Северо-Запад

"ПИРАМИДЫ" У СТАНЦИИ ПЕРЕДОЛЬСКОЙ

15 января
Попасть туда просто: сел на поезд Питер - Великие Луки, и через 4 часа на месте. Но нормальные герои всегда идут в обход и при этом совершают множество "открытий чудных". Мы шли кружным путем: от Луги до деревни Мерево, что при дороге Луга-Оредеж. Там, в сосновом лесу за бывшим пионерлагерем дремлют погребальные сооружения еще более древние, чем славянские сопки. В них покоятся древние жители дремучих чащоб, угро-финны, дальние родственники нынешних эстонцев и вепсов, населявшие эти места с незапамятных времен.
Угро-финские племена жили в лесах, в стороне от рек и озер, в хижинах-полуземлянках, топившихся по-черному, крытых дранкой, а то и хворостом. Лес давал им пищу и все нужное для жизни. Земледелие их в школьных учебниках определяется как "подсечно-огневое". Мертвых же хоронили исключительно в сосновых борах, светлых и сухих. Могилы, столь же скудные, как и жилища, окапывали ровиком, сверху насыпали невысокую насыпь. Такие сооружения встречаются в сосновых лесах Псковской, Новгородской областей, на юго-западе Ленобласти: ученые называют их "длинными курганами". Впрочем, на курганы они мало похожи. Грибник или отдыхающий скорее всего не заметит их, а если и заметит, то едва ли догадается, что перед ним памятник глубокой древности.
Славяне начали проникать на эти земли века с восьмого. Жизнь славян так же тесно была связана с рекой или озером, как жизнь угро-финнов с лесной чащей. Славяне и землю пахали в основном по берегам рек и озер, в плодородных поймах и поозерьях. По рекам они путешествовали и переселялись. Были поэтому более подвижными, чем соседи. Славянам нечего было делить с угро-финским населением. Те и другие жили бок о бок, не смешиваясь или почти не смешиваясь между собой. И погребальные сооружения славян расположены всегда на открытой местности или в невысоких лесочках поблизости от воды.
С X-XI вв. еще два типа погребений фиксируются в этих краях: варяжские и христианские. Их появление свидетельствует и о движении скандинавов-варягов, и о наступлении культуры византийско-христианской. На пути от Мерева к Передолу есть памятники всех четырех типов. Интересное место: граница Ленинградской и Новгородской областей, граница культур, эпох, племен...
В том, что это граница настоящая, а не выдуманная, мы убедились скоро. От Мерева (это еще Ленобласть) нам надо было пройти к деревне Черной Новгородской области, откуда путь лежит на Удрай-Батецкую-Передол. Карта уверяла нас, что тут есть дорога через лес, километров двенадцать. Мы пошли по карте. На опушке леса, где дорога разветвлялась на непредвиденные нити, работали трактористы. Подхожу: - Как пройти на Черную?
- Какую Черную? Тут никакой Черной нет - говорит один.
- Не, - перебивает другой, - есть такая Черная, там, за лесом. Но вам туда не пройти, там - мох.
Мох по-местному значит "болото". Мы все-таки рискнули, пошли дорогой, что вела в лес, - и с ней произошло то, что часто случается с дорогами в России: она стала исчезать. Колея потерялась в подлеске, появились лужи, кочки... И мы действительно попали в "мох". Вот, оказывается, какова граница между Ленинградской и Новгородской областями. Она была всегда и представляет собой полосу чащ и болот, настолько труднопроходимую, что жители деревни Жеребут Лужского района Ленобласти имеют о деревне Черной Батецкого района Новгородской области представление такое же смутное, как о Тридевятом царстве. А расстояние-то всего - 12 км.
"Мох" мы все же преодолели. Правда, с пути сбились, и в топь попали. Видно, эта дорога существовала издавна, да была заброшена. Местами на болотах попадалась старая, прогнившая гать. Местами - открытые участки посеред леса, со следами вспаханных борозд. Змеи выползали нам навстречу на болотные кочки. Они, видимо, служат тут хранительницами границ со времен князя Олега. В конце концов замаячили впереди столбы электропередач и крыши домов деревни Черная. Мы вышли в страну Новгородскую. На верхушке засохшего дерева напротив колодца - тележное колесо, на колесе - гнездо, в гнезде аист. Как сто и тысячу лет назад.
От Черной довольно далеко топать до деревни Удрай и станции одноименной на железной дороге Луга-Новгород. Заночевали на полпути. Название этого места, наоборот, Белая. И рядом, во влажном и низкорослом лесочке, прячется древний искусственный холм, служивший некогда крепостью. Такие укрепленные холмы существовали в дославянские времена. Ученые определяют их как городища-убежища. Но, честно говоря, побывав там, я проникся убеждением, что они играли не только оборонительную, но и культовую роль. Уж больно высока трава вокруг, больно обильно цветение, больно широки магические листья папоротников. Таинственное, колдовское место. Не иначе - справляли тут древние угро-финны свои обряды-волхвования.
А в Удрае на окраине деревни высится славянская сопка. Неподалеку - странный погребальный комплекс, раскопанный питерскими археологами лет пятнадцать назад. Он не похож ни на славянские, ни на финские могильники. Каменные стены-выкладки, оружие в погребениях. Попадаются вещи с христианской символикой. Очевидно, это могильник смешанного славяно-варяго-христианского происхождения. Между прочим, один из древнейших погребальных памятников Северо-Запада, свидетельствующий о распространении здесь христианства.
Кажется, здесь откопали археологи нетленные мощи: часть женской руки в серебряном змеевидном браслете. Серебряная змейка сохранила кожные ткани от разложения. Удрай - место змеиное. Когда здесь работали археологи, то к концу сезона, при снятии лагеря, в каждой палатке обнаружили по змее. Ползучие гады вели себя тихо, тактично. Никого не кусали, не шумели. Идеальные соседи.
Считается, что тут есть станция, но как таковой ее нет. Есть пятно асфальта возле одноколейной железной дороги. В три часа из мокрого тумана вынырнул поезд, увидев нас, притормозил. Из прокопченного вагончика, влекомого почерневшим дизелем, соскочили на передольскую землю уже впотьмах. Впереди и внизу заблестела река Луга. Прошли кладбище. Слева на опушке леса что-то огромное выдвинулось из ночной тьмы. Древнеславянское погребальное сооружение. Сопка. Самая большая во всем славянском мире.
Высота ее - около 30 м. Диаметр - метров 60. Склон крутой, забраться наверх непросто, а спускаться - разве что на "пятой точке". Где-то посередине этой мощной земляной насыпи - останки умерших славян. В те времена оные славяне покойников своих не зарывали в землю, а сжигали. Пепел помещали в большие керамические сосуды, а сосуды закладывали в середину земляного кургана. Совершалось все это в ходе непростого и длительного погребального ритуала. Сама сопка строилась не абы как. В основе ее сооружалась каменная конструкция в виде кольца со сложным внутренним рисунком. Возможно, это был символ солнца, или мироздания, или загробного мира. Это же каменное кольцо служило крепидой, не дававшей насыпи развалиться. При создании кургана, при свете погребальных костров, свершались поминальные тризны.
Создатели передольских "пирамид" жили неподалеку. В соседней деревне сохранились остатки городища, которое археологи датируют X-XII вв. Большой холм, на вершине которого - остатки земляных валов, когда-то был и частокол. Внутри, по-видимому, находился центр княжеской администрации. Такие центры называли "погостами": княжеская власть была внешней, ее носители - чужаки, "гости", отсюда название "погост". У подножия холма и под защитой расположенной на нем мини-крепости - селение, "посад". Земля тут черная, в отличие от окружающих серо-подзолистых почв: многовековой культурный слой. Может, это селение над рекой Лугой (на месте коего сейчас тихой жизнью живет деревушка Подберезье) основала сама княгиня Ольга. В древней летописи сказано, что она "погосты утверди по Лузе и Мсте"...
Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь