Общество

БЫЛ ЛИ БЛОК ПАНКОМ?

09 января
Тем, кто любит и знает современный рок и причастных к нему, это имя хорошо знакомо. Алекс - один из самых известных фотохроникеров музыкальной жизни, ведущий фотограф журнала Fuzz, обладатель премии "Мастер-ключ" 2001 года.
Гости съезжались, и все было бы чудесно, если бы не растущее недоумение: почему Алекс откликается на имя Андрей, а собравшиеся иначе его и не называют? Он сам развеял возникшее замешательство: "Иногда думают, что Федечко-Мацкевич - это один человек, и называют меня Алексом. А это "имя" сложилось из двух наших имен. Кстати, к рок-н-ролльной съемке меня Сашка толкнул: "Тебе нравится? Иди и снимай!" Оказалось, что Андрей Федечко, закончив фототехникум в Киеве, а затем приехав в Питер, устроился в фотоателье лаборантом, где уже не первый год работал фотографом Александр Мацкевич. С тех пор они вместе. Александр отвечает за техническую часть, Андрей за художественную. "Ну а как с этой выставкой получилось? Мне позвонили из музея и сами предложили. Прочитали статью в журнале... Я ведь еще и музыкой занимаюсь. Такой хохляцкий рок-н-ролл. Мы будем играть его на закрытии выставки 26 января, вместе с нами выступят Миша Новицкий ("СП Бабай"), Гаркуша, Захар Май... Практически каждый день в течение месяца кто-нибудь будет выступать". И на самом деле в программе почти весь первый месяц нового года был расписан по числам: пятого - Захар Май, седьмого - Олег Гаркуша, а затем и Михаил Бишаков, и "Зимовье зверей", и еще много имен.
Гостей, известных и не очень, становилось все больше - веселая клоунада набирала обороты. Но все чаще тревожила мысль: "А Блок? При чем тут Блок?" Со стен смотрели, смеялись, пели и грустили известные всей молодежи, да и не только ей, Юрий Шевчук и Земфира, Кинчев и БГ, Паша Кашин и Юля Чичерина, Вячеслав Бутусов в прикиде зайчика и загадочно-демонический Ник Кейв. Всех не перечислить: творческая жизнь и мироощущения нескольких музыкальных поколений - от "динозавров" русского рока Бориса Гребенщикова, Константина Кинчева до групп "Король и Шут" и "Пилот", покоривших сердца юных меломанов наших дней. И все-таки при чем тут Блок? Единственное, что приходило на ум, - это тревожащее блоковское: "Всем сердцем слушайте музыку революции", - но и оно плохо вязалось со звуками гитары и печально звучавшей со сцены флейты. Интересно, что скажет заведующая музеем на открытии выставки? Галина Савельева была немногословна. Когда директор Музея истории Санкт-Петербурга Борис Аракчеев узнал, что в музее планируется подобное мероприятие, он воскликнул: "Почему?" На что Галина Тимофеевна ответила озадачившим ее когда-то вопросом: "А был ли Блок панком?"
И вдруг вспомнилось прекрасное молодое лицо и спокойный взгляд, в котором и до сих пор чудится гордый вызов. Ведь чем, как не отторжением обывательской морали и набившей оскомину эстетики критического реализма было искусство Серебряного века? А вдруг синтез искусств, о котором грезили в начале так блистательно начинавшегося века символисты, осуществится в начале этого, и два века сомкнутся? Вот так еще одним (со счету сбилась, каким) вопросом за этот вечер закончилась его торжественная часть.
Пришла очередь получать ответы. И я пошла искать их в музейные комнаты бывшей квартиры Блока, где мне и удалось поговорить с Галиной Тимофеевной. Она рассказала, что выставка была задумана в рамках молодежной программы, цель которой - создание нового облика современного музея, обращенного не только к прошлому, но и к тому, что тревожит мысли и чувства молодежи. Нельзя терять веков "связующую нить", которая собирает искусства разных эпох в единое понятие русской культуры. По убеждению Галины Тимофоевны, музеи должны привлекать и объединять вокруг себя людей, живущих в городе, районе, прилегающих улицах и рядом стоящих домах. Она рассказала, что этой осенью в рамках "Коломенских чтений" в музее проходила выставка "Душа человека - это душа цветка", которая была посвящена 130-летию первой в городе клиники душевных болезней, больницы Святого Николая Чудотворца, расположенной рядом с музеем, в одном из старейших районов Петербурга - Коломне - на набережной реки Пряжки. На ней были представлены произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства - расписные пасхальные яйца, куклы. Их сотворили пациенты больницы на Пряжке - "легкие" и "тяжелые" больные, которые проходят в клинике курс арттерапии ("НВ" уже рассказывало об этом). Многие из живописных работ, по мнению Галины Тимофеевны, напоминали детские рисунки. "Мы не состоянии собрать вокруг музея много разобщенных людей, но для тех, кто проживает здесь рядом, в прежней Коломне, которая всегда привлекала поэтов и художников, мы обязаны делать все, что в наших силах", - сказала она, а потом добавила: "Ну а Блока всегда интересовало все новое и необычное".
Внизу, в выставочных залах, шумел народ, играла музыка, со стен улыбались и грустили современные властители дум, а мне опять вспомнилось прекрасное лицо молодого Блока на старом снимке и подумалось: "А ведь был и фотограф, который его снимал".
Лидия ЯКОВЛЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1