Общество

НОВОГОДНИЕ ЧУДЕСА-2003

05 января
Много часов подряд работники аварийных служб только и успевали, едва положив трубку, поднимать ее снова и произносить: "Алло! Аварийная слушает!"
После чего им приходилось слушать: мат, крики, ругань и угрозы от несчастных озверевших сограждан, которые буквально часами дозванивались из своих холодных темных квартир.
Лично мне, пишущей эти строки ночью при свечке, закутавшись в плед и надев все телогрейки и шерстяные носки в доме, удалось дозвониться до диспетчера аварийной службы своего микрорайона только за полночь. И то потому, что накануне первого рабочего дня в году все пораньше легли спать. Начала я звонить с семи часов вечера, когда - второй раз за сутки - пропал свет.
Телефоны "не моих" аварийных были посвободнее, но там с ходу начинали повышать голос и бросать трубки, едва услышав "неправильный" адрес. Поэтому беседу с диспетчером я начала вежливой мольбой: "Девушка, милая. Пожалуйста, только не ругайтесь на меня! Здравствуйте! Будьте добры, посмотрите, у вас уже есть заявка на такой-то адрес?"
Было слышно, что диспетчер улыбнулась. Наверное, впервые за вечер. И ответила, что я даже не представляю, как их самих-то все ругают и какими словами.
Мы разговорились, и я узнала, что далеко не одинока. Оказывается, за последние сутки поступило около восьмидесяти (!) заявок на выезд аварийной по поводу отключения электричества, чего за десять лет работы диспетчер не припомнит. Да, в прошлую зиму в морозы бывало и по тридцать, и по сорок заявок, но восемьдесят в сутки - никогда.
Еще девушка поведала, что она и вообще все диспетчеры живут в нашем же районе, в таких же точно домах-"кораблях", которым не один десяток лет, с такими же проводами и электрикой. И все эти дни точно так же сидят без света, со свечками и фонариками и мерзнут, и все давно простужены, и у всех есть семьи, пожилые родители и маленькие дети.
Мы повздыхали о том, что в далекие 70-е годы, когда строилось большинство домов в нашем районе, никто и предположить не мог, что у нас будут масляные радиаторы, электрочайники, микроволновки, стиральные машины, супер-утюги и прочая мощная бытовая техника, от которой умирает фаза с противофазой и болеют хилые провода. А "добивают" всю постсоветскую электросистему небывалые морозы и повсеместно и круглосуточно мигающие елочные гирлянды.
Диспетчер заверила меня, что обо всех авариях уже знают и что это не частный случай, а массовая авария, так сказать, городского масштаба и на уровне "Ленэнерго". У них был "пересменок" в десять вечера, и список адресов у них на руках, и они работают, и к утру, если верить ее опыту, должны справиться.
Напоследок диспетчер поведала, что в новых домах уже рассчитывают при строительстве на мощные электроприборы жильцов, поэтому таких аварий почти не бывает, хотя иногда все-таки случаются и там отключения. Мы пожелали друг другу чисто теоретически заработать много денег и купить квартиры в новых домах, чтобы жить хорошо, долго, счастливо и без проблем.
Мы расстались почти друзьями.
Однако, несмотря на это, Новый год как-то не задался. С этого момента поподробнее.
Во-первых, было холодно. Во-вторых, все первое утро нового года в нашем подъезде искали труп. В-третьих, весь первый вечер нового года мы провели при свечах. Не ради романтики, а потому что не было света.
Но обо всем по порядку.
Прогноз обещал мороз. Но такой!.. От окон дует со страшной силой, на стеклах причудливые узоры. Потому что по одну сторону окон, внутри - где-то градусов 10-15, и все ходят в трех свитерах, в рейтузах и телогрейках и в шерстяных носках с меховыми тапочками, кучкуясь у масляных радиаторов и на кухне, где "синим цветком горит газ". А по другую сторону, снаружи - мороз минус 30, и народ не ходит даже, а бегает, закрыв варежками нос и страшно скрипя снегом.
С утра первого января мы, как и все порядочные люди, отсыпались. А днем проснулись от звонка в дверь. Это приехала "скорая", которую неизвестно кто вызвал, но фельдшеры утверждали, что в квартире напротив должен лежать труп женщины, избитой в новогоднюю ночь, потому что ее с тех пор никто не видел, а дверь она не открывает. Работники "скорой" просились позвонить, ибо до сих пор ни правительство, ни городские власти не удосужились снабдить этих героических людей современными средствами связи. Те, кто спасает наши жизни в любое время суток, невзирая на выходные и праздничные дни, не могут в нужный момент позвонить по телефону. У любого придурка дешевый мобильник с самым простейшим тарифом - есть, а у "скорой помощи" - нет.
Мы, разумеется, впустили их и даже предложили горячего чаю. Фельдшеры стеснялись и отказывались. Позвонив на станцию, они изложили новогодний сюжет: дверь не открывают, кто вызвал - непонятно, и надо ломать дверь, для чего они требуют милицию и приказ начальства. Предлагали еще залезть снаружи в окно или хотя бы посмотреть, что в квартире делается.
Спустя час ожидания, за время которого "скорая" мерзла у подъезда, а мы слушали, как на лестнице проходит внеплановое собрание соседей, выясняющих, кто когда видел избитую женщину и кто больше боится трупов, в нашу дверь снова позвонили. На этот раз попросились войти два милиционера в сопровождении фельдшеров и снова потребовали телефон. Опять звонили разному начальству и просили санкции прокурора на взлом двери потенциального трупа. Никто не хотел брать на себя ответственность: "скорая" надеялась на милицию, милиция - на прокуратуру, а жильцы - на закон и порядок, ибо жить неизвестно сколько по соседству с трупом - сами понимаете... Как-то не очень. Пахнуть, наверное, скоро начнет...
Любым желающим предлагали стать главным уголовно ответственным и взломать дверь. Никто не захотел. Потом ведь, небось, затаскают по присутственным местам... "Скорая" уехала, милиция ушла, жильцы распределились по квартирам, дверь соседки осталась целой. До вечера все кое-как успокоилось.
Но затем начались новые чудеса. Мы проводили простой человеческий вечер: мирно принимали гостей и смотрели телепередачи. Как вдруг кто-то - раз! - и выключил свет. Совсем. Но не везде. В наших домах все так причудливо и логично устроено, что свет выключается не по всему подъезду, а выборочно. Схема электрики, если разобраться, способна сломать мозги любому самому хитрому иностранному шпиёну. У нас свет погас на первом этаже слева, на втором - справа, на четвертом и пятом - посередине, на восьмом - опять слева. Это если стоять лицом к подъезду на улице, задрав голову, и смотреть.
Все сначала ждали - вдруг включится? Так уже бывало: погаснет свет на минуту, потом загудит, завоет, затрясется холодильник, зажужжит компьютер, и все осветилось веселым светом. Счастье.
Ан нет - первого января вечером удача отвернулась от нашего дома вовсе. Свет никак не включался. Все мрачно высыпали на лестницу, забыв про труп за дверью, чтобы выяснить - у кого горит, у кого не горит. Потом разошлись к телефонам, на ощупь попытались понабирать номер аварийной - кто с фонариком, кто с огарком свечи. Глухо, как в танке. В смысле, занято в аварийной, хоть плачь. И не полчаса, что вполне объяснимо, если все разом принялись набирать один и тот же номер. Нет, занято было четыре часа подряд. Некоторые пешком бегали через два квартала к двухэтажному зданию нашего ГРЭП, ЖЭК, РЭУ или как его там. Двери заперты, переговорное устройство молчит, в окнах свет горит, телефон занят, шансов никаких.
Наступила ночь, второе января, новый год набирал ход, а мы так и сидели - замерзшие, при свечах, с трупом за дверью.
Уже за полночь люди начали спускаться в подвал, материться, ломать замок и дергать рубильники. Не помогало. Потом разом погас свет во всех окнах огромного дома напротив. Откровенно говоря, стало легче. Стыдно признаться, но как-то отлегло. Не одним нам, мол, плохо. Однако у этих гадов напротив через минуту свет зажегся снова. А у нас - нет.
Через некоторое время во дворе стали запускать салюты, ракеты и петарды и кричать "ура!". Видимо, у них осталось с новогодней ночи. Мы мрачно смотрели на салют из темных окон, подтирая ногой лужи под холодильниками. В аварийной было по-прежнему занято.
Потом погасли фонари у подъездов. Подъехала машина, в которой сидели люди с бумажками и передавали их друг другу. Машина отъехала, фонари зажглись. Закончился салют во дворе, фонари погасли снова, машина вернулась. Из нее никто не вышел, но вдруг заплясал холодильник, залаяли собаки и заорали все телевизоры в доме - электричество вернулось к нам, подкравшись внезапно. Может, в машине сидели волшебники?
Сейчас глубокая ночь, все снова чудесно работает, дом снова прогрелся от радиаторов, про избитую соседку как-то забыли, но спать уже не хочется. Будем смотреть кино и пить чай с остатками новогоднего стола.
Одно тревожит - что-то будет завтра? Неужели приедут пожарные?
Мария КИНГИСЕПП
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1