Культура
"ВРЕМЕНА ГОДА" С СЕВЕРНЫМ АКЦЕНТОМ
05 февраля
- Времена года - широкое понятие и в жизни, и в музыке, которое подразумевает, с одной стороны, разнообразие впечатлений, тем и образов, с другой - вечное обновление и бесконечное течение времени. Мы пытаемся найти невидимые нити, которые соединяют культуры разных эпох и разных стран, дают возможность почувствовать те прекрасные мгновения, которые дарит музыка.
Название оркестра, продиктованное Вивальди, несомненно, и натолкнуло на идею сыграть "Времена года" всех композиторов и эпох, которые когда-либо были созданы и написаны, естественно с переложением их для состава камерного оркестра. Идея смелая, потому что настоящих, исконно именованных "Времен года", тем более написанных для камерного оркестра, надо думать, во всей мировой музыкальной литературе не так уж и много. Однако произведений, которые тематически связаны с этими символами - осень, зима, весна, лето, - вполне достаточно для серьезного, полноценного и интересного фестиваля.
Фестивальная "Зима", которая, как задумано, постоянно будет проводиться в Петербурге, представлена произведениями композиторов стран Северной Европы, что тоже весьма любопытно, - оценить выраженную музыкой "созвучность" культур, темпераментов, характеров, мировсприятия. Но что особенно ценно, программа фестиваля включила в себя много музыкальных премьер.
Фестиваль открывается 5 февраля концертом в Малом зале Филармонии. Как бы подтверждая основную идею, в первом отделении прозвучат "Времена года" А. Глазунова, В. Гаврилина и молодого московского композитора М. Броннера. В концерте примут участие солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Галина Сидоренко, несомненно яркая и талантливая певица, и скрипач Виктор Кулешов, чье виртуозное мастерство хорошо известно петербуржцам. Второе отделение целиком посвящено музыке шведских композиторов, причем произведения, которые будут исполнены, выбраны, следуя фестивальной концепции (обновление и бесконечность времени): Джон Роман - композитор XVIII века, Даг Вирен - второй половины ХХ века и наш современник Ян Мортенсон. Последнего композитора хотелось бы выделить особо в том смысле, что его Sonore для гитары и камерного оркестра в Петербурге будет исполнена впервые, и с совершенно великолепным солистом Магнусом Андерсоном, который любим у себя на родине, с большим успехом гастролирует и хорошо известен в мире, но в Петербурге выступит впервые.
Второй день фестиваля, 6 февраля, в Малом зале Филармонии представит музыку Дании и Эстонии. В этом концерте с камерным оркестром "Времена года" выступят солисты: скрипачи Виктор Кулешов и Александра Савина и Станислав Соловьев (фортепиано), имена которых хорошо известны петербуржцам и обещают встречу с высоким искусством. И сразу же хотелось бы выделить произведение эстонского композитора А. Пярта Tabula Rasa, концерт для двух скрипок, рояля и камерного оркестра. В России этот концерт так редко исполняется, что у оркестрантов были проблемы с нотами, их долго не могли найти ни в Москве, ни в Петербурге, так что, можно предположить, что для многих эта музыка прозвучит впервые. Хоть это и не премьера, но концерт редко звучащий. И незаслуженно! Потому что в мире это произведение достаточно часто исполняемое и хорошо известное.
Заключительный концерт международного фестиваля "Времена года" состоится 8 февраля в Большом зале Филармонии и представит музыку всех входящих в "географическую составляющую" фестиваля стран - композиторов России, Швеции, Дании и Эстонии. За исключением концерта для фортепиано с оркестром, оп. 35, Д. Шостаковича, все это музыкальные премьеры, что можно считать интересным завершением фестиваля. Кроме того, следует отметить, что с оркестром выступят популярные в Европе, но малоизвестные в Петербурге солисты: из Дании Элизабет Вестенгольц (фортепиано), швед Йорган Петерсон (саксофон), эстонский гитарист Тийт Петерсон. "Российскую часть" этого музыкального проекта представляет Антон Дресслер (кларнет).
Можно утверждать, что идея международного музыкального фестиваля "Времена года" открыла возможность своеобразного музыкального всемирного общения. Даже фестивальная афиша показывает, что камерный оркестр "Времена года" пригласил в свою программу хорошо известных на Западе музыкантов, встреча с которыми для петербуржцев вне рамок фестиваля могла бы состояться не скоро (или не состояться вообще). В этом уникальность и главная "изюминка" предстоящих концертов.
Ольга ЛЕБЕДЕВА
Название оркестра, продиктованное Вивальди, несомненно, и натолкнуло на идею сыграть "Времена года" всех композиторов и эпох, которые когда-либо были созданы и написаны, естественно с переложением их для состава камерного оркестра. Идея смелая, потому что настоящих, исконно именованных "Времен года", тем более написанных для камерного оркестра, надо думать, во всей мировой музыкальной литературе не так уж и много. Однако произведений, которые тематически связаны с этими символами - осень, зима, весна, лето, - вполне достаточно для серьезного, полноценного и интересного фестиваля.
Фестивальная "Зима", которая, как задумано, постоянно будет проводиться в Петербурге, представлена произведениями композиторов стран Северной Европы, что тоже весьма любопытно, - оценить выраженную музыкой "созвучность" культур, темпераментов, характеров, мировсприятия. Но что особенно ценно, программа фестиваля включила в себя много музыкальных премьер.
Фестиваль открывается 5 февраля концертом в Малом зале Филармонии. Как бы подтверждая основную идею, в первом отделении прозвучат "Времена года" А. Глазунова, В. Гаврилина и молодого московского композитора М. Броннера. В концерте примут участие солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Галина Сидоренко, несомненно яркая и талантливая певица, и скрипач Виктор Кулешов, чье виртуозное мастерство хорошо известно петербуржцам. Второе отделение целиком посвящено музыке шведских композиторов, причем произведения, которые будут исполнены, выбраны, следуя фестивальной концепции (обновление и бесконечность времени): Джон Роман - композитор XVIII века, Даг Вирен - второй половины ХХ века и наш современник Ян Мортенсон. Последнего композитора хотелось бы выделить особо в том смысле, что его Sonore для гитары и камерного оркестра в Петербурге будет исполнена впервые, и с совершенно великолепным солистом Магнусом Андерсоном, который любим у себя на родине, с большим успехом гастролирует и хорошо известен в мире, но в Петербурге выступит впервые.
Второй день фестиваля, 6 февраля, в Малом зале Филармонии представит музыку Дании и Эстонии. В этом концерте с камерным оркестром "Времена года" выступят солисты: скрипачи Виктор Кулешов и Александра Савина и Станислав Соловьев (фортепиано), имена которых хорошо известны петербуржцам и обещают встречу с высоким искусством. И сразу же хотелось бы выделить произведение эстонского композитора А. Пярта Tabula Rasa, концерт для двух скрипок, рояля и камерного оркестра. В России этот концерт так редко исполняется, что у оркестрантов были проблемы с нотами, их долго не могли найти ни в Москве, ни в Петербурге, так что, можно предположить, что для многих эта музыка прозвучит впервые. Хоть это и не премьера, но концерт редко звучащий. И незаслуженно! Потому что в мире это произведение достаточно часто исполняемое и хорошо известное.
Заключительный концерт международного фестиваля "Времена года" состоится 8 февраля в Большом зале Филармонии и представит музыку всех входящих в "географическую составляющую" фестиваля стран - композиторов России, Швеции, Дании и Эстонии. За исключением концерта для фортепиано с оркестром, оп. 35, Д. Шостаковича, все это музыкальные премьеры, что можно считать интересным завершением фестиваля. Кроме того, следует отметить, что с оркестром выступят популярные в Европе, но малоизвестные в Петербурге солисты: из Дании Элизабет Вестенгольц (фортепиано), швед Йорган Петерсон (саксофон), эстонский гитарист Тийт Петерсон. "Российскую часть" этого музыкального проекта представляет Антон Дресслер (кларнет).
Можно утверждать, что идея международного музыкального фестиваля "Времена года" открыла возможность своеобразного музыкального всемирного общения. Даже фестивальная афиша показывает, что камерный оркестр "Времена года" пригласил в свою программу хорошо известных на Западе музыкантов, встреча с которыми для петербуржцев вне рамок фестиваля могла бы состояться не скоро (или не состояться вообще). В этом уникальность и главная "изюминка" предстоящих концертов.
Ольга ЛЕБЕДЕВА