Культура
ЧЕЛОВЕК, РАССМЕШИВШИЙ СТРАНУ СОВЕТОВ
22 января
Григория Александрова Десятая муза числит в своих анналах имена и фамилии сотен, если не тысяч режиссеров. Но вот парадокс: среди них вы вряд ли сможете насчитать больше двух десятков тех, кто прославился тем, что посвятил себя комедии. Сын горнорабочего из Екатеринбурга Гриша Мормоненко хотя и был с юных лет связан с искусством, но никогда не хотел смешить людей. Попав на работу в театр девяти лет от роду, он мечтал о том, чтобы потрясать сердца зрителей высоким слогом трагедии. Потом настала революция, и уральский паренек вместе с другом Иваном Пырьевым отправился покорять Москву. Дальнейшее многократно описано во многих книгах по истории советского кино. Оба стали режиссерами, и оба прославились тем, что ставили комедии.
В столице Мормоненко стал Александровым и учеником дерзкого новатора Сергея Эйзенштейна. Вместе с ним будущий классик кинокомедии сотворил то, что перевернуло представление о возможностях кинематографа. Александров был правой рукой Эйзенштейна при создании знаменитых картин "Cтачка" (1924), "Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927). Затем была знаменитая поездка за океан, когда попытка реализовать грандиозные проекты в Голливуде окончилась неудачей и возвращением на родину. От того заграничного вояжа осталась растерзанная на кусочки незавершенная картина "Да здравствует Мексика!", которую Александров в память об Учителе смонтирует в 1979 году.
В начале же 1930-х годов молодой режиссер уже был знаменит, хотя и не поставил самостоятельно ни одной картины. За создание музыкальной комедии он взялся чуть ли не по партийному заданию. Идея пригласить на главные роли никому не известных актеров из оперетты и джаза оказалась счастливой не только для Александрова, но и для всего отечественного кино. Открытые им для большого экрана Любовь Орлова и Леонид Утесов стали звездами, определив львиную долю успеха "Веселых ребят". Свою лепту внес и невероятно плодотворный тандем композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача, также открытый Александровым для нашего кино. Cейчас трудно поверить в то, что для выпуска картины в прокат потребовалось вмешательство Горького, а судьба ее была решена репликой Сталина после закрытого просмотра в ЦК: "Хорошо! Будто месяц в отпуске побывал". Так раз и навсегда определился "любимый" жанр режиссера Александрова, чьи картины были безусловными кассовыми хитами. Тем, кто нынче взыскует успеха у публики, рекомендую пересмотреть и "Цирк" (1936), и "Волгу-Волгу" (1938), и "Весну" (1947), чтобы научиться тому, как в условиях строжайшего идеологического контроля можно было творить кино хорошего настроения.
Конечно, Александров входил в элиту неприкасаемых мэтров советского кино. Он мог позволить себе быть мужем его первой красавицы - звезды Любови Орловой, без сияния которой точно так же не было бы лучших фильмов Александрова, как и без его режиссуры не расцвел бы ее привлекательный для миллионов зрителей дар увлекать и завлекать в какой-нибудь светлый путь. Был в жизни режиссера и социальный заказ вроде "Встречи на Эльбе" (1950), удостоенный очередной Сталинской премии. Была и совершенно непонятная, с треском провалившаяся попытка омолодить в кино свою вечную спутницу и звезду, когда Александров рискнул снимать драму о советских разведчиках под названием "Cкворец и Лира". Картина была положена "на полку", и это был тот случай, когда цензурный запрет оказался во благо для репутации режиссера. Можно только представить себе, как бы выглядела в этой ленте Любовь Орлова, которая на момент съемок была уже глубоко пенсионного возраста. Ведь ей предстояло играть роль восемнадцатилетней (!) девушки.
Обо всех этих эпизодах второй половины жизни классика-режиссера нынче хочется вспоминать меньше всего. Взявшись по принуждению за нелегкое дело смешить людей с помощью кино, Александров выполнил и даже перевыполнил задание на триста с лишним процентов. Благодаря заботе партии и комедиям режиссера-юбиляра вот уже не одно поколение россиян может петь и смеяться как дети, пересматривая вновь и вновь любимые фильмы. Только жаль, что эти поводы приходят к нам из прошлого, а не из настоящего.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
В столице Мормоненко стал Александровым и учеником дерзкого новатора Сергея Эйзенштейна. Вместе с ним будущий классик кинокомедии сотворил то, что перевернуло представление о возможностях кинематографа. Александров был правой рукой Эйзенштейна при создании знаменитых картин "Cтачка" (1924), "Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927). Затем была знаменитая поездка за океан, когда попытка реализовать грандиозные проекты в Голливуде окончилась неудачей и возвращением на родину. От того заграничного вояжа осталась растерзанная на кусочки незавершенная картина "Да здравствует Мексика!", которую Александров в память об Учителе смонтирует в 1979 году.
В начале же 1930-х годов молодой режиссер уже был знаменит, хотя и не поставил самостоятельно ни одной картины. За создание музыкальной комедии он взялся чуть ли не по партийному заданию. Идея пригласить на главные роли никому не известных актеров из оперетты и джаза оказалась счастливой не только для Александрова, но и для всего отечественного кино. Открытые им для большого экрана Любовь Орлова и Леонид Утесов стали звездами, определив львиную долю успеха "Веселых ребят". Свою лепту внес и невероятно плодотворный тандем композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача, также открытый Александровым для нашего кино. Cейчас трудно поверить в то, что для выпуска картины в прокат потребовалось вмешательство Горького, а судьба ее была решена репликой Сталина после закрытого просмотра в ЦК: "Хорошо! Будто месяц в отпуске побывал". Так раз и навсегда определился "любимый" жанр режиссера Александрова, чьи картины были безусловными кассовыми хитами. Тем, кто нынче взыскует успеха у публики, рекомендую пересмотреть и "Цирк" (1936), и "Волгу-Волгу" (1938), и "Весну" (1947), чтобы научиться тому, как в условиях строжайшего идеологического контроля можно было творить кино хорошего настроения.
Конечно, Александров входил в элиту неприкасаемых мэтров советского кино. Он мог позволить себе быть мужем его первой красавицы - звезды Любови Орловой, без сияния которой точно так же не было бы лучших фильмов Александрова, как и без его режиссуры не расцвел бы ее привлекательный для миллионов зрителей дар увлекать и завлекать в какой-нибудь светлый путь. Был в жизни режиссера и социальный заказ вроде "Встречи на Эльбе" (1950), удостоенный очередной Сталинской премии. Была и совершенно непонятная, с треском провалившаяся попытка омолодить в кино свою вечную спутницу и звезду, когда Александров рискнул снимать драму о советских разведчиках под названием "Cкворец и Лира". Картина была положена "на полку", и это был тот случай, когда цензурный запрет оказался во благо для репутации режиссера. Можно только представить себе, как бы выглядела в этой ленте Любовь Орлова, которая на момент съемок была уже глубоко пенсионного возраста. Ведь ей предстояло играть роль восемнадцатилетней (!) девушки.
Обо всех этих эпизодах второй половины жизни классика-режиссера нынче хочется вспоминать меньше всего. Взявшись по принуждению за нелегкое дело смешить людей с помощью кино, Александров выполнил и даже перевыполнил задание на триста с лишним процентов. Благодаря заботе партии и комедиям режиссера-юбиляра вот уже не одно поколение россиян может петь и смеяться как дети, пересматривая вновь и вновь любимые фильмы. Только жаль, что эти поводы приходят к нам из прошлого, а не из настоящего.
Сергей ИЛЬЧЕНКО