Культура
ВОСХОЖДЕНИЕ
16 декабря
Когда полвека назад Щедрин начинал свой путь в искусстве, кое-кто вспоминал юного Прокофьева. Робик (так зовут его друзья) как композитор источал душевное здоровье, дерзостную остроту мысли, необычайную изобретательность, задиристый юмор. Лирика и драма - это, казалось, вне его сферы. Но уже первая опера Щедрина "Не только любовь" по рассказам Сергея Антонова, появившаяся в самом начале 60-х (мне довелось быть первым рецензентом ее первой постановки, состоявшейся в Перми), обнаружила в нем дар передавать заветнейшие оттенки душевных движений и живописать по-чеховски утонченный пейзаж, и испытывать боль за своих героев, вызывая в людях сочувствие к ним. Притом и комедийный его дар не поблек. Юмор пронизывает и более поздние его опусы, только с годами он становился все более человечным и печальным.
Задачи, которые композитор себе ставил, оказывались одна другой смелее и широкоохватнее. Его предшественниками были положены на музыку сюжеты едва ли не всех творений Гоголя. Но грандиознейшее создание писателя - поэму "Мертвые души" - перенести на оперные подмостки не решился до него никто. Блистательно поставленная в Москве и Ленинграде Борисом Покровским и Юрием Темиркановым, гоголевская опера Щедрина стала одним из значительнейших художественных явлений второй половины ХХ века. В серии великолепных балетов, созданных Родионом Константиновичем для своей жены и музы, великой танцовщицы и актрисы Майи Плисецкой - "Конек-Горбунок", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", - персонажи, рожденные фантазией Ершова, Толстого, Чехова, обретают новый, достойный их литературных прообразов облик. Ну а знаменитая "Кармен-сюита" покорила мир.
Творческий процесс у Щедрина не знает кризисов и простоев. Приобретенное им феерическое мастерство позволяет ему браться за самые неожиданные, порою рискованные замыслы и, как правило, справляться с ними. Опера "Лолита" по Набокову, множество симфонических и камерных сочинений составляют результат его поразительного по интенсивности и организованности труда. В конце нынешнего ноября в Питтсбурге под управлением возглавляющего тамошний симфонический оркестр нашего соотечественника Мариса Янсонса состоялась необычайно успешная премьера оркестровых "Диалогов с Шостаковичем". Еще один американский заказ - опера для концертного зала "Очарованный странник" по Лескову - будет представлен публике сегодня в нью-йоркском Линкольн-центре, дирижировать будет Лорин Маазель, среди певцов - солист Мариинского театра Евгений Акимов.
На родине юбилей выдающегося мастера был отмечен огромным фестивалем, устроенным столичным агентством "Краутер-концерт" и озаглавленным по названию одного из симфонических опусов композитора - "Автопортрет". Большинство фестивальных событий прошло в Москве. Но один - и очень знаменательный - вечер состоялся в Петербурге. Все прежние юбилейные концерты Щедрина устраивала Филармония. На сей раз инициативу у нее перехватил Театр оперы и балета Консерватории.
Днем состоялась пресс-конференция, в ходе которой журналистам была представлена книга Родиона Константиновича "Монологи разных лет". Московские музыковеды Я. Платек и Е. Власова опубликовали, систематизировав и собрав в разделы, многочисленные его статьи о выдающихся композиторах, с частью которых ему довелось общаться, воспоминания о встречах с другими замечательными людьми, дополнив все эти материалы предъюбилейным интервью. Мир художника предстал необычайно богатым, а свои пристрастия он объяснил и аргументировал с неотразимой убедительностью.
На пресс-конференцию Родион Константинович и Майя Михайловна пришли с репетиции вечернего концерта. Лейтмотивом выступления Щедрина была радость от того, что и в Москве, и в Питере в интерпретации его музыки наряду со старыми его друзьями, прославленными музыкантами, приняли участие множество талантливых, молодых, прежде ему незнакомых исполнителей. Он с большой похвалой отозвался о виолончелисте Дмитрии Еремине, об оркестре консерваторского театра и его художественном руководителе и главном дирижере Александре Сладковском. И если кто-то мог подумать, что комплименты эти лишь дань признательности радушным хозяевам, после посещения концерта должен был изменить свое мнение. Я несколько месяцев не слышал этот оркестр и, наверное, не поверил бы, если б сам не убедился, что столь разительная метаморфоза могла произойти. Отнюдь не простые сочинения, такие, как "Величание" для струнных, Concerto dolce, где отлично солировал даровитый альтист Даниил Гришин, лауреат недавнего конкурса Юрия Башмета, как озаренная трогательной улыбкой "Старинная музыка русских провинциальных цирков" (Концерт для оркестра 3), - все эти номера программы были отрепетированы маэстро Сладковским так тщательно, что он мог позволить себе в концерте быть раскованным, гибким и сосредоточиться на образной сути исполняемого.
Во втором отделении вечера хореографическая труппа театра, возглавляемая выдающимся мастером балета Никитой Долгушиным, показала им осуществленную сценическую версию "Кармен-сюиты". В массовых танцах этого балета при их чисто испанской характерности полно передано ощущение роковой предопределенности. А хореографические монологи и дуэты запечатлели этапы психологической дуэли двух сильных личностей. На взаимоотношениях двух героев - Кармен (ее танцует наделенная драматическим даром Эвелина Гржибовская) и Хосе (Михаил Черкашин) - сосредоточился Долгушин, исключив из действия третьего, Торреро (которого сам когда-то великолепно танцевал в Малом оперном в постановке "Кармен-сюиты"
Г. Замуэлем). Заслуживают особой похвалы ансамблевая слаженность и эмоциональная отдача кордебалета.
В конце вечера под громовые овации Родион Щедрин и первая, никем не превзойденная танцующая Кармен - Майя Плисецкая вышли на сцену, дабы, поблагодарив, благословить молодых коллег на трудное и счастливое служение искусству.
Михаил БЯЛИК
Задачи, которые композитор себе ставил, оказывались одна другой смелее и широкоохватнее. Его предшественниками были положены на музыку сюжеты едва ли не всех творений Гоголя. Но грандиознейшее создание писателя - поэму "Мертвые души" - перенести на оперные подмостки не решился до него никто. Блистательно поставленная в Москве и Ленинграде Борисом Покровским и Юрием Темиркановым, гоголевская опера Щедрина стала одним из значительнейших художественных явлений второй половины ХХ века. В серии великолепных балетов, созданных Родионом Константиновичем для своей жены и музы, великой танцовщицы и актрисы Майи Плисецкой - "Конек-Горбунок", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", - персонажи, рожденные фантазией Ершова, Толстого, Чехова, обретают новый, достойный их литературных прообразов облик. Ну а знаменитая "Кармен-сюита" покорила мир.
Творческий процесс у Щедрина не знает кризисов и простоев. Приобретенное им феерическое мастерство позволяет ему браться за самые неожиданные, порою рискованные замыслы и, как правило, справляться с ними. Опера "Лолита" по Набокову, множество симфонических и камерных сочинений составляют результат его поразительного по интенсивности и организованности труда. В конце нынешнего ноября в Питтсбурге под управлением возглавляющего тамошний симфонический оркестр нашего соотечественника Мариса Янсонса состоялась необычайно успешная премьера оркестровых "Диалогов с Шостаковичем". Еще один американский заказ - опера для концертного зала "Очарованный странник" по Лескову - будет представлен публике сегодня в нью-йоркском Линкольн-центре, дирижировать будет Лорин Маазель, среди певцов - солист Мариинского театра Евгений Акимов.
На родине юбилей выдающегося мастера был отмечен огромным фестивалем, устроенным столичным агентством "Краутер-концерт" и озаглавленным по названию одного из симфонических опусов композитора - "Автопортрет". Большинство фестивальных событий прошло в Москве. Но один - и очень знаменательный - вечер состоялся в Петербурге. Все прежние юбилейные концерты Щедрина устраивала Филармония. На сей раз инициативу у нее перехватил Театр оперы и балета Консерватории.
Днем состоялась пресс-конференция, в ходе которой журналистам была представлена книга Родиона Константиновича "Монологи разных лет". Московские музыковеды Я. Платек и Е. Власова опубликовали, систематизировав и собрав в разделы, многочисленные его статьи о выдающихся композиторах, с частью которых ему довелось общаться, воспоминания о встречах с другими замечательными людьми, дополнив все эти материалы предъюбилейным интервью. Мир художника предстал необычайно богатым, а свои пристрастия он объяснил и аргументировал с неотразимой убедительностью.
На пресс-конференцию Родион Константинович и Майя Михайловна пришли с репетиции вечернего концерта. Лейтмотивом выступления Щедрина была радость от того, что и в Москве, и в Питере в интерпретации его музыки наряду со старыми его друзьями, прославленными музыкантами, приняли участие множество талантливых, молодых, прежде ему незнакомых исполнителей. Он с большой похвалой отозвался о виолончелисте Дмитрии Еремине, об оркестре консерваторского театра и его художественном руководителе и главном дирижере Александре Сладковском. И если кто-то мог подумать, что комплименты эти лишь дань признательности радушным хозяевам, после посещения концерта должен был изменить свое мнение. Я несколько месяцев не слышал этот оркестр и, наверное, не поверил бы, если б сам не убедился, что столь разительная метаморфоза могла произойти. Отнюдь не простые сочинения, такие, как "Величание" для струнных, Concerto dolce, где отлично солировал даровитый альтист Даниил Гришин, лауреат недавнего конкурса Юрия Башмета, как озаренная трогательной улыбкой "Старинная музыка русских провинциальных цирков" (Концерт для оркестра 3), - все эти номера программы были отрепетированы маэстро Сладковским так тщательно, что он мог позволить себе в концерте быть раскованным, гибким и сосредоточиться на образной сути исполняемого.
Во втором отделении вечера хореографическая труппа театра, возглавляемая выдающимся мастером балета Никитой Долгушиным, показала им осуществленную сценическую версию "Кармен-сюиты". В массовых танцах этого балета при их чисто испанской характерности полно передано ощущение роковой предопределенности. А хореографические монологи и дуэты запечатлели этапы психологической дуэли двух сильных личностей. На взаимоотношениях двух героев - Кармен (ее танцует наделенная драматическим даром Эвелина Гржибовская) и Хосе (Михаил Черкашин) - сосредоточился Долгушин, исключив из действия третьего, Торреро (которого сам когда-то великолепно танцевал в Малом оперном в постановке "Кармен-сюиты"
Г. Замуэлем). Заслуживают особой похвалы ансамблевая слаженность и эмоциональная отдача кордебалета.
В конце вечера под громовые овации Родион Щедрин и первая, никем не превзойденная танцующая Кармен - Майя Плисецкая вышли на сцену, дабы, поблагодарив, благословить молодых коллег на трудное и счастливое служение искусству.
Михаил БЯЛИК