Культура
СЕРГЕЙ ШУБ: ПОПРОБУЙТЕ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ СОЗДАТЬ САМИ, А ПОТОМ ЗЛОСЛОВЬТЕ...
18 декабря
- Сегодня под крышей нашего театра живут сразу несколько коллективов: труппа бывшего Театра Ленинского комсомола, театр "Фарсы" Виктора Крамера, группа Анатолия Праудина и наши новые жильцы театр "Потудань" с очень популярным спектаклем "Невский проспект". И все они очень интенсивно работают. Только в декабре у нас появилось четыре премьеры: новая пьеса петербургского драматурга Александра Образцова "Лиззи" в постановке Владимира Тыкке, буквально на днях предстанет перед юными зрителями "Путешествие в страну Петербургию" - это любимая всеми сказка Погорельского "Черная курица", которую режиссер Ирина Лелюх превратила в интерактивную игру, начинающуюся в фойе театра и продолжающуюся на сцене, Анатолий Праудин в пространстве 91-й комнаты воплощает "Бесприданницу" Островского, а Александр Исаков в интерьерах Юсуповского дворца на Мойке покажет спектакль "Распутин" по документам эпохи. Мы в свое время уже сделали два подобных спектакля, посвященных Павлу I и Александру I.
Такая производительность труда задача не из легких, прежде всего потому, что финансируемся мы только на одну труппу. Статус остальных остается неопределенным. В комитете по культуре понимают ненормальность такого положения, но пока оно сохраняется. А мы стараемся как-то выкручиваться и работать. Стремимся сохранить коллективы, живущие под нашей крышей. Иначе они могут либо распасться, либо уехать в далекие края, как это уже было в начале 90-х годов.
Тогда авангардные театры стали уезжать из города. Оказалось, что они никому не нужны. Знаменитый теперь театр "Дерево" во главе с Антоном Адасинским ютился в ту пору у нас под лестницей. Актеры основной труппы взревновали и пожаловались в Союз театральных деятелей. Тогдашний председатель союза Владислав Стржельчик топал ногами и кричал Адасинскому: "Вон отсюда! Кто вы такой? Вы бандит, и вообще вы бритый!" И потихоньку все стали уезжать - "Дерево", "До-театр", Полунин со своими ребятами...
И вот теперь мы хотим целиком или частично вернуть эти театры на родину. Художественный руководитель фестивального центра Марина Беляева придумала проект "Эмигранты". Только что состоялась первая премьера этого проекта. "До-театр" Евгения Козлова показал очень интересную пластическую постановку "С высоты птичьего полета". Думаю, удастся провести в будущем году наш традиционный фестиваль "Солнцеворот" под эгидой "Эмигрантов". Надеюсь, что приедут и театр "Дерево", и театр Полунина.
Работаем и еще над одним проектом. Он называется "Балтийская сцена". Суть его в приглашении на постановки в наш театр известных режиссеров стран Балтии. Начался этот проект с постановки литовцем Вайткусом "Мастера и Маргариты" Булгакова. На этом спектакле всегда полный зал. Следующим будет Калью Комиссаров, руководитель театральной школы в Вильянди, в Эстонии. Он поставит "Сон в летнюю ночь" Шекспира. На одну из главных ролей, роль Осла, приглашен известный шоумен Роман Трахтенберг. Выбор несколько неожиданный, так же как в свое время Александр Лыков, сыгравший Воланда в "Мастере и Маргарите".
- А ваш главный фестиваль - "Балтийский дом"?
- Осенью 2003 года планируем провести не привычный "Балтийский дом", а фестиваль под эгидой Союза театров Европы. В этот союз входят около 20 лучших театров Европы: Королевский Шекспировский, парижский "Одеон", миланский "Пикколо"-театр, "Драматен" из Швеции... Нашу страну там представляют только два театра - московская Школа драматического искусства Анатолия Васильева и петербургский Малый драматический театр под руководством Льва Додина. Уже только перечисление театров, которые собираются приехать к нам на этот фестиваль, говорит о том, что события подобного уровня в России еще не было. Конечно, в связи с этим встает множество трудностей, прежде всего, разумеется, финансовых, но с помощью Министерства культуры и городской администрации надеемся их преодолеть.
В сентябре-октябре проведем европейский фестиваль современного танца. Большой, уникальный фестиваль, такого тоже еще не было у нас. Ведь, в принципе, те, кто исповедует язык современного балета, у нас, как правило, проваливаются. Как мы привыкли к системе Станиславского, так принимаем только "Лебединое озеро". Да, в области классического балета мы впереди планеты всей, но, чтобы в этом убеждаться, надо свое сравнивать с чем-то иным. Вот мы и дадим такую возможность посредством фестиваля современного балета.
А еще проводим фестиваль русских театров СНГ и стран Балтии, а в марте фестиваль моноспектаклей "Монокль", плюс Дни Варшавы в Петербурге, традиционный фестиваль "Окно в Нидерланды"...
Это далеко не полный перечень наших трудов и планов...
- Откуда вы черпаете энергию, чтобы все это осуществлять? Ведь могли бы спокойно обойтись и без такого калейдоскопа событий? Зачем вам это нужно?
- А мне иначе неинтересно жить. Я получаю от этого процесса удовольствие. Последние лет 12 занимаюсь только тем, что люблю. В этом смысле я счастливый человек. И потом есть люди, с которыми работаю. Есть команда, которую я сам собирал, формировал. И несу за нее ответственность. Эти люди работают за очень небольшие деньги. И я их люблю. Ссорюсь с ними, ругаюсь, но люблю. У нас есть, можно сказать, гений менеджмента - административный директор Мария Костина, молодая женщина, 24 года. Или финансовый директор Инна Стерлигова, или Марина Беляева. Я каждой из них горжусь и получаю удовольствие от работы с ними.
- Вам удалось сформировать сильную административную команду, но, похоже, это исключительный случай - театральных менеджеров катастрофически не хватает, хотя учебные заведения вроде бы готовят таких специалистов. В чем тут дело?
- Во-первых, мало опыта. Ведь в советское время директор театра все больше ходил на парткомы или в райком на ковер, подписывал бумаги, а собственно профессиональной работой занимался от случая к случаю. Во-вторых, мы, как говорил Пушкин, по-прежнему ленивы и нелюбопытны. Я был очень огорчен, когда мы привезли из Швеции замечательную команду менеджеров для проведения семинара. Многое из того, о чем они нам поведали, было для меня откровением. Сидел и ловил каждое слово. Мы разрекламировали это мероприятие как могли. Пришли два-три директора. Почему не было интереса? Не знаю. Наверно, для того, чтобы он появился, надо, чтобы в театры перестали течь бюджетные деньги, чтоб изжила себя иждивенческая философия: театральные кассы должны нас продавать. Никто никому ничем не обязан. Правильно сказала профессор Левшина: "Мы все продаем билеты, но никто из нас не работает со зрителем". А это ведь разные вещи. Ах, почему вы продаете Киркорова, а не спектакль "Сон об осени" театра "Балтийский дом"?! Да потому... А меня учила жизнь, фестиваль "Балтийский дом", который создавался из ничего, и, кроме тычков и затрещин, на первых порах я ничего не получал. Я это понял и ни от кого не ждал благодеяний. Спасибо тем, кто хотя бы не мешал. Один чиновник мне так и сказал: "Нам надо говорить спасибо не за то, что помогаем, а за то, что не мешаем". И правильно сказал.
Дягилевых пока не видно, но толковые и деятельные люди понемногу появляются. Вот Виктор Минков в "Приюте комедианта" предложил оригинальную экономическую и творческую модель, Светлана Лаврецова в ТЮЗе создала интересный фестиваль "Радуга", держит труппу, я уважаю Владимира Словохотова, создавшего театр на пустом месте. Тоже можно говорить что угодно, но к нему зрители ходят, артисты деньги зарабатывают, он еще и Малую сцену построил. Попробуйте! Тот же Бояков, осуществивший "Золотую маску", и его полощут почем зря. А вы попробуйте создать национальную премию, а потом злословьте! А что, обо мне много хорошего говорят?! Как бы не так!..
Александр УРЕС
Такая производительность труда задача не из легких, прежде всего потому, что финансируемся мы только на одну труппу. Статус остальных остается неопределенным. В комитете по культуре понимают ненормальность такого положения, но пока оно сохраняется. А мы стараемся как-то выкручиваться и работать. Стремимся сохранить коллективы, живущие под нашей крышей. Иначе они могут либо распасться, либо уехать в далекие края, как это уже было в начале 90-х годов.
Тогда авангардные театры стали уезжать из города. Оказалось, что они никому не нужны. Знаменитый теперь театр "Дерево" во главе с Антоном Адасинским ютился в ту пору у нас под лестницей. Актеры основной труппы взревновали и пожаловались в Союз театральных деятелей. Тогдашний председатель союза Владислав Стржельчик топал ногами и кричал Адасинскому: "Вон отсюда! Кто вы такой? Вы бандит, и вообще вы бритый!" И потихоньку все стали уезжать - "Дерево", "До-театр", Полунин со своими ребятами...
И вот теперь мы хотим целиком или частично вернуть эти театры на родину. Художественный руководитель фестивального центра Марина Беляева придумала проект "Эмигранты". Только что состоялась первая премьера этого проекта. "До-театр" Евгения Козлова показал очень интересную пластическую постановку "С высоты птичьего полета". Думаю, удастся провести в будущем году наш традиционный фестиваль "Солнцеворот" под эгидой "Эмигрантов". Надеюсь, что приедут и театр "Дерево", и театр Полунина.
Работаем и еще над одним проектом. Он называется "Балтийская сцена". Суть его в приглашении на постановки в наш театр известных режиссеров стран Балтии. Начался этот проект с постановки литовцем Вайткусом "Мастера и Маргариты" Булгакова. На этом спектакле всегда полный зал. Следующим будет Калью Комиссаров, руководитель театральной школы в Вильянди, в Эстонии. Он поставит "Сон в летнюю ночь" Шекспира. На одну из главных ролей, роль Осла, приглашен известный шоумен Роман Трахтенберг. Выбор несколько неожиданный, так же как в свое время Александр Лыков, сыгравший Воланда в "Мастере и Маргарите".
- А ваш главный фестиваль - "Балтийский дом"?
- Осенью 2003 года планируем провести не привычный "Балтийский дом", а фестиваль под эгидой Союза театров Европы. В этот союз входят около 20 лучших театров Европы: Королевский Шекспировский, парижский "Одеон", миланский "Пикколо"-театр, "Драматен" из Швеции... Нашу страну там представляют только два театра - московская Школа драматического искусства Анатолия Васильева и петербургский Малый драматический театр под руководством Льва Додина. Уже только перечисление театров, которые собираются приехать к нам на этот фестиваль, говорит о том, что события подобного уровня в России еще не было. Конечно, в связи с этим встает множество трудностей, прежде всего, разумеется, финансовых, но с помощью Министерства культуры и городской администрации надеемся их преодолеть.
В сентябре-октябре проведем европейский фестиваль современного танца. Большой, уникальный фестиваль, такого тоже еще не было у нас. Ведь, в принципе, те, кто исповедует язык современного балета, у нас, как правило, проваливаются. Как мы привыкли к системе Станиславского, так принимаем только "Лебединое озеро". Да, в области классического балета мы впереди планеты всей, но, чтобы в этом убеждаться, надо свое сравнивать с чем-то иным. Вот мы и дадим такую возможность посредством фестиваля современного балета.
А еще проводим фестиваль русских театров СНГ и стран Балтии, а в марте фестиваль моноспектаклей "Монокль", плюс Дни Варшавы в Петербурге, традиционный фестиваль "Окно в Нидерланды"...
Это далеко не полный перечень наших трудов и планов...
- Откуда вы черпаете энергию, чтобы все это осуществлять? Ведь могли бы спокойно обойтись и без такого калейдоскопа событий? Зачем вам это нужно?
- А мне иначе неинтересно жить. Я получаю от этого процесса удовольствие. Последние лет 12 занимаюсь только тем, что люблю. В этом смысле я счастливый человек. И потом есть люди, с которыми работаю. Есть команда, которую я сам собирал, формировал. И несу за нее ответственность. Эти люди работают за очень небольшие деньги. И я их люблю. Ссорюсь с ними, ругаюсь, но люблю. У нас есть, можно сказать, гений менеджмента - административный директор Мария Костина, молодая женщина, 24 года. Или финансовый директор Инна Стерлигова, или Марина Беляева. Я каждой из них горжусь и получаю удовольствие от работы с ними.
- Вам удалось сформировать сильную административную команду, но, похоже, это исключительный случай - театральных менеджеров катастрофически не хватает, хотя учебные заведения вроде бы готовят таких специалистов. В чем тут дело?
- Во-первых, мало опыта. Ведь в советское время директор театра все больше ходил на парткомы или в райком на ковер, подписывал бумаги, а собственно профессиональной работой занимался от случая к случаю. Во-вторых, мы, как говорил Пушкин, по-прежнему ленивы и нелюбопытны. Я был очень огорчен, когда мы привезли из Швеции замечательную команду менеджеров для проведения семинара. Многое из того, о чем они нам поведали, было для меня откровением. Сидел и ловил каждое слово. Мы разрекламировали это мероприятие как могли. Пришли два-три директора. Почему не было интереса? Не знаю. Наверно, для того, чтобы он появился, надо, чтобы в театры перестали течь бюджетные деньги, чтоб изжила себя иждивенческая философия: театральные кассы должны нас продавать. Никто никому ничем не обязан. Правильно сказала профессор Левшина: "Мы все продаем билеты, но никто из нас не работает со зрителем". А это ведь разные вещи. Ах, почему вы продаете Киркорова, а не спектакль "Сон об осени" театра "Балтийский дом"?! Да потому... А меня учила жизнь, фестиваль "Балтийский дом", который создавался из ничего, и, кроме тычков и затрещин, на первых порах я ничего не получал. Я это понял и ни от кого не ждал благодеяний. Спасибо тем, кто хотя бы не мешал. Один чиновник мне так и сказал: "Нам надо говорить спасибо не за то, что помогаем, а за то, что не мешаем". И правильно сказал.
Дягилевых пока не видно, но толковые и деятельные люди понемногу появляются. Вот Виктор Минков в "Приюте комедианта" предложил оригинальную экономическую и творческую модель, Светлана Лаврецова в ТЮЗе создала интересный фестиваль "Радуга", держит труппу, я уважаю Владимира Словохотова, создавшего театр на пустом месте. Тоже можно говорить что угодно, но к нему зрители ходят, артисты деньги зарабатывают, он еще и Малую сцену построил. Попробуйте! Тот же Бояков, осуществивший "Золотую маску", и его полощут почем зря. А вы попробуйте создать национальную премию, а потом злословьте! А что, обо мне много хорошего говорят?! Как бы не так!..
Александр УРЕС