Культура
ФАНТАСМАГОРИЯ "КАМЕННОГО ГОСТЯ"
22 января
Выставка небольшая, она умещается в зальчике "Бироновых конюшен" - здания, которое, как заботливо поясняют работники музея, "за спиной у Пушкина". "Каменный гость". Как будто наперед известно все. Испания, XVII век, мужчины - все в черном, усы, плащи, шляпы; женщины - под мантильями и веерами, толедские клинки, кованые решетки, луна, "ночь лимоном и лавром пахнет". Но в листах, показанных на выставке, ничего такого нет. Да и вообще почти ничего нет - ни узнаваемых мест действия, ни самого действия, ни даже персонажей.
Крайний лаконизм работ Валерия Бабанова (на снимке), которые и иллюстрациями в привычном смысле трудно назвать, сродни поразительному лаконизму пушкинской драмы, где жизненная и философская весомость уживаются с быстротечностью едва ли не конспективного свойства. В тревожной темноте запечатанных краской небольших листков можно разглядеть то едва различимый вдали силуэт городских построек, то хрупкую фигуру с загадочно светящимся пятнышком лица, то столкновение двух тел в поединке, а то вдруг пронзительный и пугающий взгляд Дон Гуана, возникающий из месива мазков краски, - не реальность, а скорее намеки на нее, словно выхваченные из тьмы слабым светом фонаря.
Не всегда поймешь, изображения ли это в самом деле или только фантомы, видения, подобные тем, что обнаруживаются в рисунке древесных слоев, пятнах на старой стене или очертаниях облаков ("Вы видите это облако, почти что вроде верблюда?.." - спрашивал Гамлет). Полувидимые, полуугадываемые, они норовят исчезнуть - возвратиться в темный хаос, порождающий их. Беспрестанные колебания восприятия делают явленный нам мир "Каменного гостя" фантасмагорическим, и эта фантасмагоричность завораживает.
Конечно, здесь сыграл свою роль и точный выбор техники. Правда, само слово "выбор" оказывается некстати. К монотипии обращаются немногие, а посвящают себя ей считаные единицы. Валерий Бабанов, отличный книжный художник и график (удачно отметивший выставкой свое шестидесятилетие), однажды столкнувшись с монотипией, с тех пор служит ей преданно и истово - можно сказать, что они нашли друг друга.
Монотипия - техника печатная, но своеобычная: изображения делаются кистью на твердой пластине, а с нее перетискиваются на бумагу, и всего в одном экземпляре. Техника эта хлопотна, капризна и непредсказуема. То, что выстраивается заботливо и тщательно, в конечном итоге может оказаться не таким, как замышлялось, и порой даже повернуть замысел в новую сторону. В монотипии властвует импровизация, способность уловить и закрепить то, что возникает как бы непроизвольно, из самого материала. Художник доверяется зыбкой стихии случайности и непреднамеренности - и они его не подводят, как не подводят умение и талант.
Эраст КУЗНЕЦОВ
Крайний лаконизм работ Валерия Бабанова (на снимке), которые и иллюстрациями в привычном смысле трудно назвать, сродни поразительному лаконизму пушкинской драмы, где жизненная и философская весомость уживаются с быстротечностью едва ли не конспективного свойства. В тревожной темноте запечатанных краской небольших листков можно разглядеть то едва различимый вдали силуэт городских построек, то хрупкую фигуру с загадочно светящимся пятнышком лица, то столкновение двух тел в поединке, а то вдруг пронзительный и пугающий взгляд Дон Гуана, возникающий из месива мазков краски, - не реальность, а скорее намеки на нее, словно выхваченные из тьмы слабым светом фонаря.
Не всегда поймешь, изображения ли это в самом деле или только фантомы, видения, подобные тем, что обнаруживаются в рисунке древесных слоев, пятнах на старой стене или очертаниях облаков ("Вы видите это облако, почти что вроде верблюда?.." - спрашивал Гамлет). Полувидимые, полуугадываемые, они норовят исчезнуть - возвратиться в темный хаос, порождающий их. Беспрестанные колебания восприятия делают явленный нам мир "Каменного гостя" фантасмагорическим, и эта фантасмагоричность завораживает.
Конечно, здесь сыграл свою роль и точный выбор техники. Правда, само слово "выбор" оказывается некстати. К монотипии обращаются немногие, а посвящают себя ей считаные единицы. Валерий Бабанов, отличный книжный художник и график (удачно отметивший выставкой свое шестидесятилетие), однажды столкнувшись с монотипией, с тех пор служит ей преданно и истово - можно сказать, что они нашли друг друга.
Монотипия - техника печатная, но своеобычная: изображения делаются кистью на твердой пластине, а с нее перетискиваются на бумагу, и всего в одном экземпляре. Техника эта хлопотна, капризна и непредсказуема. То, что выстраивается заботливо и тщательно, в конечном итоге может оказаться не таким, как замышлялось, и порой даже повернуть замысел в новую сторону. В монотипии властвует импровизация, способность уловить и закрепить то, что возникает как бы непроизвольно, из самого материала. Художник доверяется зыбкой стихии случайности и непреднамеренности - и они его не подводят, как не подводят умение и талант.
Эраст КУЗНЕЦОВ