Спорт
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР В МОНТЕ-КАРЛО
11 января
Какого-либо политического подтекста он был напрочь лишен - просто FIA, наплевав на пятницу, 13-е, подсуетившись под крылышком принца Рэнье со светским раутом, собрала своих чемпионов и там их и наградила. Но интересно в общем-то не это - официальный пресс-релиз с именами триумфаторов минувшего сезона федерация обнародовала лишь десять дней спустя, а следовательно, тогда же и утвердила. Вот образец неформального подхода к своим должностным обязанностям.
Что же до прочих, то, очевидно, убоявшись, в отличие от FIA, повториться с периодичностью всего лишь в один год, большинство спортивных, паче того - с автомобильным уклоном, изданий Старого, равно, как и Нового, Света сведение дебета с кредитом сезона-2002 отложили в столь долгий ящик, что извлекать его пришлось в рождественские гулянья, когда публике и так не скучно. Как сказал один бойкий журналист Gazzetta dello Sport, к чему подводить какие-то итоги, когда и так все ясно? Тем не менее, дабы награды не шибко уж тосковали по своим героям, им (трофеям, званиям и похвальным грамотам) указали-таки получателей. И кое-какие метаморфозы, подкупающие своей новизной и оригинальностью, все же наблюдаются. С них-то и начну.
Вот, к примеру, весьма солидная и в некоторой степени уважаемая организация British Racing Driver Club, два предыдущих года безропотно называвшая лучшим пилотом мира Михаэля Шумахера, в нынешнем эту номинацию и вовсе упразднила. И это правильно - хорошего понемножку. Зато ряды почетных членов BRDC пополнила пара классных гонщиков, можно даже сказать, друзей, не скандаль они по любому поводу, - Колин МакРэй и Ричард Бернс. Серебряной звездой клуба пожалован чемпион BTCC Джеймс Томпсон, а золотую со всеми полагающимися почестями вручили Дэвиду Култхарду, усмотрев в нем лучшего британского гонщика-2002.
Из других до слез знакомых образов отдельного merci, то бишь Gregor Grant Awards, удостоился Хуан Пабло Монтойя. Готова побиться об заклад: никогда не догадаетесь - за что. Столь высоко BRDC оценил победу колумбийца в квалификации GP d‘Italia. Хотя, по моему разумению, этот британский жест следует рассматривать, скорее, в качестве утешительного приза Хуану Пабло за нереализованные pole position.
Более предсказуемы оказались лауреаты опять-таки британского журнала Autosport. Здесь изменения произошли только по части лучшего международного раллийного гонщика - Ричарда Бернса вполне логично подвинул Маркус Гронхольм. Что же касается пилота и автомобиля года в мировом масштабе, то здесь третий раз (подряд) вне конкуренции оказались Михаэль Шумахер и F2002. В отношении последней не пытайтесь прихватить меня на слове.
Но если Autosport ограничился простой констатацией факта "лучший - Михаэль", то французская L‘Equipe пошла дальше, удостоив его титула Чемпион чемпионов. Вероятно, падких на всякие рекорды французов впечатлило то, что пятикратным Шумахер стал именно на GP de France. Как бы то ни было, но в глазах L‘Equipe в десятке лучших спортсменов планеты Михаэль (144 очка) опередил хорватскую горнолыжницу Янину Костелич (117), чемпиона мира по футболу Роберто Карлоса (85) и других весьма достойных товарищей, таких, как Роналдо, Оле-Эйнар Бьерндален, Лэнс Армстронг etc. Кстати, именно Роберто Карлос сдал Шумахеру полномочия Чемпиона чемпионов. До бразильца этого титула удостаивались Тайгер Вудс (2000), Андре Агасси (1999), Зинедин Зидан (1998) и далее по списку. Ну и, чтобы окончательно развязаться с французами, напомню, что лишь второй раз подобную честь L‘Equipe оказывает автогонщику: в 1990-м великолепную десятку возглавил - нет, вовсе не Ален Прост, а Айртон Сенна.
Однако известно: что хорошо на туманном Альбионе и в вольнодумной Франции, то неприемлемо в расчетливой (или просчетливой) Германии, где пятое чемпионство Михаэля и изрядное количество подкорректированных им рекордов Formula 1 потянули только на третью строчку в реестре национальных спортсменов.
Первому и пока последнему немецкому чемпиону F1 бюргеры предпочли прыгуна с трамплина Свена Ханнавальда и нападающего Dallas Mavericks Дирка Новицки. Правда, в европейской табели спортсменов года, которую Михаэль возглавил во второй раз, он обошел Свена на 62 пункта. Ну и напомню, что результаты 53? World Championship Formula 1 так потрясли президента Италии, что он решился на отчаянный шаг, пожаловав Шумахеру командорство.
Поговорив о приятном, справедливо будет бросить прощальный взгляд на сезон-2002 и согласиться - пусть и скрепя сердце, - что никогда еще чемпионат F1 не проходил при таком обескураживающем преимуществе одного пилота и одного автомобиля. Апофеоз борьбы за титул я усматриваю в Malaysian Grand Prix со стартовым клинчем Монтойи и Михаэля Шумахера и последующим прорывом их в верха. А на следующем этапе в Бразилии пред светлые очи автообщественности предстала F2002 и, да не введет в заблуждение финишное отставание в 0,586 секунды Ральфа от брата, повергла формульное сообщество в состояние гакки.
Дальнейший хадж Scuderia в чемпионат был делом техники, а та не подвела. Впрочем, то, что в каждой номинации мы наблюдали два чемпионата (пилоты - Михаэль Шумахер и прочие, Кубок конструкторов - Ferrari и остальные), заслуга не только самого пятикратного чемпиона и умельцев из Маранелло, но и результат не совсем уместного благодушия Williams и McLaren. Последняя, похоже, никак не может абстрагироваться от своих успехов-1998 и 1999. Во всяком случае, предсезонные авансы Рон Дэннис отрабатывать не торопился и все, чем смог поразить нечуждую формульных утех публику, так это новым motor home.
К слову, расклад после уже упоминавшегося GP do Brasil - Шумахер-старший, Шумахер-младший, Монтойя - при самоотводе McLaren представлялся достаточно логичным и для финиша чемпионата. Побороться за второе место Ральфу было вполне по силам, но вмешались изменчивый, как сердце красавицы, на симпатии характер сэра Фрэнка и абсолютно не понятные и столь же не объяснимые приключения немца на pit stop в Барселоне, Монреале, Силверстоуне. Можно, конечно, припомнить и Судзуку, но что ж в Японии искать вчерашний день! Отдавать судьбу вице-чемпионства на откуп капризному замку топливного рукава - это дурной тон. Да и мотористам BMW, между нами, можно было бы предъявить счет - слов нет, хорошо, что на стенде их двигатель выдает 19000 оборотов в минуту, плохо, что гикнуться может уже на четвертом круге. И если бы за антикрылом Михаэля разбирались Ральф, Монтойя и Баррикелло, мы увидели бы F2002 во всей ее красе. А так выжимать из машины весь ресурс необходимости как-то не было.
Прошедший сезон в прах разметал остатние надежды FIA на то, что шинная демонополизация приведет к снижению скоростей. Единственное место, где это действительно удалось реализовать, - pit lane. Резиновое противостояние не то что обновило рекорды практических всех трасс - о былых достижениях уже и вспоминать как-то неловко.
Отдавая должное сезону-2002, не могу удержаться от недобрых слов о новообращенном Hochencheim-ring. Тут как раз тот случай, когда не все, что делается, к лучшему. Если раньше это была хорошо узнаваемая трасса-личность, то теперь она одна из многих - то есть безликая. GP von Deutschland, перестав быть гонкой моторов, другого отличительного статуса не приобрел.
Говоря о потерях, вероятно, уместно было бы пустить слезу по Arrows. Умышленно не стану этого делать - во-первых, так до конца и неясна система взаиморасчетов между Томом Уокиншоу и Ники Лаудой, а во-вторых, то и дело упоминается коробка из-под ксерокса, призванная вернуть Arrows в лоно Formula 1.
Впрочем, исходя из тезиса "война не окончена, пока не возданы почести последнему солдату", сдавать в архив сезон-2002 рано. Во-первых, кое-какие почести еще ждут своего часа. А во-вторых, Scuderia грозит начать 54-й чемпионат мира на F2002. Понятно, машина старая, но конкурентам сей факт уверенности в завтрашнем дне почему-то не прибавляет.
Марина КЛОПОВА
Что же до прочих, то, очевидно, убоявшись, в отличие от FIA, повториться с периодичностью всего лишь в один год, большинство спортивных, паче того - с автомобильным уклоном, изданий Старого, равно, как и Нового, Света сведение дебета с кредитом сезона-2002 отложили в столь долгий ящик, что извлекать его пришлось в рождественские гулянья, когда публике и так не скучно. Как сказал один бойкий журналист Gazzetta dello Sport, к чему подводить какие-то итоги, когда и так все ясно? Тем не менее, дабы награды не шибко уж тосковали по своим героям, им (трофеям, званиям и похвальным грамотам) указали-таки получателей. И кое-какие метаморфозы, подкупающие своей новизной и оригинальностью, все же наблюдаются. С них-то и начну.
Вот, к примеру, весьма солидная и в некоторой степени уважаемая организация British Racing Driver Club, два предыдущих года безропотно называвшая лучшим пилотом мира Михаэля Шумахера, в нынешнем эту номинацию и вовсе упразднила. И это правильно - хорошего понемножку. Зато ряды почетных членов BRDC пополнила пара классных гонщиков, можно даже сказать, друзей, не скандаль они по любому поводу, - Колин МакРэй и Ричард Бернс. Серебряной звездой клуба пожалован чемпион BTCC Джеймс Томпсон, а золотую со всеми полагающимися почестями вручили Дэвиду Култхарду, усмотрев в нем лучшего британского гонщика-2002.
Из других до слез знакомых образов отдельного merci, то бишь Gregor Grant Awards, удостоился Хуан Пабло Монтойя. Готова побиться об заклад: никогда не догадаетесь - за что. Столь высоко BRDC оценил победу колумбийца в квалификации GP d‘Italia. Хотя, по моему разумению, этот британский жест следует рассматривать, скорее, в качестве утешительного приза Хуану Пабло за нереализованные pole position.
Более предсказуемы оказались лауреаты опять-таки британского журнала Autosport. Здесь изменения произошли только по части лучшего международного раллийного гонщика - Ричарда Бернса вполне логично подвинул Маркус Гронхольм. Что же касается пилота и автомобиля года в мировом масштабе, то здесь третий раз (подряд) вне конкуренции оказались Михаэль Шумахер и F2002. В отношении последней не пытайтесь прихватить меня на слове.
Но если Autosport ограничился простой констатацией факта "лучший - Михаэль", то французская L‘Equipe пошла дальше, удостоив его титула Чемпион чемпионов. Вероятно, падких на всякие рекорды французов впечатлило то, что пятикратным Шумахер стал именно на GP de France. Как бы то ни было, но в глазах L‘Equipe в десятке лучших спортсменов планеты Михаэль (144 очка) опередил хорватскую горнолыжницу Янину Костелич (117), чемпиона мира по футболу Роберто Карлоса (85) и других весьма достойных товарищей, таких, как Роналдо, Оле-Эйнар Бьерндален, Лэнс Армстронг etc. Кстати, именно Роберто Карлос сдал Шумахеру полномочия Чемпиона чемпионов. До бразильца этого титула удостаивались Тайгер Вудс (2000), Андре Агасси (1999), Зинедин Зидан (1998) и далее по списку. Ну и, чтобы окончательно развязаться с французами, напомню, что лишь второй раз подобную честь L‘Equipe оказывает автогонщику: в 1990-м великолепную десятку возглавил - нет, вовсе не Ален Прост, а Айртон Сенна.
Однако известно: что хорошо на туманном Альбионе и в вольнодумной Франции, то неприемлемо в расчетливой (или просчетливой) Германии, где пятое чемпионство Михаэля и изрядное количество подкорректированных им рекордов Formula 1 потянули только на третью строчку в реестре национальных спортсменов.
Первому и пока последнему немецкому чемпиону F1 бюргеры предпочли прыгуна с трамплина Свена Ханнавальда и нападающего Dallas Mavericks Дирка Новицки. Правда, в европейской табели спортсменов года, которую Михаэль возглавил во второй раз, он обошел Свена на 62 пункта. Ну и напомню, что результаты 53? World Championship Formula 1 так потрясли президента Италии, что он решился на отчаянный шаг, пожаловав Шумахеру командорство.
Поговорив о приятном, справедливо будет бросить прощальный взгляд на сезон-2002 и согласиться - пусть и скрепя сердце, - что никогда еще чемпионат F1 не проходил при таком обескураживающем преимуществе одного пилота и одного автомобиля. Апофеоз борьбы за титул я усматриваю в Malaysian Grand Prix со стартовым клинчем Монтойи и Михаэля Шумахера и последующим прорывом их в верха. А на следующем этапе в Бразилии пред светлые очи автообщественности предстала F2002 и, да не введет в заблуждение финишное отставание в 0,586 секунды Ральфа от брата, повергла формульное сообщество в состояние гакки.
Дальнейший хадж Scuderia в чемпионат был делом техники, а та не подвела. Впрочем, то, что в каждой номинации мы наблюдали два чемпионата (пилоты - Михаэль Шумахер и прочие, Кубок конструкторов - Ferrari и остальные), заслуга не только самого пятикратного чемпиона и умельцев из Маранелло, но и результат не совсем уместного благодушия Williams и McLaren. Последняя, похоже, никак не может абстрагироваться от своих успехов-1998 и 1999. Во всяком случае, предсезонные авансы Рон Дэннис отрабатывать не торопился и все, чем смог поразить нечуждую формульных утех публику, так это новым motor home.
К слову, расклад после уже упоминавшегося GP do Brasil - Шумахер-старший, Шумахер-младший, Монтойя - при самоотводе McLaren представлялся достаточно логичным и для финиша чемпионата. Побороться за второе место Ральфу было вполне по силам, но вмешались изменчивый, как сердце красавицы, на симпатии характер сэра Фрэнка и абсолютно не понятные и столь же не объяснимые приключения немца на pit stop в Барселоне, Монреале, Силверстоуне. Можно, конечно, припомнить и Судзуку, но что ж в Японии искать вчерашний день! Отдавать судьбу вице-чемпионства на откуп капризному замку топливного рукава - это дурной тон. Да и мотористам BMW, между нами, можно было бы предъявить счет - слов нет, хорошо, что на стенде их двигатель выдает 19000 оборотов в минуту, плохо, что гикнуться может уже на четвертом круге. И если бы за антикрылом Михаэля разбирались Ральф, Монтойя и Баррикелло, мы увидели бы F2002 во всей ее красе. А так выжимать из машины весь ресурс необходимости как-то не было.
Прошедший сезон в прах разметал остатние надежды FIA на то, что шинная демонополизация приведет к снижению скоростей. Единственное место, где это действительно удалось реализовать, - pit lane. Резиновое противостояние не то что обновило рекорды практических всех трасс - о былых достижениях уже и вспоминать как-то неловко.
Отдавая должное сезону-2002, не могу удержаться от недобрых слов о новообращенном Hochencheim-ring. Тут как раз тот случай, когда не все, что делается, к лучшему. Если раньше это была хорошо узнаваемая трасса-личность, то теперь она одна из многих - то есть безликая. GP von Deutschland, перестав быть гонкой моторов, другого отличительного статуса не приобрел.
Говоря о потерях, вероятно, уместно было бы пустить слезу по Arrows. Умышленно не стану этого делать - во-первых, так до конца и неясна система взаиморасчетов между Томом Уокиншоу и Ники Лаудой, а во-вторых, то и дело упоминается коробка из-под ксерокса, призванная вернуть Arrows в лоно Formula 1.
Впрочем, исходя из тезиса "война не окончена, пока не возданы почести последнему солдату", сдавать в архив сезон-2002 рано. Во-первых, кое-какие почести еще ждут своего часа. А во-вторых, Scuderia грозит начать 54-й чемпионат мира на F2002. Понятно, машина старая, но конкурентам сей факт уверенности в завтрашнем дне почему-то не прибавляет.
Марина КЛОПОВА