Культура
БОЛЬШОЙ МУЗЕЙ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЮДЕЙ
15 января
С самым великим музеем Петербурга детская газета не только дружит, а вместе со Школьным центром Государственного Эрмитажа провела конкурс "Эрмитаж - он мой, он наш!", вопросы к которому составил руководитель эрмитажной изостудии Б. Н. Кравчунас. Конкурс вызвал необыкновенный интерес, в редакцию писали ребята из Вологодской, Московской, Орловской, Самарской, Тульской, Челябинской и других областей.
Лишь двое конкурсантов живут в больших городах, большинство детей кроме своего маленького городка, поселка или деревеньки никогда не были ни в Москве, ни в Петербурге. Чтобы ответить на все вопросы об Эрмитаже, внимательного чтения одних только материалов "Пионерской правды" было недостаточно, приходилось добираться до библиотеки, даже если она есть только в районном центре. Работы выполняли и поодиночке, и классами, и школами, и ни одна не повторяла другую.
Победительницей конкурса признана Таня Челышева, пятиклассница из деревни Рябово Лухского района Ивановской области. Об Эрмитаже Таня знала только из книг и телепередач, мечтала после школы поступить в "культурный" институт и побывать в Петербурге, обойти весь Эрмитаж. "Это будет самым сказочным днем в моей жизни, как у Золушки. Увидеть этот удивительный, чарующий мир искусства и истории - Эрмитаж!" - эти искренние и эмоциональные слова из Таниного письма, в котором написано полно и интересно и о Зимнем дворце, и о Малом, Старом и Новом Эрмитажах, об Эрмитажном театре, об Эрмитажной академии музыки, о выставках, открытых в залах.
В зимние каникулы Танина мечта сбылась, вместе со своей бабушкой она приехала в Петербург. Газета "Пионерская правда" вместе с Эрмитажем и при поддержке компании "Кока-Кола" не только пригласили победительницу конкурса в Петербург, но и составили специальную программу знакомства Тани Челышевой с городом и музеем. Заглянув в зеркало, что на Мойке,12, которое помнит красоту Натальи Николаевны, девочка увидела, как в сказке, Казанский и Исаакиевский соборы, Кунсткамеру, Летний сад, заснеженную Неву, памятники Пушкину и Гоголю, улицы, площади, театры Петербурга и, конечно, блистательные залы Эрмитажа.
СКАЗКИ НАШЕГО ЭРМИТАЖА
Эта новогодняя история о Золушке из деревни Рябово лишь маленькая часть большой любви и заботы, которую дарят детям сотрудники Школьного центра Эрмитажа.
Созданный в конце 30-х годов, школьный кабинет превратился со временем в большой научно-методический отдел, где разрабатываются программы для самых разных детей от детсадовского возраста до учеников старших классов. Музей предлагает детям, которые составляют почти половину всех посетителей, различные экскурсии, абонементы, лекции.
Для самых маленьких 4-6-летних детей предназначен цикл небольших экскурсий "Сказочный Эрмитаж", где в игровой форме знакомят малышей с музеем и его коллекциями. Проект рассчитан не только на детей, но и на их родителей, на семейное знакомство с музеем. При поддержке компании "Кока-Кола Экспорт Корпорейшен" (Москва) издается серия сказок - Павильонные, Рыцарские, Мебельные, Фарфоровые, Шелковые и Каменные сказки. Автор книжек, Л. Я. Лившиц, путешествует с маленькими читателями по залам музея, и вечером дома родители могут еще раз, читая вслух, показать ребятам увиденное на экскурсии.
Программа "Планета Эрмитаж", начатая в 1996 году, разработана сотрудниками Школьного центра вместе с воспитателями подшефного детского сада и рассчитана на четыре года - от младшей до подготовительной групп. На занятиях дети в увлекательной игровой форме знакомятся с интерьерами дворца, узнают о коллекциях музея. Игра включает цикл экскурсий: "Следом за Золушкой во дворец", "В гости к Золотому Павлину", "Как стать рыцарем", "Волшебная палитра" и "Страна чудесных мастеров". Такой абонемент смогли получить 40 групп из различных детских садов Петербурга.
В Эрмитаже подготовлена специальная программа для особых детей, имеющих отклонения в умственном, психическим или физическом развитии. Эта программа прежде всего помогает оздоровлению психики ребенка и адаптации его в обществе. Специально подготовленные экскурсоводы проводят занятия в залах, обязательно учитывая уровень развития и специфику заболевания детей. Для незрячих и слабовидящих детей есть экскурсии, на которых они могут прикасаться к подлинным вещам, хранящимся в коллекциях Эрмитажа.
Для особых детей методистами Школьного центра, психологами и психотерапевтами разработана программа систематических занятий "Наш Эрмитаж". Она состоит из двух частей. Первая, предназначенная для младших школьников, рассчитана на два года, постепенно вводит в мир музея. Знакомство начинается с интерьеров Зимнего дворца и предметов декоративно-прикладного искусства. Через образный мир мифов дети подготовлены для восприятия и скульптуры, и живописи. Вторая часть программы для детей среднего школьного возраста состоит из экскурсий, связанных с теми предметами, которые преподаются в специальных школах. Занятия в музее завершаются рисованием в залах или театрализованными постановками.
Уже стали традиционными ежегодные новогодние театральные представления на сцене Эрмитажного театра. Костюмированные праздники посвящены то мифам Древней Греции, то средневековым легендам, то русским сказкам.
Музейная терапия важна для детей всех стран, и практика эрмитажной программы показывает большое влияние мира искусства на психику ребенка. Обобщая опыт работы с такими детьми, Школьный центр вместе с музеем Гамбурга Кунстхалле в 2003 году проведет международную научно-практическую конференцию "Особые дети в музее".
Для школьников, серьезно увлеченных искусством и его изучением, в Эрмитаже работают 42 кружка и 2 клуба - Юных археологов и Юных друзей искусства - и изостудия. Каждый год в фойе Эрмитажного театра открывается выставка "Мы рисуем в Эрмитаже". На этом ярком вернисаже можно увидеть то знакомые силуэты Петербурга, то картинки с выставок в музее, то "Данаю", то портрет самого директора Эрмитажа.
Для старшеклассников методистами разработан новый тип образовательных программ, посвященных изучению исторических связей России и стран Западной Европы: "Россия и Нидерланды в конце XVII века", "Немцы и немецкая культура в истории Санкт-Петербурга", "Россия и Швеция. Исторические и культурные связи", "Флоренция - Санкт-Петербург. Диалог великих культур", "Британцы на берегах Невы".
Новой формой деятельности Школьного центра стали компьютерные программы, созданные специалистами компьютерного класса и ребятами, занимающимися в нем. В 1998 году благодаря гранту, полученному от корпорации IBM, был открыт Образовательный центр, в котором стоят семь объединенных в сеть компьютеров. Предлагалось два курса на русском и английском языках. В разработке структуры, изобразительного ряда, текстов курса "Античные сюжеты в западноевропейском искусстве XVI-XX веков" принимали участие сами школьники. Кружковцы придумали компьютерный персонаж - Эрмик, который помогает юным пользователям ориентироваться в сложном материале.
Теперь уже созданы четыре учебных курса, подготовлен к выпуску совместно с Российским мультимедийным центром (Москва) компакт-диск "Библейские сюжеты в произведениях искусства из коллекции Государственного Эрмитажа", который представляет собой мультимедийный продукт, отвечающий последним мировым достижениям в этой области. Компакт-диск включает изображения более 100 произведений на сюжеты Ветхого, Нового Заветов и апокрифов, собранные в хронологической последовательности от Сотворения мира до Апокалипсиса. Юные пользователи знакомятся с развитием христианской иконографии, узнают, какую роль в искусстве на протяжении многих веков играла Библия, могут наглядно представить географию основных событий Священной истории. Здесь есть подробный разбор 25 шедевров Эрмитажа, среди которых работы Леонардо да Винчи, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса, Кандинского и других. К 300-летию Петербурга сотрудники Школьного центра готовят новую программу "Зимний дворец и его обитатели".
Радиус интересных занятий для детей, подготовленных методистами Школьного центра, просто огромен. Так что мамы и папы, бабушки и дедушки, берите своих чад за руку и ведите в Эрмитаж, здесь их встретят с любовью и вниманием.
Людмила ВОЛКОВА
Лишь двое конкурсантов живут в больших городах, большинство детей кроме своего маленького городка, поселка или деревеньки никогда не были ни в Москве, ни в Петербурге. Чтобы ответить на все вопросы об Эрмитаже, внимательного чтения одних только материалов "Пионерской правды" было недостаточно, приходилось добираться до библиотеки, даже если она есть только в районном центре. Работы выполняли и поодиночке, и классами, и школами, и ни одна не повторяла другую.
Победительницей конкурса признана Таня Челышева, пятиклассница из деревни Рябово Лухского района Ивановской области. Об Эрмитаже Таня знала только из книг и телепередач, мечтала после школы поступить в "культурный" институт и побывать в Петербурге, обойти весь Эрмитаж. "Это будет самым сказочным днем в моей жизни, как у Золушки. Увидеть этот удивительный, чарующий мир искусства и истории - Эрмитаж!" - эти искренние и эмоциональные слова из Таниного письма, в котором написано полно и интересно и о Зимнем дворце, и о Малом, Старом и Новом Эрмитажах, об Эрмитажном театре, об Эрмитажной академии музыки, о выставках, открытых в залах.
В зимние каникулы Танина мечта сбылась, вместе со своей бабушкой она приехала в Петербург. Газета "Пионерская правда" вместе с Эрмитажем и при поддержке компании "Кока-Кола" не только пригласили победительницу конкурса в Петербург, но и составили специальную программу знакомства Тани Челышевой с городом и музеем. Заглянув в зеркало, что на Мойке,12, которое помнит красоту Натальи Николаевны, девочка увидела, как в сказке, Казанский и Исаакиевский соборы, Кунсткамеру, Летний сад, заснеженную Неву, памятники Пушкину и Гоголю, улицы, площади, театры Петербурга и, конечно, блистательные залы Эрмитажа.
СКАЗКИ НАШЕГО ЭРМИТАЖА
Эта новогодняя история о Золушке из деревни Рябово лишь маленькая часть большой любви и заботы, которую дарят детям сотрудники Школьного центра Эрмитажа.
Созданный в конце 30-х годов, школьный кабинет превратился со временем в большой научно-методический отдел, где разрабатываются программы для самых разных детей от детсадовского возраста до учеников старших классов. Музей предлагает детям, которые составляют почти половину всех посетителей, различные экскурсии, абонементы, лекции.
Для самых маленьких 4-6-летних детей предназначен цикл небольших экскурсий "Сказочный Эрмитаж", где в игровой форме знакомят малышей с музеем и его коллекциями. Проект рассчитан не только на детей, но и на их родителей, на семейное знакомство с музеем. При поддержке компании "Кока-Кола Экспорт Корпорейшен" (Москва) издается серия сказок - Павильонные, Рыцарские, Мебельные, Фарфоровые, Шелковые и Каменные сказки. Автор книжек, Л. Я. Лившиц, путешествует с маленькими читателями по залам музея, и вечером дома родители могут еще раз, читая вслух, показать ребятам увиденное на экскурсии.
Программа "Планета Эрмитаж", начатая в 1996 году, разработана сотрудниками Школьного центра вместе с воспитателями подшефного детского сада и рассчитана на четыре года - от младшей до подготовительной групп. На занятиях дети в увлекательной игровой форме знакомятся с интерьерами дворца, узнают о коллекциях музея. Игра включает цикл экскурсий: "Следом за Золушкой во дворец", "В гости к Золотому Павлину", "Как стать рыцарем", "Волшебная палитра" и "Страна чудесных мастеров". Такой абонемент смогли получить 40 групп из различных детских садов Петербурга.
В Эрмитаже подготовлена специальная программа для особых детей, имеющих отклонения в умственном, психическим или физическом развитии. Эта программа прежде всего помогает оздоровлению психики ребенка и адаптации его в обществе. Специально подготовленные экскурсоводы проводят занятия в залах, обязательно учитывая уровень развития и специфику заболевания детей. Для незрячих и слабовидящих детей есть экскурсии, на которых они могут прикасаться к подлинным вещам, хранящимся в коллекциях Эрмитажа.
Для особых детей методистами Школьного центра, психологами и психотерапевтами разработана программа систематических занятий "Наш Эрмитаж". Она состоит из двух частей. Первая, предназначенная для младших школьников, рассчитана на два года, постепенно вводит в мир музея. Знакомство начинается с интерьеров Зимнего дворца и предметов декоративно-прикладного искусства. Через образный мир мифов дети подготовлены для восприятия и скульптуры, и живописи. Вторая часть программы для детей среднего школьного возраста состоит из экскурсий, связанных с теми предметами, которые преподаются в специальных школах. Занятия в музее завершаются рисованием в залах или театрализованными постановками.
Уже стали традиционными ежегодные новогодние театральные представления на сцене Эрмитажного театра. Костюмированные праздники посвящены то мифам Древней Греции, то средневековым легендам, то русским сказкам.
Музейная терапия важна для детей всех стран, и практика эрмитажной программы показывает большое влияние мира искусства на психику ребенка. Обобщая опыт работы с такими детьми, Школьный центр вместе с музеем Гамбурга Кунстхалле в 2003 году проведет международную научно-практическую конференцию "Особые дети в музее".
Для школьников, серьезно увлеченных искусством и его изучением, в Эрмитаже работают 42 кружка и 2 клуба - Юных археологов и Юных друзей искусства - и изостудия. Каждый год в фойе Эрмитажного театра открывается выставка "Мы рисуем в Эрмитаже". На этом ярком вернисаже можно увидеть то знакомые силуэты Петербурга, то картинки с выставок в музее, то "Данаю", то портрет самого директора Эрмитажа.
Для старшеклассников методистами разработан новый тип образовательных программ, посвященных изучению исторических связей России и стран Западной Европы: "Россия и Нидерланды в конце XVII века", "Немцы и немецкая культура в истории Санкт-Петербурга", "Россия и Швеция. Исторические и культурные связи", "Флоренция - Санкт-Петербург. Диалог великих культур", "Британцы на берегах Невы".
Новой формой деятельности Школьного центра стали компьютерные программы, созданные специалистами компьютерного класса и ребятами, занимающимися в нем. В 1998 году благодаря гранту, полученному от корпорации IBM, был открыт Образовательный центр, в котором стоят семь объединенных в сеть компьютеров. Предлагалось два курса на русском и английском языках. В разработке структуры, изобразительного ряда, текстов курса "Античные сюжеты в западноевропейском искусстве XVI-XX веков" принимали участие сами школьники. Кружковцы придумали компьютерный персонаж - Эрмик, который помогает юным пользователям ориентироваться в сложном материале.
Теперь уже созданы четыре учебных курса, подготовлен к выпуску совместно с Российским мультимедийным центром (Москва) компакт-диск "Библейские сюжеты в произведениях искусства из коллекции Государственного Эрмитажа", который представляет собой мультимедийный продукт, отвечающий последним мировым достижениям в этой области. Компакт-диск включает изображения более 100 произведений на сюжеты Ветхого, Нового Заветов и апокрифов, собранные в хронологической последовательности от Сотворения мира до Апокалипсиса. Юные пользователи знакомятся с развитием христианской иконографии, узнают, какую роль в искусстве на протяжении многих веков играла Библия, могут наглядно представить географию основных событий Священной истории. Здесь есть подробный разбор 25 шедевров Эрмитажа, среди которых работы Леонардо да Винчи, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса, Кандинского и других. К 300-летию Петербурга сотрудники Школьного центра готовят новую программу "Зимний дворец и его обитатели".
Радиус интересных занятий для детей, подготовленных методистами Школьного центра, просто огромен. Так что мамы и папы, бабушки и дедушки, берите своих чад за руку и ведите в Эрмитаж, здесь их встретят с любовью и вниманием.
Людмила ВОЛКОВА