Город
АРИФМЕТИКА ОТ РУССКОГО МУЗЕЯ
28 декабря
Музейный декабрь выдался на удивление урожайным. Все будто стремятся сбросить с себя груз, освободиться и войти в новый год с чувством выполненного долга, а с января начать уже вовсю "юбилеить". Вот и Русский музей приготовил "под занавес" года аж две выставки: одна, в Строгановском дворце, поменьше (около 60 портретов), другая почти в три раза больше и вообще масштабнее (совместно с Третьяковской галереей); одна достаточно узкая по тематике, другая всеобъемлющая в своей символичности. Тематически они очень любопытно перекликаются.
Портрет жены художника: пусть на картине изображен один человек, но тема задана очень жестко. Женщина на портрете должна быть женой, и никем иным (иначе бы кураторы просто сбились с ног, разбирая картины: а жен все-таки меньше, чем просто женщин в жизни творческих натур), то есть должна быть связана с другим человеком, автором произведения, художником. (Правда, на выставке есть забавное отступление от этого правила: Роберт Фальк в качестве модели к картине "В белой шали" берет жену своего друга, тоже художника. Отношения между Фальком и моделью в аннотации к картине не уточняются.) К тому же многие изображали жену с ребенком - а-ля Мадонна. Есть и случаи, когда представлены портреты нескольких жен одного художника или несколько портретов одной жены (Казимир Малевич или Александр Дейнека). Двоичность здесь пусть и подспудно, но присутствует. Кроме того, выставка в Строгановском дворце продолжает и иную линию Русского музея - его знаменитую выставку "Портрет XX века", и внимательные зрители без труда вспомнят, какие портреты перекочевали из одной экспозиции в другую.
Ну а выставка "Двое" разворачивает тему двоичности, двойственности и двоякости во всей философской красе. Тон задается в самом начале: экспозиция открывается тремя иконами - Богородицей, святыми Борисом и Глебом и Георгием Победоносцем. Но кураторы не пошли по простому пути высокопарного "поучения" зрителей. Скорее, нашему вниманию предлагается увлекательная игра, в которой больше вопросов, чем ответов, больше загадок и неожиданных совпадений, чем отгадок и объяснений. Как сказал Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи, даже привычные посетителю Русского музея картины вырваны из обычного контекста постоянной экспозиции и помещены в иную среду - что позволяет на многое взглянуть свежим взглядом.
Вся гамма отношений двоих проиллюстрирована лучшими произведениями искусства (с XVIII до конца XX века). Страсть ("Поцелуй" Михаила Добужинского) и флирт ("Арлекин и дама" Константина Сомова). Трагедия в несчастье ("Инвалиды войны" Юрия Пименова) и трагедия в истории ("Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" Николая Ге). Борьба ("Борцы" Натальи Гончаровой) и погоня (иллюстрация Александра Бенуа к "Медному всаднику": Петр гонится за Евгением). Дети (Кустодиев, "Дети в маскарадных костюмах") и супруги (Матвеев, "Автопортрет с женой"). Черное и белое (отдельный маленький зал отдан абстракционистам). И так далее. Объять необъятное, конечно, невозможно, но зрителям дано множество "ниточек", за которые можно потянуть и получить информацию к размышлению. Экспозиция закольцовывается библейской темой, и конец смыкается с началом - на картине Николая Ге Пилат спрашивает Христа: "Что есть истина?"
Русский музей продолжает обучать зрителей азам арифметики: "Портрет XX века" - это раз, "Портрет жены художника" будем считать за полтора, "Двое", открывающиеся в понедельник, - это два. Директор музея Владимир Гусев пообещал журналистам, что будет и три. Художественная арифметика понравится и тем, кто перемножает многозначные числа в уме, и тем, кто не в состоянии сложить два и два без калькулятора.
Надежда ДЕМКИНА
Портрет жены художника: пусть на картине изображен один человек, но тема задана очень жестко. Женщина на портрете должна быть женой, и никем иным (иначе бы кураторы просто сбились с ног, разбирая картины: а жен все-таки меньше, чем просто женщин в жизни творческих натур), то есть должна быть связана с другим человеком, автором произведения, художником. (Правда, на выставке есть забавное отступление от этого правила: Роберт Фальк в качестве модели к картине "В белой шали" берет жену своего друга, тоже художника. Отношения между Фальком и моделью в аннотации к картине не уточняются.) К тому же многие изображали жену с ребенком - а-ля Мадонна. Есть и случаи, когда представлены портреты нескольких жен одного художника или несколько портретов одной жены (Казимир Малевич или Александр Дейнека). Двоичность здесь пусть и подспудно, но присутствует. Кроме того, выставка в Строгановском дворце продолжает и иную линию Русского музея - его знаменитую выставку "Портрет XX века", и внимательные зрители без труда вспомнят, какие портреты перекочевали из одной экспозиции в другую.
Ну а выставка "Двое" разворачивает тему двоичности, двойственности и двоякости во всей философской красе. Тон задается в самом начале: экспозиция открывается тремя иконами - Богородицей, святыми Борисом и Глебом и Георгием Победоносцем. Но кураторы не пошли по простому пути высокопарного "поучения" зрителей. Скорее, нашему вниманию предлагается увлекательная игра, в которой больше вопросов, чем ответов, больше загадок и неожиданных совпадений, чем отгадок и объяснений. Как сказал Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи, даже привычные посетителю Русского музея картины вырваны из обычного контекста постоянной экспозиции и помещены в иную среду - что позволяет на многое взглянуть свежим взглядом.
Вся гамма отношений двоих проиллюстрирована лучшими произведениями искусства (с XVIII до конца XX века). Страсть ("Поцелуй" Михаила Добужинского) и флирт ("Арлекин и дама" Константина Сомова). Трагедия в несчастье ("Инвалиды войны" Юрия Пименова) и трагедия в истории ("Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" Николая Ге). Борьба ("Борцы" Натальи Гончаровой) и погоня (иллюстрация Александра Бенуа к "Медному всаднику": Петр гонится за Евгением). Дети (Кустодиев, "Дети в маскарадных костюмах") и супруги (Матвеев, "Автопортрет с женой"). Черное и белое (отдельный маленький зал отдан абстракционистам). И так далее. Объять необъятное, конечно, невозможно, но зрителям дано множество "ниточек", за которые можно потянуть и получить информацию к размышлению. Экспозиция закольцовывается библейской темой, и конец смыкается с началом - на картине Николая Ге Пилат спрашивает Христа: "Что есть истина?"
Русский музей продолжает обучать зрителей азам арифметики: "Портрет XX века" - это раз, "Портрет жены художника" будем считать за полтора, "Двое", открывающиеся в понедельник, - это два. Директор музея Владимир Гусев пообещал журналистам, что будет и три. Художественная арифметика понравится и тем, кто перемножает многозначные числа в уме, и тем, кто не в состоянии сложить два и два без калькулятора.
Надежда ДЕМКИНА