Общество

КАК ВОСПИТАТЬ КУЛЬТУРНОГО ЧИТАТЕЛЯ?

05 февраля
При этом они порой забывают, что любовь к чтению и умение ориентироваться в потоке литературы сами собой не появляются, а огромные списки книг "на лето" и добровольно-принудительные культпоходы в библиотеку положения не спасают: в лучшем случае школьники читают то, что задано, о чтении "для души" и речи не идет. Попыткой найти ответ на вопрос, как приобщить детей к книге и привить им культуру чтения, стала научно-практическая конференция "Развитие культуры чтения как социально-педагогическая проблема", прошедшая недавно в Петербурге.
Конференция была организована по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации чтения и при поддержке Северо-Западного центра образовательных технологий "Открытое образование". В ней участвовали учителя и директора школ, библиотекари и даже школьники. Для чего необходимо приобщать детей к чтению, каковы цели изучения школьного курса литературы сегодня, почему уходит из жизни традиция домашнего чтения, какие книги читают современные школьники - таковы были основные вопросы, обсуждавшиеся участниками за круглым столом.
К примеру, ученики школы им. А. Горчакова Виталий Ашичев и Алексей Гильденберг выступили с докладами "Почему я читаю" и "Почему я не читаю". Безусловно, взрослым участникам конференции было интересно познакомиться с детским взглядом на обсуждаемую проблему: как выяснилось, школьникам бывает неинтересно читать лишь потому, что им трудно абстрагироваться от позиции автора и формировать личное восприятие текста (кажется, будто автор "давит" на них своим авторитетом). Так что далеко не всегда в отсутствии желания читать виноваты пресловутые телевизор и компьютер: культуре чтения нужно учиться. Ведь это не только желание и потребность читать, но и умение самостоятельно выбрать нужную книгу, а также способность получать максимальное удовольствие от чтения.
"Современные дети получают основную информацию через общение со сверстниками, просмотр телепередач, компьютер и интернет. Книги же как источник информации постепенно уходят на второй план. Учителя (не только преподаватели литературы) могут и должны помочь детям полюбить чтение и привить им культуру чтения, - считает Татьяна Галактионова, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации чтения, координатор программы "Человек читающий" Северо-Западного центра образовательных технологий "Открытое образование". - В приобщении детей к чтению важна роль не только педагогов, но и родителей, поскольку у нечитающих родителей, как правило, вырастают нечитающие дети. Впоследствии у тех, кто в детстве не дружил с книгой, возникнет немало сложностей, связанных прежде всего с общением: ведь чтение развивает беглость речи, логику мышления, обогащает словарный запас, учит понимать подтекст - то, что сказано "между строк". Так что воспитывать нужно не только детей, но и их родителей. К сожалению, это непросто: современные мамы и папы уделяют детям слишком мало времени, а традиция семейного чтения, развитая в дореволюционной России, сейчас почти полностью утрачена".
За рубежом проблемой "нечитающего поколения" уже давно всерьез занимаются на государственном уровне. Существуют специальные методики, позволяющие развить у ребенка интерес к чтению. К примеру, детям предлагается самим сочинять рассказы, чтобы они могли представить себя писателем, почувствовать удовольствие от творчества и таким образом понять, что читать чужое литературное произведение тоже может быть интересно. А в американских школах помимо библиотекаря ввели даже специальную должность - руководитель чтения: этот педагог помогает взрослым и детям научиться выбирать литературу, работать с текстом и правильно читать.

ЧТЕНИЕ - ПРИЯТНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Впрочем, хороший опыт есть не только за рубежом. К примеру, в петербургской школе № 700 Василеостровского района, где и проходила конференция, на протяжении двух лет реализуется программа "Школа культуры чтения". Одна из ключевых идей программы состоит в том, что обращать внимание детей на полезные и достойные книги следует тактично и ненавязчиво - так, чтобы чтение воспринималось школьниками как приятная необходимость, а не как повинность. "В условиях современной школы культура чтения должна стать базой, инструментом и стимулом развития ребенка, - полагает директор школы № 700 Татьяна Федина. - Мы стараемся приложить все усилия, чтобы наши школьники полюбили читать; для учащихся младших классов и их родителей создаем "Клуб семейного чтения", в средней школе дети могут стать членами "Малой Академии наук и искусств", существуют специальные курсы и для старшеклассников. Задача педагога - помочь, подсказать. Убеждена, что одним из самых действенных способов будет личный пример взрослого".
Члены Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации чтения предложили учредить смотр педагогических достижений в этой сфере. Победители смотра будут определяться по результатам опроса общественного мнения (учащихся и студентов). Цель - выявление творчески и эффективно работающих в этом направлении учителей и школьных библиотекарей и распространение передового педагогического опыта.

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ! БЫЛО БЫ ЧТО

Еще один важный вопрос, беспокоящий педагогов, - какую литературу читать детям. Участники конференции пришли к печальному выводу: выбор у школьников, как это ни покажется странным, весьма невелик. Фантастически популярный среди подростков и вызывающий неоднозначную реакцию у взрослых "Гарри Поттер" хорош тем, что заставил детей взять в руки книгу (вы не поверите, но многие педагоги, отчаявшиеся привить школьникам любовь к чтению, были рады и такому результату!). Но не век же читать одного лишь Поттера! Старые добрые Голявкин, Носов, Драгунский, сказки Пушкина, в конце концов, - а что читать дальше? "Мой девятилетний сын любит читать, но есть другая проблема - дефицит хорошей детской литературы, - говорит Светлана Писарева, доцент кафедры педагогики Педагогического университета им. А. И. Герцена, участница конференции. - До поступления в школу с этой проблемой мы не сталкивались, так как сегодня издается огромное количество самых разнообразных книг для малышей, а вот для ученика начальных классов выбор современной книги действительно серьезная проблема. После того как книги Пришвина, Бианки, Паустовского, Драгунского и Носова были прочитаны раз по десять, читать нам стало нечего: иностранная литература сыну не нравится, а отечественных детских книг катастрофически не хватает, особенно современных. Кстати, ведь почему дети обожают того же "Гарри Поттера"? Очень просто: эти книги написаны живым динамичным языком, в них отражены реалии современной жизни, а многое из той литературы, которую мы признаем классикой, несмотря на все художественные достоинства, кажется ребятам устаревшим. Они ищут в книгах ответы на волнующие их вопросы - и не находят".
Обсуждались на конференции и современные школьные учебники. Впрочем, большинство из них, по мнению педагогов, современными можно назвать лишь по оформлению. "Что же касается содержания этих пособий, то оно не намного отличается от старых учебников; задания неинтересные, они направлены в основном на усвоение предметных знаний, но не дают возможности школьнику применить свой жизненный опыт, - рассказывает Светлана Писарева. - Кроме того, учителям пора уже подумать и о том, что вскоре им придется осваивать (а возможно, и создавать) новые учебники - на электронных носителях. Нужно идти в ногу со временем - только так удастся найти общий язык с новым поколением".
Мария НАСОНКИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь