Северо-Запад

ЛИРИКА И ЭПОС СЛАВЕНСКОГО ОЗЕРА

05 февраля
На Самро раньше ходил автобус из Питера. Три, кажется, раза в неделю. А теперь - не знаю, ходит ли. Другой путь: на лужской электричке в Толмачево, оттуда ехать до поселка Осьмино на автобусе, а там еще на автобусе местном или на попутках до деревни Самро, покоящейся на заросшем тростником берегу обширного озера. Однако интересно выйти не доезжая километров двух до Самро, на остановке "Полоски", и, пройдя немного назад, свернуть с трассы по мирной полевой дороге. Там недалеко увидите несколько странных холмов посреди распаханного поля. А дальше - лесочек. А в лесочке озеро прячется, маленькое, продолговатое, невероятно тихое.
Холмы эти - курганы, погребальные сооружения древних славян. Археологи называют их сопками. А озерцо так и именуется до сих пор: Славенское. Рядом с ним славяне поселились очень давно, придя сюда почти тысячу лет назад, о чем свидетельствуют изученные археологами фрагменты древнего поселения. И сопки - тоже наследие тех времен.
Все кругом какое-то странное, загадочное, по крайней мере вечером, в сумерках. Как-то раз шел я по этому полю, свернув с грунтовки к берегу озера. Прозрачный вечер после прекрасного светлого июньского дня. Вдруг стремительно, минут за пять-десять, небольшая тучка, висевшая в небе у меня над головой, спустилась и легла на поле. Сопки мгновенно потонули в тумане, исчез край леса и вообще все ориентиры. В плотной влажной мгле ничего не видно стало на расстоянии вытянутой руки. Высокая трава мгновенно намокла, как после проливного дождя. Я брел в ней, спотыкаясь, не ведая куда, будто по пояс в воде. К счастью, скоро уперся в склон сопки, от которой до палаток наших, стоящих на краю леса у озера, оставалось метров двадцать. Доковылял.
Между прочим, интересно, что исследовали сопки и древнее поселение у Славенского озера - дети. Не простые дети, конечно, а "археологические". В восьмидесятых годах здесь работала экспедиция археологического кружка питерского Дворца пионеров под руководством двух прекрасных археологических дам: Тамары Жегловой и Надежды Платоновой. Из того поколения кружковцев-экспедиционников несколько человек выросли в профессиональных археологов, а один - Сергей Кузьмин - сам стал начальником "взрослой" экспедиции СПбГУ. Так что раскопки у заколдованного озера велись с юношеским энтузиазмом, но на солидном научном уровне.
Недавно в Питере в издательстве Академии общественных связей вышла прелюбопытная книга - "Археология и не только". Речь в ней - об истории дворцовского археологического кружка, основанного Алексеем Виноградовым в 1970 году, об экспедициях - в Ленобласть, Хакасию, Туву, Казахстан, Монголию, во Францию... И обо всем множестве культурных и социальных явлений, которое из этого кружка выросло. Есть там и воспоминания об экспедиции на Славенское и Самро.
Глубже всех, наверно, прониклась духом здешних холмов и перелесков Тамара Жеглова. Про Славенское озеро и лес вокруг него она рассказывает очень точно: "Место это было какое-то странное, в сумерках становилось жутковато. Курганы, заросшие высоким сочным папоротником, толстые старые березы. На противоположном берегу длинного и очень узкого озера находился почитаемый родник. Ветви всех деревьев на подходах к нему были увешаны обрывками разноцветных тряпочек. От родника по берегу вверх тропинка выводила к средневековому каменному кресту, стоявшему в зарослях возле жальника. Комплекс, который исследовался, включал в себя длинные курганы и древнерусские погребения. По склону тянулась скудельница - средневековая братская могила". (Необходимое пояснение: "жальниками" называют древние поминальные сооружения в виде небольших каменных выкладок. - А. И.-Г.)
Почтение к месту сему было пронесено окрестными жителями через средневековье (чему каменный крест свидетель) и сохранилось до сих пор: ленточки, навязанные на ветках у родника, трепыхаются на ветерке и ныне. Чтобы попасть к святому источнику от того места, где раньше стоял археологический лагерь, нужно в замшелой черной лодке-долбленке пересечь абсолютно неподвижную поверхность озера. Набрать родниковой воды и вернуться. Чтобы в наступающей, как бы выползающей из чащи ночной тьме разглядывать бесчисленные огоньки светляков.
Сакральная идилличность природы контрастно дополняется своеобразием бытия местных жителей, потомков древних славян. Вот еще забавные воспоминания одного из тогдашних детей - участников раскопок Олега Богуславского. В них присутствует не только археология, а еще и этнография с фольклором: "Лагерь стоял на краю полуразрушенного могильника, а разрушен он был при проведении мелиорации. Засевали какими-то многолетним травами, попутно снесли и могильник. Остался голый песок - ничего уже там не росло...
В один из дней приехали два местных механизатора - молодые парни чуть постарше нас тогдашних - лет по 16-17... Они были абсолютно трезвыми, но производили впечатление изрядно выпивших личностей; немедленно стали рассказывать про свою жизнь... Историй было много, примерно одинакового характера. Причем все они начинались словами: "Идем мы оба пьяные..." Через некоторое время шла ремарка: "А вообще-то мы не пьем..." Часам к десяти вечера возникла история: "Идет агроном, мосел, интеллигент очкастый. Навстречу ему Кузя-тракторист. Агроном: вя-вя-вя. Кузя ему - шарк в торец. Агроном в канаве, очки - сзади". Такой вот местный героический эпос".
Если от Славенского озера налево пойдешь, то к деревне Жог придешь. Там часовня стоит старинная, деревянная; окна заколочены, крест покосился. Деревня почти пуста, а в часовне свечки теплятся. Зажигает их кто-то. А направо от озера пойдешь - в деревню Дретно попадешь. За деревней, на высоком холме, церковь стоит бело-розовая, полуразрушенная. Впрочем, может быть, ее уже восстанавливают - я-то в тех местах уже несколько лет не был.
Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.7
1.025 (1.11%)
Курс Евро
103.25
1.21 (1.17%)
Погода
Сегодня,
20 сентября
пятница
+18
Облачно
21 сентября
суббота
+15
Облачно
22 сентября
воскресенье
+10
Ясно