Город
ДЯДЯ НА СТУЛЕ ИЛИ ОСТРОВ БРОДСКОГО?
23 января
Первый этап конкурса завершился в ноябре прошлого года. В общей сложности заявки подали 112 авторов и коллективов - работ же было представлено и того больше, поскольку многие предлагали сразу несколько вариантов. Сейчас, к январю, из них отобрали 24. Потом, весной, половину отсеют и, наконец, в октябре 2003 выберут 3 работы: победитель получит 15 тысяч долларов, второе и третье места - по пять и три тысячи соответственно. На пресс-конференции организаторы заявили, однако, что они не исключают и такого варианта, что для реального воплощения в родном городе поэта не будет отобрана ни одна работа. А возможно, какие-то памятники будут поставлены в других городах России или за границей. Цель конкурса не только и не столько в этом. Задача была еще и в том, чтобы провести в городе по-настоящему открытый конкурс, где все участники имели бы равные права и возможности независимо от своего статуса, чтобы для жюри роль играла только художественная ценность поданных проектов.
А жюри впечатляет: наряду с Марией Бродской и представителями Альфа-банка (Виталием Рябовым и Александром Гафиным), судьбу памятника решают главный архитектор и главный художник города (Олег Харченко и Иван Уралов), директора Эрмитажа и Русского музея (Михаил Пиотровский и Владимир Гусев), поэты (Евгений Рейн и Анатолий Найман), художники (Сергей Кубасов, Никита Фомин, Борис Мессерер), дирижер (Владимир Спиваков), актер (Сергей Юрский), редактор газеты (Михаил Кожокин, заведующий "Известиями"), иностранцы (директор музея Гуггенхайма Томас Крэнц и Мария Дж. Дориа де Дзулиани, директор Итальянского института культуры в Москве). А экспертный совет и того больше. Словом, охватить постарались всех.
Вера Бибинова, редактор журнала "НоМи", член экспертного совета, рассказала о том, что отбирать работы было чрезвычайно трудно, так как ответственность огромная и принять неправильное решение нельзя. Она же отметила интересную тенденцию среди участников: иностранные скульпторы предлагали в основном абстрактные решения, наши тяготели к конкретике. Яков Гордин, редактор журнала "Звезда", сказал, что "этот конкурс - попытка иными средствами исследовать сущность Бродского", и отметил чрезвычайно широкий диапазон предлагаемых проектов.
Директор Фонтанного дома (музея Ахматовой) Нина Попова поделилась с журналистами информацией, что по инициативе американского консульства 10 апреля в музее состоится выставка "Бродский - Урания - Ленинград - Нью-Йорк". Фонд наследственного имущества Бродского передает в дар городу предметы мебели из американского кабинета поэта - они в числе прочего будут продемонстрированы на выставке. Потом мебель разместится в музее-квартире Бродского в доме Мурузи.
Отдельный вопрос - где физически разместить памятник. Художники в своих работах предлагали свои варианты, руководство города утвердило 7 мест, где возможно поставить скульптуру. Пять из них - на Васильевском острове (влияние стихов Бродского нельзя не учитывать). Это бульвары между 3-й и 4-й линиями и от Съездовской линии к набережной Макарова, около СПбГУ рядом с площадью Сахарова, рядом с Горным институтом, слева от моста Лейтенанта Шмидта. Естественно, рядом с домом Мурузи на Преображенской площади. И наконец, еще предлагаются различные варианты спусков к Неве.
Из 24 проектов ровно две трети представляют собой вариации на тему скульптурного портрета Иосифа Бродского. Большинство из них удивительно напоминает друг друга (что, понятно, объясняется элементарной портретностью): это худой, сутулый человек с растрепанными волосами, часто в плаще, в очках. Вариаций немного - он может быть более или менее молод, может держать очки или листок бумаги в руке, может быть одет не в плащ, а в куртку или в камзол, или в древнеримскую тогу (вариант Зураба Церетели, и тут успевшего поучаствовать), может сидеть на чемодане (таких скульптур, вдохновленных известной фотографией, две), может подниматься по мосту, прыгать с моста, поддерживать арку или опираться на нее. Но в целом впечатление такое, что это один проект, а не 16. Остальные 8 вариантов претендуют на нефигуративное решение проблемы. Есть фонтан, есть кристалл, есть колонна с венецианским львом, есть развеянные страницы стихов, есть скрижали опять же с текстами, есть нечто абсолютно конструктивистское, знаменующее собой сложность поэтического мира Бродского должно быть. Наиболее оригинальными выглядят два следующих проекта. Один представляет собой стеклянную спираль - как лабиринт, в который могут заходить зрители, на стекле написаны стихи. Но такой проект требует открытого, широкого пространства (может, рядом с площадью Сахарова?). Второй - целый остров Иосифа Бродского: сложная металлическая конструкция, в которой улица превращается в реку, по которой идут зрители, а над головами - пролеты мостов. Но опять же, где такое соорудить?
Дмитрий Каминкер, скульптор, член экспертного совета, подчеркнул благоприятное влияние такого открытого конкурса на атмосферу культурной жизни города. Первые 200 лет истории Санкт-Петербурга в городе работали иностранные художники, последние сто лет подобных вливаний не было, что не могло не сказаться на сфере художественных идей. В этом конкурсе, по словам скульптора, уже приняли участие те, кто обычно избегает подобных мероприятий, опасаясь нечестности, закрытости. И это - положительная тенденция. Однако сам же Дмитрий Каминкер отметил и другую проблему, связанную не с художниками, а с горожанами. Дело в том, что город не готов к острым художественным решениям: "Люди привыкли, что скульптура - это дядька на стуле или на коне". А от такого ретроградства не поможет никакой банк.
Надежда ДЕМКИНА
А жюри впечатляет: наряду с Марией Бродской и представителями Альфа-банка (Виталием Рябовым и Александром Гафиным), судьбу памятника решают главный архитектор и главный художник города (Олег Харченко и Иван Уралов), директора Эрмитажа и Русского музея (Михаил Пиотровский и Владимир Гусев), поэты (Евгений Рейн и Анатолий Найман), художники (Сергей Кубасов, Никита Фомин, Борис Мессерер), дирижер (Владимир Спиваков), актер (Сергей Юрский), редактор газеты (Михаил Кожокин, заведующий "Известиями"), иностранцы (директор музея Гуггенхайма Томас Крэнц и Мария Дж. Дориа де Дзулиани, директор Итальянского института культуры в Москве). А экспертный совет и того больше. Словом, охватить постарались всех.
Вера Бибинова, редактор журнала "НоМи", член экспертного совета, рассказала о том, что отбирать работы было чрезвычайно трудно, так как ответственность огромная и принять неправильное решение нельзя. Она же отметила интересную тенденцию среди участников: иностранные скульпторы предлагали в основном абстрактные решения, наши тяготели к конкретике. Яков Гордин, редактор журнала "Звезда", сказал, что "этот конкурс - попытка иными средствами исследовать сущность Бродского", и отметил чрезвычайно широкий диапазон предлагаемых проектов.
Директор Фонтанного дома (музея Ахматовой) Нина Попова поделилась с журналистами информацией, что по инициативе американского консульства 10 апреля в музее состоится выставка "Бродский - Урания - Ленинград - Нью-Йорк". Фонд наследственного имущества Бродского передает в дар городу предметы мебели из американского кабинета поэта - они в числе прочего будут продемонстрированы на выставке. Потом мебель разместится в музее-квартире Бродского в доме Мурузи.
Отдельный вопрос - где физически разместить памятник. Художники в своих работах предлагали свои варианты, руководство города утвердило 7 мест, где возможно поставить скульптуру. Пять из них - на Васильевском острове (влияние стихов Бродского нельзя не учитывать). Это бульвары между 3-й и 4-й линиями и от Съездовской линии к набережной Макарова, около СПбГУ рядом с площадью Сахарова, рядом с Горным институтом, слева от моста Лейтенанта Шмидта. Естественно, рядом с домом Мурузи на Преображенской площади. И наконец, еще предлагаются различные варианты спусков к Неве.
Из 24 проектов ровно две трети представляют собой вариации на тему скульптурного портрета Иосифа Бродского. Большинство из них удивительно напоминает друг друга (что, понятно, объясняется элементарной портретностью): это худой, сутулый человек с растрепанными волосами, часто в плаще, в очках. Вариаций немного - он может быть более или менее молод, может держать очки или листок бумаги в руке, может быть одет не в плащ, а в куртку или в камзол, или в древнеримскую тогу (вариант Зураба Церетели, и тут успевшего поучаствовать), может сидеть на чемодане (таких скульптур, вдохновленных известной фотографией, две), может подниматься по мосту, прыгать с моста, поддерживать арку или опираться на нее. Но в целом впечатление такое, что это один проект, а не 16. Остальные 8 вариантов претендуют на нефигуративное решение проблемы. Есть фонтан, есть кристалл, есть колонна с венецианским львом, есть развеянные страницы стихов, есть скрижали опять же с текстами, есть нечто абсолютно конструктивистское, знаменующее собой сложность поэтического мира Бродского должно быть. Наиболее оригинальными выглядят два следующих проекта. Один представляет собой стеклянную спираль - как лабиринт, в который могут заходить зрители, на стекле написаны стихи. Но такой проект требует открытого, широкого пространства (может, рядом с площадью Сахарова?). Второй - целый остров Иосифа Бродского: сложная металлическая конструкция, в которой улица превращается в реку, по которой идут зрители, а над головами - пролеты мостов. Но опять же, где такое соорудить?
Дмитрий Каминкер, скульптор, член экспертного совета, подчеркнул благоприятное влияние такого открытого конкурса на атмосферу культурной жизни города. Первые 200 лет истории Санкт-Петербурга в городе работали иностранные художники, последние сто лет подобных вливаний не было, что не могло не сказаться на сфере художественных идей. В этом конкурсе, по словам скульптора, уже приняли участие те, кто обычно избегает подобных мероприятий, опасаясь нечестности, закрытости. И это - положительная тенденция. Однако сам же Дмитрий Каминкер отметил и другую проблему, связанную не с художниками, а с горожанами. Дело в том, что город не готов к острым художественным решениям: "Люди привыкли, что скульптура - это дядька на стуле или на коне". А от такого ретроградства не поможет никакой банк.
Надежда ДЕМКИНА