Город
ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ НЕ С НАМИ?
21 января
Действительно, в плане основных мероприятий по подготовке к юбилею, в частности, прописано "улучшение жилищных и социально-бытовых условий" в городе. Однако то, насколько социальная составляющая "праздника для петербуржцев" обеспечена материально, можно увидеть хотя бы по бюджету городского комитета по содержанию жилищного фонда. Этот бюджет явно не тянет на "юбилейный".
"Подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, к сожалению, практически не уменьшит социальных проблем горожан", - считает директор Союза строительных компаний "Союзпетрострой" Лев Каплан. В юбилейных программах, по его мнению, не нашлось места для решения проблем петербуржцев: расселения коммунальных квартир, строительства поликлиник и школ, жилья для очередников. "Хотя бы десяток социальных домов город построил к юбилею города! Очередь на жилье движется исключительно за счет отчислений инвесторов", - говорит Л. Каплан.
Миллиарды рублей из федерального и городского бюджетов уходят на реставрацию архитектурных памятников, строительство престижных объектов и дороги. Рядовые горожане этого строительно-реставрационного бума за своими каждодневными проблемами могут даже не заметить, считает Лев Каплан. У них в памяти от празднования юбилея останутся только пробки на дорогах из-за бесконечных ремонтов и обещанные торжества, которые пройдут без них.
"Аварийность жилого фонда Санкт-Петербурга увеличивается в связи с подготовкой к 300-летию города, - считает заместитель руководителя Территориального управления Министерства по антимонопольной политике РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Гарабцов. - Сегодня в районных жилищных агентствах занимаются только аварийными ситуациями, плановых профилактических работ практически не проводится. Все деньги жилищников уходят на косметический ремонт фасадов и благоустройство дворовых территорий". И с этим заявлением трудно не согласиться, глядя на соответствующие статьи расходов, о которых и пойдет речь ниже.
В 2001 г. из бюджета Санкт-Петербурга в распоряжение комитета по содержанию жилищного фонда поступило 6,7 млрд рублей. В 2002 г. бюджет комитета составил 11,2 млрд рублей. На 2003 г. запланировано 12,8 млрд рублей. Худо-бедно, но какая-то положительная динамика (без учета инфляции) улавливается. Однако заявлению: "Юбилей для петербуржцев" - бюджет КСЖФ явно не соответствует. Еще скромнее выглядят эти цифры, если сопоставить их с городским бюджетом.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Как рассказывали нам депутаты ЗС, в 2001 году губернатор "на словах" пообещал закрепить в городском законе о бюджете на 2002 год расходы на развитие жилищной сферы на уровне не менее 6%, но "слово джентльмена" не сдержал - общий объем прямой бюджетной поддержки на все формы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан был утвержден в размере 1,61% от общей суммы расходов бюджета СПб на 2002 год. То есть почти в 4 раза меньше обещанного! Напомним, что городской закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга" не оговаривает конкретный ежегодный процент бюджетных отчислений на жилищную сферу, его величина устанавливается главой администрации.
Итак, в 2003 году комитет по содержанию жилищного фонда может располагать 13 млрд рублей. Много это или мало? Цифры легче познаются в сравнении.
Почти треть из этой суммы (34%) "съедят" расходы на коммунальные услуги: дотации для населения, оплата технологических нужд комитета и т. д.
Расходы на текущий ремонт составляют 1,7 млрд рублей, или 13% от ведомственного бюджета (при этом потребность в средствах на текущий ремонт составляет 3,1 млрд рублей).
На капитальный ремонт отводится 2,5 млрд рублей, или около 20% от общей суммы расходов комитета. Эта цифра также далека от потребности (в 2002 г. потребность в расходах на капитальный ремонт жилищного фонда составила 7,5 млрд рублей), тем не менее динамика увеличения этого показателя выглядит достаточно внушительно. В 2001 г. расходы из бюджета Санкт-Петербурга по всем источникам финансирования на капитальный ремонт жилищного фонда составили 483,6 млн рублей, в 2002 г. соответствующие расходы были предусмотрены уже в объеме 904,2 млн руб. В 2003 г. они увеличены еще в 2,8 раза по сравнению с предыдущим годом.
Но радость за петербуржцев улетучивается, когда узнаешь структуру расходов внутри статьи "на капремонт". Собственно, на ремонт жилищного фонда планируется затратить только 186,6 млн рублей! Между тем на фасады - 235,2 млн рублей. На благоустройство внутридворовых территорий и того внушительнее - 1,7 млрд рублей!
На ликвидацию аварийного состояния жилого фонда, по расчетам специалистов комитета, требуется около 1,1 млрд рублей в год. В этом году, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, в городском бюджете на эти нужды "не заложено ни копейки". Программу расселения аварийного жилья город планирует решать только за счет инвесторов и федерального бюджета.
По мнению председателя КСЖФ Владимира Хренова, система привлечения внебюджетных источников к расселению и реконструкции жилищного фонда не может в полной мере обеспечить решение проблем в жилищном фонде, так как востребуются только коммерчески привлекательные объекты. На эти цели, по его мнению, крайне необходима прямая бюджетная поддержка города.
Если бы губернатор сдержал слово, данное депутатам (о выделении средств на развитие жилищной сферы на уровне не менее 6% от городского бюджета), потребности (по минимуму) в средствах на содержание городского жилья можно было бы покрыть. По расчетам специалистов КСЖФ, чтобы начать проводить планомерную и эффективную работу по приведению в порядок изношенного жилого фонда, необходимо около 11 млрд рублей (расходы на текущий и капитальный ремонт).
От такого финансирования дорожки на лестницы и зеркала в лифты не вернутся, конечно, но из катастрофического состояния петербургский жилой фонд за несколько ближайших лет вывести удастся, считают специалисты. Цифры не "космические", вполне соизмеримые с возможностями городской казны.
Что мешает губернатору, предлагающему бюджет, и депутатам ЗС, утверждающим его, сделать адекватные выводы из прошлогодней трагедии на Двинской улице (где при обрушении общежития погибли 4 человека)? Речь не идет о каких-то подарках в связи с юбилеем города - но хоть бы безопасность проживания в квартирах была обеспечена.
Число петербуржцев, теряющих свое жилье в результате возгорания электропроводки, взрывов бытового газа, затопления сетевой водой, обрушения несущих конструкций дома, из года в год растет. Количество квартир, ежегодно остающихся без энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения, тоже великовато для "культурной столицы" в XXI веке.
Конечно, записать социальную составляющую в программу подготовки к 300-летию несложно - бумаге все равно. Но сколько слово "халва" ни говори, во рту слаще не станет...
Ирина КРАВЦОВА
"Подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, к сожалению, практически не уменьшит социальных проблем горожан", - считает директор Союза строительных компаний "Союзпетрострой" Лев Каплан. В юбилейных программах, по его мнению, не нашлось места для решения проблем петербуржцев: расселения коммунальных квартир, строительства поликлиник и школ, жилья для очередников. "Хотя бы десяток социальных домов город построил к юбилею города! Очередь на жилье движется исключительно за счет отчислений инвесторов", - говорит Л. Каплан.
Миллиарды рублей из федерального и городского бюджетов уходят на реставрацию архитектурных памятников, строительство престижных объектов и дороги. Рядовые горожане этого строительно-реставрационного бума за своими каждодневными проблемами могут даже не заметить, считает Лев Каплан. У них в памяти от празднования юбилея останутся только пробки на дорогах из-за бесконечных ремонтов и обещанные торжества, которые пройдут без них.
"Аварийность жилого фонда Санкт-Петербурга увеличивается в связи с подготовкой к 300-летию города, - считает заместитель руководителя Территориального управления Министерства по антимонопольной политике РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Гарабцов. - Сегодня в районных жилищных агентствах занимаются только аварийными ситуациями, плановых профилактических работ практически не проводится. Все деньги жилищников уходят на косметический ремонт фасадов и благоустройство дворовых территорий". И с этим заявлением трудно не согласиться, глядя на соответствующие статьи расходов, о которых и пойдет речь ниже.
В 2001 г. из бюджета Санкт-Петербурга в распоряжение комитета по содержанию жилищного фонда поступило 6,7 млрд рублей. В 2002 г. бюджет комитета составил 11,2 млрд рублей. На 2003 г. запланировано 12,8 млрд рублей. Худо-бедно, но какая-то положительная динамика (без учета инфляции) улавливается. Однако заявлению: "Юбилей для петербуржцев" - бюджет КСЖФ явно не соответствует. Еще скромнее выглядят эти цифры, если сопоставить их с городским бюджетом.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Как рассказывали нам депутаты ЗС, в 2001 году губернатор "на словах" пообещал закрепить в городском законе о бюджете на 2002 год расходы на развитие жилищной сферы на уровне не менее 6%, но "слово джентльмена" не сдержал - общий объем прямой бюджетной поддержки на все формы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан был утвержден в размере 1,61% от общей суммы расходов бюджета СПб на 2002 год. То есть почти в 4 раза меньше обещанного! Напомним, что городской закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга" не оговаривает конкретный ежегодный процент бюджетных отчислений на жилищную сферу, его величина устанавливается главой администрации.
Итак, в 2003 году комитет по содержанию жилищного фонда может располагать 13 млрд рублей. Много это или мало? Цифры легче познаются в сравнении.
Почти треть из этой суммы (34%) "съедят" расходы на коммунальные услуги: дотации для населения, оплата технологических нужд комитета и т. д.
Расходы на текущий ремонт составляют 1,7 млрд рублей, или 13% от ведомственного бюджета (при этом потребность в средствах на текущий ремонт составляет 3,1 млрд рублей).
На капитальный ремонт отводится 2,5 млрд рублей, или около 20% от общей суммы расходов комитета. Эта цифра также далека от потребности (в 2002 г. потребность в расходах на капитальный ремонт жилищного фонда составила 7,5 млрд рублей), тем не менее динамика увеличения этого показателя выглядит достаточно внушительно. В 2001 г. расходы из бюджета Санкт-Петербурга по всем источникам финансирования на капитальный ремонт жилищного фонда составили 483,6 млн рублей, в 2002 г. соответствующие расходы были предусмотрены уже в объеме 904,2 млн руб. В 2003 г. они увеличены еще в 2,8 раза по сравнению с предыдущим годом.
Но радость за петербуржцев улетучивается, когда узнаешь структуру расходов внутри статьи "на капремонт". Собственно, на ремонт жилищного фонда планируется затратить только 186,6 млн рублей! Между тем на фасады - 235,2 млн рублей. На благоустройство внутридворовых территорий и того внушительнее - 1,7 млрд рублей!
На ликвидацию аварийного состояния жилого фонда, по расчетам специалистов комитета, требуется около 1,1 млрд рублей в год. В этом году, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, в городском бюджете на эти нужды "не заложено ни копейки". Программу расселения аварийного жилья город планирует решать только за счет инвесторов и федерального бюджета.
По мнению председателя КСЖФ Владимира Хренова, система привлечения внебюджетных источников к расселению и реконструкции жилищного фонда не может в полной мере обеспечить решение проблем в жилищном фонде, так как востребуются только коммерчески привлекательные объекты. На эти цели, по его мнению, крайне необходима прямая бюджетная поддержка города.
Если бы губернатор сдержал слово, данное депутатам (о выделении средств на развитие жилищной сферы на уровне не менее 6% от городского бюджета), потребности (по минимуму) в средствах на содержание городского жилья можно было бы покрыть. По расчетам специалистов КСЖФ, чтобы начать проводить планомерную и эффективную работу по приведению в порядок изношенного жилого фонда, необходимо около 11 млрд рублей (расходы на текущий и капитальный ремонт).
От такого финансирования дорожки на лестницы и зеркала в лифты не вернутся, конечно, но из катастрофического состояния петербургский жилой фонд за несколько ближайших лет вывести удастся, считают специалисты. Цифры не "космические", вполне соизмеримые с возможностями городской казны.
Что мешает губернатору, предлагающему бюджет, и депутатам ЗС, утверждающим его, сделать адекватные выводы из прошлогодней трагедии на Двинской улице (где при обрушении общежития погибли 4 человека)? Речь не идет о каких-то подарках в связи с юбилеем города - но хоть бы безопасность проживания в квартирах была обеспечена.
Число петербуржцев, теряющих свое жилье в результате возгорания электропроводки, взрывов бытового газа, затопления сетевой водой, обрушения несущих конструкций дома, из года в год растет. Количество квартир, ежегодно остающихся без энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения, тоже великовато для "культурной столицы" в XXI веке.
Конечно, записать социальную составляющую в программу подготовки к 300-летию несложно - бумаге все равно. Но сколько слово "халва" ни говори, во рту слаще не станет...
Ирина КРАВЦОВА