Северо-Запад

ВСЕЛЕННАЯ СЕВЕРНОЙ ИЗБЫ

18 декабря
Суровый и негостеприимный Русский Север на протяжении многих веков, а то и тысячелетий словно магнит притягивал к себе людей. В бескрайних лесах в изобилии водилась дичь, многочисленные озера и реки служили неиссякаемым источником воды. Но пока цивилизация не коснулась этих мест, жизнь северного крестьянина проходила в ожесточенной борьбе с природой. Помимо суровых и долгих зим, к которым начинали готовиться, как только распускались первые листочки на деревьях, северному хозяйству постоянно угрожал наступавший лес. Природа не желала без боя отдавать человеку свои угодья. Так и рождались народные былины и мифы о Лешем и Бабе-яге. Лес давал человеку жизнь, лес же был и его главным врагом.
В этих условиях на Севере быстро развился и укрепился культ жилища. Дом грел, кормил, защищал, давал уют и отдых. Дом был маленькой крепостью среди огромного и беспощадного мира. Поэтому с древнейших времен на Севере жилище строилось с величайшим почтением, процесс возведения сруба был настоящим обрядом.
Дом строили, как правило, всем миром - "обчеством". Прежде чем начинать строительство, будущий домовладелец шел в лес и там просил у Хозяина милости и прощения за вторжение в его владения. Нередко при этом приносились символические жертвы: человек оставлял в подарок Хозяину леса какой-нибудь предмет домашнего обихода - веретено, плошку, ложку, тем самым как бы приглашая его в свою семью. Потом плотницкая артель выбирала подходящие деревья: для нижних венцов лиственницу, для верхних - сосну. Сперва рубили "черновой" сруб - бревна подгоняли по размеру и длине, складывали их в венцы и так оставляли на год. По истечении этого срока сруб разбирали, пометив бревна, перевозили на место, и... тут-то и начинался сложный и мудрый обряд строительства собственной маленькой вселенной.
В языческие и раннехристианские времена после закладки первого прямоугольного венца хозяин вступал внутрь его, делил на четыре равные части, затем приносил четыре камня и клал по одному в центр каждого из получившихся внутренних прямоугольников. Получался древнейший языческий символ плодородия - ромб с четырьмя точками внутри. Под правый угол "красного", то есть выходящего на улицу, фасада будущего дома всегда закладывался череп коня или быка - священных животных, по поверьям, возивших по небу солнечную колесницу. Кстати, обряд этот, облеченный, правда, в иную форму - культа коня как кормильца семьи, - сохранился до XIX века. После закладки первого венца, конечно же, следовало щедрое угощение всей плотницкой артели.
Дом растили любовно, как человека. И воспринимали тоже как полноправного, а то и главного члена семьи. Недаром детали традиционно самой функционально бесполезной, а потому богато украшенной части фасада - фронтона - носили названия "чела", "причелин", "очелья", "шелома". В глухих деревнях Каргополья еще сохранились такие избы - нарядные, праздничные, словно красавицы из древних сказок. Если могучие стены дома ограждали человека от напастей зримых, то воздушная ювелирная резьба наличников, полотенец и причелин служила сложным языком заклинаний, защищавших людей от бед незримых, от злых духов и болезней. Неслучайно главным мотивом северной домовой резьбы было солнце.
Люди искренне верили, что только солнце способно отпугнуть болезни и несчастья, и потому его символ древние мастера помещали всюду, откуда только могли проникнуть в дом зловредные наяды - духи хвори и горя. Несколько резных солнц всегда "горело" на наличниках окон, на косяках дверей, а если у усадьбы была калитка - то и на ней. Солярным знаком всегда оканчивались причелины, закрывавшие торцы крыш, солнце на резном полотенце всегда соседствовало со стилизованной фигурой коня на шеломе - выдолбленном бревне, которым накрывался стык кровельных скатов.
Сергей ЗАГАЦКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.7
1.025 (1.11%)
Курс Евро
103.25
1.21 (1.17%)
Погода
Сегодня,
20 сентября
пятница
+18
Облачно
21 сентября
суббота
+15
Облачно
22 сентября
воскресенье
+10
Ясно