Город
В ОЖИДАНИИ... КОГО?
10 декабря
Однако статус культурной столицы не менее требователен, чем строгий облик Северной Венеции. И если нашему городу хватает культуры и терпимости, этих истинных благ человечества, чтобы иметь в Эрмитаже выставку Энди Уорхола, а в Русском музее - Филиппа Старка, издавать литературу постмодернизма и устраивать фестивали авангардного кино, то для современной западной архитектуры ворот пока не открывали.
К вопросу о предстоящей реконструкции Мариинского театра мы уже обращались почти год назад. Катастрофическая нехватка площадей, техническое состояние, близкое к аварийному, и оснащение, никак не соответствующее образу преуспевающего театра ХХI века, ночные репетиции, ручная монтировка декораций - вот сегодняшняя реальность прославленного на весь мир Мариинского. Решение о необходимости строить новое здание принято, определено и единственное место, где вторая сцена может располагаться, - квартал бывшего Литовского рынка, ограниченный Крюковым каналом, улицами Декабристов, Союза Печатников и Минским переулком. Старое и новое здания предполагается объединить с помощью прозрачной технологической связи в виде подвесного перехода над Крюковым каналом, служащего для транспортировки декораций.
Как говорится, почва подготовлена. Но не решен главный вопрос: кто ее будет осваивать.
Разразившаяся прошлой весной бурная дискуссия вокруг двух - российского и американского - проектов нового здания театра закончилась ничем. Похоже, что Министерству культуры ничего не осталось, как совершить практически невероятную для нашего города акцию - объявить международный архитектурный конкурс. К участию в конкурсе приглашено 11 команд - 5 российских и 6 зарубежных. Участие оплачивается независимо от результата, и гонорар каждому коллективу-участнику предусмотрен в размере 30 000 долларов США. Победителю не выплачивается премия, но заказчики конкурса гарантируют, что победивший проект будет обязательно реализован.
Состав участников конкурса столь же беспрецедентен, как и сам факт его объявления. Среди участников - Андрей Боков, Сергей Киселев и Александр Скокан из Москвы; Олег Романов, Юрий Земцов и Михаил Кондиайн, Марк Рейнберг и Андрей Шаров из Петербурга. Весь остальной мир представляют шесть архитекторов, постройки которых на протяжении десятилетий украшают и возмущают городские и сельские пейзажи Европы, Азии и Америки: Марио Ботта (Швейцария), Арата Исодзаки (Япония), Эрик Оуэн Мосс (США), Доминик Перро (Франция), Ханс Холляйн (Австрия) и Эрик ван Эгераат (Нидерланды).
Если создания наших соотечественников хорошо представлены в обеих столицах, то уважаемые европейские и заморские гости известны здесь несравненно меньше.
Знаменитый швейцарский романтик Марио Ботта, строитель каменных бункеров-бельведеров, в
90-е годы уже создавал для нашего города проекты, по разным причинам не осуществившиеся. Озабоченному своим стилевым единством Петербургу по душе придется то огромное значение, которое Ботта придает контексту будущего строения.
Арата Исодзаки - выдающаяся фигура в современной японской архитектуре. На протяжении 40 лет возводит в разных странах мира музеи, культурные центры, библиотеки, дворцы спорта. Профессор Токийского, Гавайского и Колумбийского университетов; лауреат многих престижных международных премий. По отношению к Арата Исодзаки международная критика неизменно употребляет один и тот же термин "непредсказуемый".
Доминик Перро - президент Французского института архитектуры. Он столь же регулярно участвует в конкурсах, сколько в сооружении крупных проектов. В тридцать шесть лет Перро стал победителем самого большого конкурса, объявленного во Франции за последнюю четверть века: на строительство нового здания Национальной библиотеки в Париже.
Ханс Холляйн - профессор Йельского и Калифорнийского (UCLA) университетов, университета Огайо. Участник многих международных конкурсов, куратор национальных экспозиций Австрии на биеннале в Венеции в 1994-1996 и 2000 годах. Лауреат одной из самых престижных архитектурных премий - премии Прицкера. Не стоит пугаться утверждения Холляйна о том, что его вдохновляет идея архитектурных ударов в тело города, от которых остаются раны, как от кинжала. С той же готовностью и артистизмом архитектор берется латать разрозненную архитектурную ткань. В своем родном городе Зальцбурге Холляйн создал подземный музей, признанный проектом века. Снаружи он выглядит как скала, поставленная прямо в историческом центре города.
В жюри конкурса вошли практики и теоретики градостроительства и архитектуры, руководители крупнейших оперных и балетных театров мира, специалисты в области охраны исторического наследия. Состав жюри справедливо называют "неаппаратным". Оценивать проекты будут художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев и технический директор театра "Метрополитен-опера" Джозеф Кларк, распорядитель самой статусной архитектурной премии мира (Pritzker Prize - "архитектурная Нобелевка") Билл Лейси и директор Британского отделения памятников архитектуры всемирного значения Колин Эмери, входящий в двадцатку лучших архитекторов мира Массимилиано Фуксас и другие.
Первый семинар в Санкт-Петербурге для участников конкурса и жюри назначен на середину января 2003 года. Будем ждать.
К вопросу о предстоящей реконструкции Мариинского театра мы уже обращались почти год назад. Катастрофическая нехватка площадей, техническое состояние, близкое к аварийному, и оснащение, никак не соответствующее образу преуспевающего театра ХХI века, ночные репетиции, ручная монтировка декораций - вот сегодняшняя реальность прославленного на весь мир Мариинского. Решение о необходимости строить новое здание принято, определено и единственное место, где вторая сцена может располагаться, - квартал бывшего Литовского рынка, ограниченный Крюковым каналом, улицами Декабристов, Союза Печатников и Минским переулком. Старое и новое здания предполагается объединить с помощью прозрачной технологической связи в виде подвесного перехода над Крюковым каналом, служащего для транспортировки декораций.
Как говорится, почва подготовлена. Но не решен главный вопрос: кто ее будет осваивать.
Разразившаяся прошлой весной бурная дискуссия вокруг двух - российского и американского - проектов нового здания театра закончилась ничем. Похоже, что Министерству культуры ничего не осталось, как совершить практически невероятную для нашего города акцию - объявить международный архитектурный конкурс. К участию в конкурсе приглашено 11 команд - 5 российских и 6 зарубежных. Участие оплачивается независимо от результата, и гонорар каждому коллективу-участнику предусмотрен в размере 30 000 долларов США. Победителю не выплачивается премия, но заказчики конкурса гарантируют, что победивший проект будет обязательно реализован.
Состав участников конкурса столь же беспрецедентен, как и сам факт его объявления. Среди участников - Андрей Боков, Сергей Киселев и Александр Скокан из Москвы; Олег Романов, Юрий Земцов и Михаил Кондиайн, Марк Рейнберг и Андрей Шаров из Петербурга. Весь остальной мир представляют шесть архитекторов, постройки которых на протяжении десятилетий украшают и возмущают городские и сельские пейзажи Европы, Азии и Америки: Марио Ботта (Швейцария), Арата Исодзаки (Япония), Эрик Оуэн Мосс (США), Доминик Перро (Франция), Ханс Холляйн (Австрия) и Эрик ван Эгераат (Нидерланды).
Если создания наших соотечественников хорошо представлены в обеих столицах, то уважаемые европейские и заморские гости известны здесь несравненно меньше.
Знаменитый швейцарский романтик Марио Ботта, строитель каменных бункеров-бельведеров, в
90-е годы уже создавал для нашего города проекты, по разным причинам не осуществившиеся. Озабоченному своим стилевым единством Петербургу по душе придется то огромное значение, которое Ботта придает контексту будущего строения.
Арата Исодзаки - выдающаяся фигура в современной японской архитектуре. На протяжении 40 лет возводит в разных странах мира музеи, культурные центры, библиотеки, дворцы спорта. Профессор Токийского, Гавайского и Колумбийского университетов; лауреат многих престижных международных премий. По отношению к Арата Исодзаки международная критика неизменно употребляет один и тот же термин "непредсказуемый".
Доминик Перро - президент Французского института архитектуры. Он столь же регулярно участвует в конкурсах, сколько в сооружении крупных проектов. В тридцать шесть лет Перро стал победителем самого большого конкурса, объявленного во Франции за последнюю четверть века: на строительство нового здания Национальной библиотеки в Париже.
Ханс Холляйн - профессор Йельского и Калифорнийского (UCLA) университетов, университета Огайо. Участник многих международных конкурсов, куратор национальных экспозиций Австрии на биеннале в Венеции в 1994-1996 и 2000 годах. Лауреат одной из самых престижных архитектурных премий - премии Прицкера. Не стоит пугаться утверждения Холляйна о том, что его вдохновляет идея архитектурных ударов в тело города, от которых остаются раны, как от кинжала. С той же готовностью и артистизмом архитектор берется латать разрозненную архитектурную ткань. В своем родном городе Зальцбурге Холляйн создал подземный музей, признанный проектом века. Снаружи он выглядит как скала, поставленная прямо в историческом центре города.
В жюри конкурса вошли практики и теоретики градостроительства и архитектуры, руководители крупнейших оперных и балетных театров мира, специалисты в области охраны исторического наследия. Состав жюри справедливо называют "неаппаратным". Оценивать проекты будут художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев и технический директор театра "Метрополитен-опера" Джозеф Кларк, распорядитель самой статусной архитектурной премии мира (Pritzker Prize - "архитектурная Нобелевка") Билл Лейси и директор Британского отделения памятников архитектуры всемирного значения Колин Эмери, входящий в двадцатку лучших архитекторов мира Массимилиано Фуксас и другие.
Первый семинар в Санкт-Петербурге для участников конкурса и жюри назначен на середину января 2003 года. Будем ждать.