Спорт

В "СПАРТАК" ТРАНЗИТОМ ЧЕРЕЗ "ЗЕНИТ"

05 февраля
А ведь три года назад воспитанник краснодарского футбола был едва ли не самым дорогим (во всех смыслах этого слова) приобретением питерского "Зенита".
А что, впрочем, тут удивительного, "Зенит" не проявил особой заинтересованности в возвращении талантливого полузащитника на берега Невы, а "красно-белые", учитывая связи нынешнего руководства "народной команды" с Ростовом-на-Дону, просто вовремя "подсуетились". И все же исторически так сложилось, что любой, пусть даже транзитный переход футболиста по маршруту Петербург (Ленинград) - Москва, особенно в "Спартак", воспринимался болельщиками горячо и неоднозначно. Достаточно вспомнить их бурную реакцию на сообщения об интересе "народной команды" к Андрею Аршавину.
За шесть с лишним десятков лет выступлений "Зенита" и "Спартака" в элите отечественного футбола таких игроков соберется только 11 (то есть всего одна команда).
Пожалуй, самими громкими перемещениями по направлению Удельная - Тарасовка можно назвать два случая. После бронзового сезона 1980 года "Зенит" решил покинуть один из наиболее перспективных футболистов Сергей Швецов. 20-летний форвард не был коренным ленинградцем, он начинал свой путь в Грузии, но, едва появившись в северной столице, сразу стал своим.
Естественно, когда Швецов решил променять "Зенит" на "Спартак", болельщики восприняли это в штыки, сочинив обидную для него кричалку. Не без помощи отцов города строптивому игроку устроили публичную порку. Одна из ведущих питерских газет вышла с гневным фельетоном. Потом было показательное, в духе тех лет, собрание команды... Одним словом, исключили Швецова из рядов ВЛКСМ, а он спокойно отправился повышать свое мастерство в команду Константина Бескова, стоявшего тогда у руля сборной страны.
К сожалению, карьера у Швецова не сложилась. Через несколько лет он покинул "Спартак", а уж в нашем городе и подавно был забыт.
Другой переход состоялся через десять лет. Символично, что в центре событий вновь оказался талантливый 20-летний форвард Дмитрий Радченко. Правда, комсомольского билета будущего "испанца" не лишали, да и "Зенит", прозябающий в подвале союзной первой лиги, не мог конкурировать со "Спартаком". И вообще, в тот период "морально-этические нормы советского спортсмена" приказали долго жить, а новые контрактные отношения еще не вступили в силу.
После многообещающего дебюта в составе "красно-белых" (два мяча на "Сантьяго Бернабеу" в ворота "Реала" в четвертьфинале Кубка чемпионов) Радченко в конце 1991 года получил тяжелейшую травму и до конца не смог раскрыть свой потенциал в команде Романцева. Летом 1993-го руководство "Спартака" выгодно продало нападающего в скромный испанский "Расинг" из Сантандера.
Первым же "перебежчиком" в стан непримиримого соперника стал автор победного гола в финале Кубка СССР 1944 Сергей Сальников. Впрочем, "перебежчиком" прославленного отечественного футболиста, олимпийского чемпиона Мельбурна называть неправомерно. Дело в том, что совсем юного Сальникова, коренного спартаковца, судьба в военные годы занесла в наш город, и после сезона 1945 года он возвратился в "альма-матер". Любопытно, что еще один автор гола в том историческом финале - Борис Чучелов - также пробовал свои силы в "Спартаке". Его "списали" из "Зенита" по возрасту, но 33-летний инсайд в 1947-м неплохо отыграл за "красно-белых", а затем еще несколько лет радовал поклонников ленинградского "Динамо". 36-летний Чучелов пережил вторую молодость: забив 23 мяча в 1950-м, он установил рекорд результативности за сезон для старейшего клуба нашего города.
Один из лучших в истории "Зенита" защитников Владимир Мещеряков, начинавший играть в Подмосковье, попытав счастья в московском "Торпедо" и донецком "Шахтере", в 1966 году оказался в "Спартаке", но в нем не прижился. Сын испанских эмигрантов Немесио (товарищи его звали Мишей) Посуэло блистал в "Торпедо" в начале 1960-х, затем по одному сезону провел в "Зените" и "Спартаке". Его карьеру оборвала пожизненная дисквалификация (столь суровое наказание последовало за пренебрежение режимом). Один из самых ярких представителей советской вратарской школы - воспитанник грузинского футбола Анзор Кавазашвили - лишь один сезон в 1960-м защищал зенитовские ворота, известности достиг в "Торпедо", а в 1969-м оказался в "Спартаке". Своей новой команде помог стать чемпионом страны, а через год отправился на чемпионат мира в Мексику в роли основного вратаря.
Мало кто знает, что и уроженец Орехово-Зуево, будущий кумир лениградской публики Михаил Бирюков, в 1978 году выступал за спартаковский дубль и горел желанием потеснить в "рамке" Рината Дасаева. К счастью для города на Неве, Константин Бесков сделал свой выбор не в пользу Бирюкова.
Имена Валерия Попелнухи, Сергея Зори и Игоря Козлова, защищавших в свое время цвета обоих клубов, но не оставивших заметного следа в их истории, вспомнят разве что дотошные любители футбольной статистики.
А вот Сергей Дмитриев и Василий Кульков оказались в центре довольно загадочных трансферов 1997 года. По своей манере игры Дмитриев был скорее антиподом спартаковского стиля. Однако это не помешало форварду, приглашенному в "Спартак" из "Тюмени", где он оказался после выдворения из "Зенита" Анатолием Бышовцем, завоевать золотую медаль чемпиона России. Техничный, неторопливый Василий Кульков - типичный спартаковец - последовал летом же 1997-го в обратном направлении: от Романцева к Бышовцу и, надо сказать, в зенитовской игре обедни не испортил.
Все это уже история. Сегодня же Максиму Деменко, сменившему за свою карьеру несколько клубов, предстоит доказывать руководителям "Зенита", что они зря отказались от борьбы за него.
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно