Культура
ПОЭТЫ В ГОСТЯХ У ПОЭТА
05 февраля
Николай Дронников (родился в 1930-м), скульптор, художник, книгоиздатель, с 1972 года живет в Париже и занимается там популяризацией русской культуры. Как формулирует это он сам в документальном фильме, снятом французами: "Я занимаюсь историей, очищением лика России, на котором наслоения, как на иконе, - я ее чищу". На вопрос французской журналистки, как к нему относятся в России, он отвечает: "Да кому я там нужен!" Тем не менее в последние годы русская публика видит творчество Дронникова то в Москве, то в провинции. В Петербурге это первая персональная выставка художника.
Все герои выставки соединены множеством связей - кроме самых очевидных (например, Блок и Бродский на букву "б", самые крупные поэты начала и конца прошлого века, Блок был знаком с Ахматовой, а Ахматова с Бродским - портреты Бродского и Ахматовой выставлены в квартире Блока), есть и подспудные. О них рассказал публике куратор выставки Арсен Мирзаев. Так, Дронников и Бродский уехали из России в один и тот же год. Одно из первых публичных выступлений Бродского проходило на концерте, который организовал друг художника. Николай Дронников родился в деревне Будки Тульской области, а Ахматова умерла в Комарово, в своем домике, который называла будкой. Дронников издавал Наталью Гончарову и Михаила Ларионова, их стихи он нашел в архивах - художники оказались еще и поэтами. "Лучше жить в глухой провинции у моря", - писал Бродский, а Блок в Петербурге нашел тихий угол - Коломну - и поселился, по словам Ахматовой, "у морских ворот Невы". Все эти игры с совпадениями и пересечениями судеб не имели бы смысла, если бы не было собственно картин Николая Дронникова, которые самодостаточны и без мистики.
Портреты Бродского висят в отдельном зале. Их много, на всех он один и в то же время неуловимо разный. Художник часто берет крупный план, сосредотачивая внимание на чертах лица или же укрупняя, например, руки с сигаретой. Надо отметить, что Дронников принципиально против позирования, он всегда рисует людей только за работой: то есть музыканта - играющим, поэта - читающим стихи. И вся масса рисунков предстает перед нами будто бы кадрами из неснятого фильма, можно пытаться проследить движение поэта, пусть и точечно: 1978 год, 1984-й, 1990-й - три приезда в Париж, три года, соединенные пространством города. Из петербургской квартиры привезли на выставку и письменный стол поэта. Стол как стол, не в нем тут дело, а в этом напряженном лице, которое смотрит со всех стен. "Я противопоставил двух поэтов, Бродского и Айги, мертвого поэта и живого", - сказал Николай Дронников на открытии выставки. Но противопоставления, противостояния не происходит. Наоборот, география квартиры поэта из другого времени всех уравнивает перед лицом поэзии.
Надежда ДЕМКИНА
Все герои выставки соединены множеством связей - кроме самых очевидных (например, Блок и Бродский на букву "б", самые крупные поэты начала и конца прошлого века, Блок был знаком с Ахматовой, а Ахматова с Бродским - портреты Бродского и Ахматовой выставлены в квартире Блока), есть и подспудные. О них рассказал публике куратор выставки Арсен Мирзаев. Так, Дронников и Бродский уехали из России в один и тот же год. Одно из первых публичных выступлений Бродского проходило на концерте, который организовал друг художника. Николай Дронников родился в деревне Будки Тульской области, а Ахматова умерла в Комарово, в своем домике, который называла будкой. Дронников издавал Наталью Гончарову и Михаила Ларионова, их стихи он нашел в архивах - художники оказались еще и поэтами. "Лучше жить в глухой провинции у моря", - писал Бродский, а Блок в Петербурге нашел тихий угол - Коломну - и поселился, по словам Ахматовой, "у морских ворот Невы". Все эти игры с совпадениями и пересечениями судеб не имели бы смысла, если бы не было собственно картин Николая Дронникова, которые самодостаточны и без мистики.
Портреты Бродского висят в отдельном зале. Их много, на всех он один и в то же время неуловимо разный. Художник часто берет крупный план, сосредотачивая внимание на чертах лица или же укрупняя, например, руки с сигаретой. Надо отметить, что Дронников принципиально против позирования, он всегда рисует людей только за работой: то есть музыканта - играющим, поэта - читающим стихи. И вся масса рисунков предстает перед нами будто бы кадрами из неснятого фильма, можно пытаться проследить движение поэта, пусть и точечно: 1978 год, 1984-й, 1990-й - три приезда в Париж, три года, соединенные пространством города. Из петербургской квартиры привезли на выставку и письменный стол поэта. Стол как стол, не в нем тут дело, а в этом напряженном лице, которое смотрит со всех стен. "Я противопоставил двух поэтов, Бродского и Айги, мертвого поэта и живого", - сказал Николай Дронников на открытии выставки. Но противопоставления, противостояния не происходит. Наоборот, география квартиры поэта из другого времени всех уравнивает перед лицом поэзии.
Надежда ДЕМКИНА