты в основном с XII по XVIII век, а это древняя русская архитектура. В исследовательском плане она гораздо интереснее более поздней, ведь требуются тонкие проектные решения. То есть чем глубже века, тем интереснее - эти памятники отличаются многообразием видов и типов. А Петербург - город сравнительно молодой, здесь загадок и тайн меньше.
- Хотелось бы узнать подробнее о загадках и открытиях.
- Загадки встречаются постоянно, когда изучаешь структуру здания, поскольку с веками менялись его функции. Как люди жили, почему именно так у них выстраивался архитектурный образ - все это захватывает.
Вот представьте, что вы натыкаетесь на след от передника каменщика, который клал кирпичи и упирался коленками в штукатурный слой, оставив отпечаток на стене в XII веке! Романтично? Да. Такой отпечаток обнаружили в Нередицкой церкви Новгорода и, конечно, сохранили его.
В музее-заповеднике Старой Ладоге стоят два древних храма - Успенская и Георгиевская церкви, они нередко поражали находками (на арке Успенской церкви был обнаружен геральдический знак Рюриковичей - двузубец. Обычно такие знаки оставляли на объектах, создававшихся по заказу князя. Поэтому и смогли более точно определить возможную дату постройки храма - 1157 год. - Автор).
Специалисты института провели первое в истории полное обследование фасадов Мраморного дворца в Петербурге (составлены картограммы дефектов природных каменных материалов по фасадам. Приходилось работать даже с земли, с помощью бинокля. - Автор). Наши химики-технологи, используя открытие американцев, разработали совместно с сотрудниками СПбГУ специальный состав. При покрытии им мрамора (хрупкого, мягкого материала) создается защитная дышащая пленка, которая препятствует разрушению от агрессивной внешней среды. По расчетам наших исследователей, 20 лет - срок действия этой пленки. Даже итальянцы заинтересовались изобретением.
Очень сложная работа - Строгановский дворец. Его фасады нередко переделывались. Здесь насчитывают 17-19 слоев каждого исторического периода, даже тектоника здания изменилась. И еще проблема: в советские времена в штукатурные слои активно добавляли цемент, который очень вреден для кирпичной кладки, потому что не пропускает воздуха. Кирпич не дышит, мокнет, вода не выходит наружу, накапливается. Наши химики-технологи подбирают современные растворы, дышащие фасадные материалы - краску, спецсмеси, штукатурку... То есть открытия делаются и сегодня. А еще хотелось бы этому зданию вернуть изначальный цвет - розовато-охристый.
ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПЕРЕГРУЗОК
- Можно считать, что третий этап развития института начался с 1986 года, когда мы стали хозрасчетной организацией. Пережили тяжелый период - 1991-1998 гг., когда отсутствовало финансирование. Многие проектные институты рухнули за последние 10 лет. Но с годами объектов становится все больше, и мы стали интенсивно работать. А главное - сумели устоять, сохранить свой профессиональный костяк. Чтобы выжить, мы занимались не только реставрацией - приходилось проектировать и новое строительство.
- Какое время в истории института вы считаете лучшим?
- По-моему, это 1975-1985 гг. и сегодняшнее. В прошлом году у нас было заключено 250 договоров - самое большое количество за всю нашу историю, а в следующем будет еще больше. Сегодня институт работает с большим перегрузом, нередко до позднего вечера горят окна и в выходные. Раньше не было заказов или денег, сегодня другие трудности - заказов слишком много, в основном в Петербурге.
- Вероятно, речь идет об объектах города, связанных с подготовкой к 300-летию города?
- Мы продолжаем работать в Ленинградской области, например в крепостях Ивангородской и Старой Ладоге, в Тихвинском, Коневецком, Зеленецком и Александро-Свирском монастырях (в последнем, кстати, трудятся сами монахи). Важный объект - парк Монрепо в Выборге. 20 лет ведутся работы в Валаамском монастыре. При поддержке норвежских реставраторов работаем в Кижах по Преображенскому собору. Есть и другие задачи.
Однако сегодня больше всего работы в Петербурге. Среди больших работ - Биржа и ее скульптурная группа. А еще мы должны обследовать тут огромный световой фонарь на крыше. Проведено обследование Исаакия. Преобразились фасады Казанского собора, идет воссоздание главного иконостаса - очень кропотливая работа, к юбилею города, думаю, не успеем. Завершаются работы по Академии художеств. Здесь на куполе раньше стояла скульптура Минервы из гипса. Пока неясно, вернут ли ее и из какого материала сделают, чтобы не повредить конструкцию купола. К юбилею обновятся фасады Шуваловского дворца. А вот отреставрировать купол - он в неважном состоянии - к маю не успеем. Надо очень аккуратно снять богатый лепной декор с конструкции, на которой купол держится. Это тонкая работа, скоро там появятся леса. Преобразятся к 300-летию также здания Сената и Синода, Российской национальной библиотеки, торгового дома "Братья Елисеевы" и другие исторические дома.
...К сожалению, нет возможности в преддверии юбилея института назвать поименно всех тех уникальных специалистов, которые верой и правдой десятки лет служат делу возрождения культуры. Город помнит о вас.
Арина НИКИТИНА
Об этом накануне юбилея - его отметят в декабре - и состоялась наша беседа с директором НИ и ПИ "Спецпроектреставрация" Владимиром ФОМИНЫМ (на снимке), который трудится здесь со дня основания уникального предприятия.
ПО ПРИМЕРУ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Строго говоря, работа института началась в декабре 1977 года, однако открылся-то он на базе проектного сектора специальных научно-реставрационных мастерских, существующих с 1957 года в ведении федерального объединения "Росреставрация" Министерства культуры РСФСР. Поэтому можно отмечать и 45-летие истории предприятия. А нынешний директор начинал трудиться еще в тех мастерских, да и профессиональный стаж многих сегодняшних специалистов больше возраста института.
- Владимир Васильевич, несколько лет назад вы говорили, что в России нет ни одного вуза, где готовят архитекторов-реставраторов, - спрашиваю В. В. Фомина. - А сегодня? Что-то изменилось?
- Изменилось. И институт приложил к этому руку. Совсем недавно совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом создано направление в его структуре - "искусство реставрации". Впервые в этом году набрали 12 студентов на факультет искусства реставрации. Здесь будут готовить специалистов-реставраторов по разным направлениям - от реставрации бумаги, тканей, дерева... до реставрации зданий. Такая специфика появится, может быть, впервые в России.
А взята она из примеров обучения в Западной Европе, прежде всего в Италии. Летом мы встречались с создателями реставрационной школы во Флоренции, обговаривали с ними создание в Петербурге Академии реставрации на примере римской. Это будет единственное в России учебное заведение, где готовят настоящих архитекторов-реставраторов.
ЛЕТУЧИЕ ОТРЯДЫ
Более полувека назад реставрация проводилась по памятникам Ленинграда и ближайших пригородов, в первую очередь разрушенных войной ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. Позже была создана специальная научно-реставрационная производственная мастерская.
- Сначала стали обследовать районы Ленинградской области, - рассказывает директор института. - Ставилась задача: выяснить, какие имеются памятники архитектуры и в каком состоянии. Были созданы экспозиции по выявлению, фиксации и оценке историко-культурных ценностей области (позже в Ленинграде, Новгороде, Пскове, Карелии). Я лично обошел Лужский, Сланцевский и частично Подпорожский районы. Фактически эти экспедиции "протаранили" Ленинградскую область деревня за деревней. Обнаружили много руинированных и погибших памятников (ряд их уже отреставрированы).
- Например...
- Так, в Сланцевском районе выявили более ста памятников, никем не учтенных и не оцененных. Это один из древних районов, на его современной территории есть памятники XVI века, целые деревни, сохранившие свои исторические планировки. Конечно, тогда уже понимали мировое значение Старой Ладоги, Тихвинского монастыря, Ивангородской крепости.
Первые же экспедиции показали, что нужны срочные консервативные меры, чтобы перекрыть дальнейшее разрушение. Были созданы небольшие группы - я их называю "летучими отрядами", - которые выполняли элементарную консервацию разрушающихся памятников. Они для острастки прибивали дощечки: "Памятник истории культуры. Разрушение карается по закону", хотя тогда объект еще не был взят на учет. Конечно, это не являлось способом сохранения.
- Вероятно, это можно считать первым, условно романтическим этапом в истории института?
- Может быть. Ведь все мы были романтиками. Зарплату получали символическую. Но любили старину, работали до глубокой ночи на объектах - и были почти счастливы.
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
- Второй этап я бы назвал доперестроечным. Он начался с создания института и продолжался до 1985-1986 гг. Это время интенсивного развития профессионального потенциала нашего института, время большого количества исследований. Причем приходилось заниматься объектами и по всей России, так как институт входил в федеральное объединение "Росреставрация". По сути, он являлся лабораторией, где обучались и становились реставраторами - кузницей кадров, ведь вузов, готовивших таких специалистов, не было.
- Какие задачи ставились в этот период?
- Нужно было находить более точное проектное решение, глубже обследовать памятник. Работали без спешки.
- Под девизом "Тише едешь - дальше будешь"?
- В общем-то так. Например, давний наш объект - Георгиевская церковь в Старой Ладоге (древней столице Руси, в будущем году ей 1250 лет. - Автор), она уже полностью отреставрирована. Памятник XII века, чтобы его правильно отреставрировать, надо было понять. Письменных источников того времени не существует. И здесь провели большие натурные обследования, выявили технические болезни, деформации, предложили методы укрепления памятника.
Тоже около 20 лет наш объект - Большой Успенский монастырь в Тихвине (нач. XVI века). Ему повезло: сохранились архивы, где записано, когда, что и кем построено. По письменным источникам обнаружена целая тихвинская строительная школа - единственная в регионе. Любопытен характер декора тихвинских мастеров. Мы смогли кропотливо, по следам восстановить первоначальное ярусное завершение Покровской церкви монастыря, звонницы.
ЗАГАДКИ И ОТКРЫТИЯ
- Деревянное, крепостное, культовое и гражданское зодчество с XII по XX век - дело реставраторов института. А главная ваша забота - памятники культуры Петербурга и Ленинградской области. Чем отличается работа над ними?
- В области наши объекты в основном с XII по XVIII век, а это древняя русская архитектура. В исследовательском плане она гораздо интереснее более поздней, ведь требуются тонкие проектные решения. То есть чем глубже века, тем интереснее - эти памятники отличаются многообразием видов и типов. А Петербург - город сравнительно молодой, здесь загадок и тайн меньше.
- Хотелось бы узнать подробнее о загадках и открытиях.
- Загадки встречаются постоянно, когда изучаешь структуру здания, поскольку с веками менялись его функции. Как люди жили, почему именно так у них выстраивался архитектурный образ - все это захватывает.
Вот представьте, что вы натыкаетесь на след от передника каменщика, который клал кирпичи и упирался коленками в штукатурный слой, оставив отпечаток на стене в XII веке! Романтично? Да. Такой отпечаток обнаружили в Нередицкой церкви Новгорода и, конечно, сохранили его.
В музее-заповеднике Старой Ладоге стоят два древних храма - Успенская и Георгиевская церкви, они нередко поражали находками (на арке Успенской церкви был обнаружен геральдический знак Рюриковичей - двузубец. Обычно такие знаки оставляли на объектах, создававшихся по заказу князя. Поэтому и смогли более точно определить возможную дату постройки храма - 1157 год. - Автор).
Специалисты института провели первое в истории полное обследование фасадов Мраморного дворца в Петербурге (составлены картограммы дефектов природных каменных материалов по фасадам. Приходилось работать даже с земли, с помощью бинокля. - Автор). Наши химики-технологи, используя открытие американцев, разработали совместно с сотрудниками СПбГУ специальный состав. При покрытии им мрамора (хрупкого, мягкого материала) создается защитная дышащая пленка, которая препятствует разрушению от агрессивной внешней среды. По расчетам наших исследователей, 20 лет - срок действия этой пленки. Даже итальянцы заинтересовались изобретением.
Очень сложная работа - Строгановский дворец. Его фасады нередко переделывались. Здесь насчитывают 17-19 слоев каждого исторического периода, даже тектоника здания изменилась. И еще проблема: в советские времена в штукатурные слои активно добавляли цемент, который очень вреден для кирпичной кладки, потому что не пропускает воздуха. Кирпич не дышит, мокнет, вода не выходит наружу, накапливается. Наши химики-технологи подбирают современные растворы, дышащие фасадные материалы - краску, спецсмеси, штукатурку... То есть открытия делаются и сегодня. А еще хотелось бы этому зданию вернуть изначальный цвет - розовато-охристый.
ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПЕРЕГРУЗОК
- Можно считать, что третий этап развития института начался с 1986 года, когда мы стали хозрасчетной организацией. Пережили тяжелый период - 1991-1998 гг., когда отсутствовало финансирование. Многие проектные институты рухнули за последние 10 лет. Но с годами объектов становится все больше, и мы стали интенсивно работать. А главное - сумели устоять, сохранить свой профессиональный костяк. Чтобы выжить, мы занимались не только реставрацией - приходилось проектировать и новое строительство.
- Какое время в истории института вы считаете лучшим?
- По-моему, это 1975-1985 гг. и сегодняшнее. В прошлом году у нас было заключено 250 договоров - самое большое количество за всю нашу историю, а в следующем будет еще больше. Сегодня институт работает с большим перегрузом, нередко до позднего вечера горят окна и в выходные. Раньше не было заказов или денег, сегодня другие трудности - заказов слишком много, в основном в Петербурге.
- Вероятно, речь идет об объектах города, связанных с подготовкой к 300-летию города?
- Мы продолжаем работать в Ленинградской области, например в крепостях Ивангородской и Старой Ладоге, в Тихвинском, Коневецком, Зеленецком и Александро-Свирском монастырях (в последнем, кстати, трудятся сами монахи). Важный объект - парк Монрепо в Выборге. 20 лет ведутся работы в Валаамском монастыре. При поддержке норвежских реставраторов работаем в Кижах по Преображенскому собору. Есть и другие задачи.
Однако сегодня больше всего работы в Петербурге. Среди больших работ - Биржа и ее скульптурная группа. А еще мы должны обследовать тут огромный световой фонарь на крыше. Проведено обследование Исаакия. Преобразились фасады Казанского собора, идет воссоздание главного иконостаса - очень кропотливая работа, к юбилею города, думаю, не успеем. Завершаются работы по Академии художеств. Здесь на куполе раньше стояла скульптура Минервы из гипса. Пока неясно, вернут ли ее и из какого материала сделают, чтобы не повредить конструкцию купола. К юбилею обновятся фасады Шуваловского дворца. А вот отреставрировать купол - он в неважном состоянии - к маю не успеем. Надо очень аккуратно снять богатый лепной декор с конструкции, на которой купол держится. Это тонкая работа, скоро там появятся леса. Преобразятся к 300-летию также здания Сената и Синода, Российской национальной библиотеки, торгового дома "Братья Елисеевы" и другие исторические дома.
...К сожалению, нет возможности в преддверии юбилея института назвать поименно всех тех уникальных специалистов, которые верой и правдой десятки лет служат делу возрождения культуры. Город помнит о вас.
Арина НИКИТИНА