Культура
ОТ ЖИЛЕТОВ - ДО БУКЕТОВ
05 февраля
- Жилетов здесь больше всего. Это ваша любимая деталь костюма?
- В нашем сознании жилет ассоциируется с сословной одеждой среднего класса. С точки зрения практической популярность жилета легко объяснить. Тепло и руки свободны. Дает простор деятельности. И популярен он был среди деятельного городского населения - лавочников, мастеровых, приказчиков. Однако жилет достаточно распространен и в народном костюме. Например, прибалтийский костюм, еврейский костюм. Присутствует жилет и на русском Севере. В качестве "душегреи". Это женская одежда.
- "Душегрея" душу греет! Это и есть ее главное назначение?
- Конечно, главная цель душегреи, заложенная в ее названии, - согревать. Но существовали и нарядные душегреи. Двухслойные. Дорогая ткань, парча например, снаружи, а под ней слой шерстяной теплой домоткани.
- Один слой шерстяной ткани? Не очень-то тепло!
- Очень тепло! Шерсть в те времена была теплее, чем сейчас. Ведь каждому известно, что первое, что реагирует на нездоровье, - это волосы, а шерсть овцы - ее волосы - давно и отнюдь не положительно реагируют на общее изменение экологической ситуации. С веками шерсть овцы очень испортилась. А архаика жилета и русского душегрея в том, что это не сшитая одежда.
- Как это - не сшитая? Разве на жилете не было швов?
- Нет, швы, конечно, были. Одежда наших давних предков имела такую особенность: рукава не пришивались к ее основной части. Торс надевался отдельно, рукава - отдельно, их подвязывали на груди и спине. Рукава - отдельный вид женской одежды, сохранившийся примерно до середины XIX века. Так что жилет в виде душегрея традиционен и для славянского костюма.
- Про жилет мы поняли. Хотелось бы еще что-нибудь узнать о вас. Как случилось, что вы занялись ткачеством? Наверное, когда вы учились в институте, вы и не думали, что будете ткать.
- Нет, не думала. Но однажды пришла в Этнографический музей на выставку клуба "Параскева". Все, что я увидела, было так органично, под этим чувствовалась такая глубокая культурная база... Я ощутила источник силы, из которого можно черпать, - и он бездонный! Я поняла, что меня интересует даже не ткань, а процесс ее создания. Дотканевый уровень, уровень нити. Именно здесь художник получает наибольшую власть над формированием объекта.
- Татьяна, вы считаете себя художником, а не этнографом или модельером, но занимаетесь в основном шарфами, поясами да жилетами. Живете в каком-то допотопном мире - ручной ткацкий станок, душегреи, половики... Что дает вам жизнь в прошлом? Зачем вам это нужно: ткать по старинным технологиям, сохранять и возрождать крепко забытые ремесла?
- Существование в единстве с прошлым связано с поиском места личности, с самоопределением. С врожденным свойством женщины осваивать свои возможности. Создание полотнища в культуре вообще осознавалось как создание оболочки для человека, его первого дома. Процессы зачатия, вынашивания и рождения ребенка выражаются, описываются терминами, связанными с текстилем. Плод "завязывается", "обрастает живыми тканями". И рождение ребенка, и рождение текстильного предмета - сфера власти женщины. А под властью мужчины - твердая среда, дерево например. Если первый дом человека - одежда - из текстиля, то второй - деревянный. И любой станок - в том числе ткацкий - мужская сфера. Две стихии - мужская (дерево) и женская (текстиль) - взаимодействуют, и в результате рождается объект - ткань, то есть плоть или полотнище.
Мы действительно очень часто не ведаем происхождения окружающих нас простых вещей. Вот сегодня узнали, что жилет ведет свою историю из тех времен, когда "от жилетки рукава" были отдельной деталью костюма. Узнаем же и о том, что первые занавески - то есть полотнища ткани, которые навешивали на окна в праздники, - вовсе не имели целью украсить жилье или защитить его от солнечного света - отнюдь. А зачем же их вешали? Никогда не догадаетесь! Чтобы в них вместились несчастные духи предков и не беспокоили живущих, хотя бы на время праздника. Собственно, все окружающие нас вещи - суть произведения декоративно-прикладного искусства. Но мы не воспринимаем их так. Они настолько привычны, что не вызывают вопросов. Их эстетика кажется повисшей в воздухе, ибо мы не знаем их происхождения.
- Непрерывающуюся связь между прошлым и будущим поддерживает искусство. Вот, например, совершенно новое направление - этнофутуризм. Не воссоздание, реконструкция объектов прошлого, а новые, неожиданные способы использования традиционных технологий в современных целях. То есть если Татьяна Исаева по сохранившимся остаткам воспроизводит шапочку... бронзового (!) века - это не этнофутуризм. А если она на своем ручном ткацком станке ткет современную одежду, отступая от традиционных цветовых сочетаний, - то это он! Или если она с помощью старинного приспособления - берда - создает настенное панно из трав и растений...
- Испокон веков существовало два обязательных источника существования - растительный и животный. Еще до того как люди занялись скотоводством и обработкой земли, они уже занимались собирательством. Использование трав и растений, произрастающих в нашей местности, - принципиально. Неброские растения, обладающие сдержанной эстетикой, хорошо передают характер северного народа, может быть, иногда недостаточно импульсивного. Перед Троицей на русальной неделе принято было приносить в дом срезанную траву. Считалось, что таким образом можно задобрить и пригласить в дом русалок, обитающих в траве возле рек. Наши предки верили, что в русалок переселяются души умерших девушек.
- А цветы? Не отсюда ли наша традиция приносить в дом срезанные цветы, радоваться им, пока живут, печалиться, когда погибают...
- Не вполне. Рождаемость ведь была огромная. И детская смертность тоже. Считалось, что цветами прорастают, проявляют себя погибшие дети. Отсюда и выражение: "Дети - цветы жизни". Цветы приносят в дом, чтобы общаться с душами детей. Это способ, попытка примирения сознания с тем фактом, что дети, как правило, погибают...
Травы, цветы, плоды, ветви, мхи, вплетенные в декоративные панно, будут жить в доме гораздо дольше, чем срезанные цветы, - целый год. А на следующее лето все начнется сначала. Традиционные формы искусства зависят от природных циклов не менее чем земледелие. И наравне с природой лежат в основе привычных для нас предметов и явлений.
Дарья РЫБАКОВА
- В нашем сознании жилет ассоциируется с сословной одеждой среднего класса. С точки зрения практической популярность жилета легко объяснить. Тепло и руки свободны. Дает простор деятельности. И популярен он был среди деятельного городского населения - лавочников, мастеровых, приказчиков. Однако жилет достаточно распространен и в народном костюме. Например, прибалтийский костюм, еврейский костюм. Присутствует жилет и на русском Севере. В качестве "душегреи". Это женская одежда.
- "Душегрея" душу греет! Это и есть ее главное назначение?
- Конечно, главная цель душегреи, заложенная в ее названии, - согревать. Но существовали и нарядные душегреи. Двухслойные. Дорогая ткань, парча например, снаружи, а под ней слой шерстяной теплой домоткани.
- Один слой шерстяной ткани? Не очень-то тепло!
- Очень тепло! Шерсть в те времена была теплее, чем сейчас. Ведь каждому известно, что первое, что реагирует на нездоровье, - это волосы, а шерсть овцы - ее волосы - давно и отнюдь не положительно реагируют на общее изменение экологической ситуации. С веками шерсть овцы очень испортилась. А архаика жилета и русского душегрея в том, что это не сшитая одежда.
- Как это - не сшитая? Разве на жилете не было швов?
- Нет, швы, конечно, были. Одежда наших давних предков имела такую особенность: рукава не пришивались к ее основной части. Торс надевался отдельно, рукава - отдельно, их подвязывали на груди и спине. Рукава - отдельный вид женской одежды, сохранившийся примерно до середины XIX века. Так что жилет в виде душегрея традиционен и для славянского костюма.
- Про жилет мы поняли. Хотелось бы еще что-нибудь узнать о вас. Как случилось, что вы занялись ткачеством? Наверное, когда вы учились в институте, вы и не думали, что будете ткать.
- Нет, не думала. Но однажды пришла в Этнографический музей на выставку клуба "Параскева". Все, что я увидела, было так органично, под этим чувствовалась такая глубокая культурная база... Я ощутила источник силы, из которого можно черпать, - и он бездонный! Я поняла, что меня интересует даже не ткань, а процесс ее создания. Дотканевый уровень, уровень нити. Именно здесь художник получает наибольшую власть над формированием объекта.
- Татьяна, вы считаете себя художником, а не этнографом или модельером, но занимаетесь в основном шарфами, поясами да жилетами. Живете в каком-то допотопном мире - ручной ткацкий станок, душегреи, половики... Что дает вам жизнь в прошлом? Зачем вам это нужно: ткать по старинным технологиям, сохранять и возрождать крепко забытые ремесла?
- Существование в единстве с прошлым связано с поиском места личности, с самоопределением. С врожденным свойством женщины осваивать свои возможности. Создание полотнища в культуре вообще осознавалось как создание оболочки для человека, его первого дома. Процессы зачатия, вынашивания и рождения ребенка выражаются, описываются терминами, связанными с текстилем. Плод "завязывается", "обрастает живыми тканями". И рождение ребенка, и рождение текстильного предмета - сфера власти женщины. А под властью мужчины - твердая среда, дерево например. Если первый дом человека - одежда - из текстиля, то второй - деревянный. И любой станок - в том числе ткацкий - мужская сфера. Две стихии - мужская (дерево) и женская (текстиль) - взаимодействуют, и в результате рождается объект - ткань, то есть плоть или полотнище.
Мы действительно очень часто не ведаем происхождения окружающих нас простых вещей. Вот сегодня узнали, что жилет ведет свою историю из тех времен, когда "от жилетки рукава" были отдельной деталью костюма. Узнаем же и о том, что первые занавески - то есть полотнища ткани, которые навешивали на окна в праздники, - вовсе не имели целью украсить жилье или защитить его от солнечного света - отнюдь. А зачем же их вешали? Никогда не догадаетесь! Чтобы в них вместились несчастные духи предков и не беспокоили живущих, хотя бы на время праздника. Собственно, все окружающие нас вещи - суть произведения декоративно-прикладного искусства. Но мы не воспринимаем их так. Они настолько привычны, что не вызывают вопросов. Их эстетика кажется повисшей в воздухе, ибо мы не знаем их происхождения.
- Непрерывающуюся связь между прошлым и будущим поддерживает искусство. Вот, например, совершенно новое направление - этнофутуризм. Не воссоздание, реконструкция объектов прошлого, а новые, неожиданные способы использования традиционных технологий в современных целях. То есть если Татьяна Исаева по сохранившимся остаткам воспроизводит шапочку... бронзового (!) века - это не этнофутуризм. А если она на своем ручном ткацком станке ткет современную одежду, отступая от традиционных цветовых сочетаний, - то это он! Или если она с помощью старинного приспособления - берда - создает настенное панно из трав и растений...
- Испокон веков существовало два обязательных источника существования - растительный и животный. Еще до того как люди занялись скотоводством и обработкой земли, они уже занимались собирательством. Использование трав и растений, произрастающих в нашей местности, - принципиально. Неброские растения, обладающие сдержанной эстетикой, хорошо передают характер северного народа, может быть, иногда недостаточно импульсивного. Перед Троицей на русальной неделе принято было приносить в дом срезанную траву. Считалось, что таким образом можно задобрить и пригласить в дом русалок, обитающих в траве возле рек. Наши предки верили, что в русалок переселяются души умерших девушек.
- А цветы? Не отсюда ли наша традиция приносить в дом срезанные цветы, радоваться им, пока живут, печалиться, когда погибают...
- Не вполне. Рождаемость ведь была огромная. И детская смертность тоже. Считалось, что цветами прорастают, проявляют себя погибшие дети. Отсюда и выражение: "Дети - цветы жизни". Цветы приносят в дом, чтобы общаться с душами детей. Это способ, попытка примирения сознания с тем фактом, что дети, как правило, погибают...
Травы, цветы, плоды, ветви, мхи, вплетенные в декоративные панно, будут жить в доме гораздо дольше, чем срезанные цветы, - целый год. А на следующее лето все начнется сначала. Традиционные формы искусства зависят от природных циклов не менее чем земледелие. И наравне с природой лежат в основе привычных для нас предметов и явлений.
Дарья РЫБАКОВА