Общество
НАЗАД В БУДУЩЕЕ ДОРОГОЙ ЦАРЕЙ
06 февраля
О прошлом протяженного участка побережья Финского залива, пролегающего между Петербургом и Петродворцом, сегодня лучше не вспоминать. Просто не о чем - от прошлого, в основной своей массе, остались развалины. Остатки знаменитого "фамильного пути" Романовых, по которому члены царской семьи и их высокородные приближенные совершали загородные вояжи, навевают тоску. Представление о былом великолепии единого ансамбля, тянувшегося вдоль главного Петергофского шоссе (A-121), дают масштабы запустения - практически каждый километр здесь отмечают руины.
Эти стены некогда составляли опору империи - девять с лишним десятков дворянских дач, фамилии владельцев которых сами по себе звучали как придворный титул. Нарышкины, Воронцовы, Вяземские, Чичерины, Трубецкие. Парки, фруктовые сады, каналы - церкви и часовни, конюшни, санатории, пансионаты, водолечебницы, миниатюрные постоялые дворы и крохотные, стилизованные под антику павильончики. Строгая европейская красота в ее запредельном, российском понимании - размах классики в размахе природы. Отчасти миф, но какой - золотой берег Финского залива, по которому прошелся тяжеленный каток советской власти.
Вот то, что мы потеряли... Потеряли ли?
История глобальных инвестиционных прожектов в Петербурге напоминает красивую сказку с некрасивым концом, главный герой которой побеждает Кащея, завоевывает расположение принцессы, но живет с ней совсем недолго и не совсем счастливо.
И даже совсем несчастливо. В разное время на инвестиционной карте северной столицы появлялось множество громадных пятен и на квадратный сантиметр каждого приходилось пять квадратных метров целостной, грамотной, продуманной со всех точек зрения, безупречной концепции. Казалось, что стоит только свернуть пакет тендерной документации в трубочку, взмахнуть ею посильнее - и ветер экономического волшебства выдует на невские просторы горы чудес. На высоком фундаменте налогооблагаемой базы вырастут километры внебюджетных стен: низкие питерские небеса подопрут небоскребы морских фасадов, балтийские воды расступятся под тяжестью насыпных островов, которые зацепятся за город навесными лентами сверхскоростных трасс, - берега расцветят огни торгово-досуговых комплексов, и будет их тысяча и один гектар.
Над инвестиционной поляной Петербурга нависали туманы нездешних миражей, но росли здесь только меленькие сыроежки. Максимум - дождевики. Все великое будущее умещается в периметр достраиваемой Сенной - весь остальной стратегический замысел, как правило, замыкается на одном благоустроенном за государственный счет дворе, который подталкивает частный капитал на благие дела - озеленение двух клумб и ремонт трех с половиной парадных.
Нет, и оно, конечно, здорово - пусть тихо, но едем. В то же время обидно - глобальный подход, по разным обстоятельствам, в Питере до настоящего времени не проходил. Что явно неправильно - опыт западных соседей подсказывает, что комплексное и целевое развитие территорий имеет несравнимо больший экономический эффект, чем инвестиционное "иглоукалывание". При должной проработке проекта, разумеется, - можно заглядываться на манящие перспективы и споткнуться о первую попавшуюся кочку. А можно смотреть вперед и, хоть иногда, под ноги - так, глядишь, и до цели дойдешь.
Главное - выбрать нужную дорогу. Например - Царскую.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НИЖНЕЙ
В принципе, каждый стоящий проект начинается с мифа - само провидение помогает разработчикам, когда основу этого мифа составляет историческая данность. Как в случае с нашим побережьем - несчастливый конец этой красивой сказки можно переписать. Так, чтобы у этой долгой и грустной истории появилось устраивающее современность продолжение. Вторая жизнь старой дороги - имперская традиция в новом качестве. Прежде всего - качестве экономическом.
В мае прошлого года питерское правительство одобрило "Проект планировки территории инвестиций "Нижняя дорога". Документ придавал конкретные очертания масштабному замыслу, возникшему еще в середине 90-х и предусматривающему комплексное преобразование района - организацию культурно-досуговой зоны с мощной инфраструктурой. Создание разветвленной сети туристско-рекреационных объектов, частью повторяющих, а частью дополняющих исторически сложившийся ландшафт. Общим числом 18.
Яхт-клуб "Императорская гавань", выставочный зал "Маяк Ринелла", Немецкая, Русская, Голландская и Рыбацкая деревни, Конно-туристический комплекс, Конюшенный корпус, гольф-клуб, торгово-общественный центр, кабачок "Мартышка", пансионат "Ферма Крейт", кемпинг с открытой автостоянкой, развлекательный центр, детский парк, гидропарк. Плюс Шуваловская церковь и государственный комплекс "Дворец Конгрессов" в Стрельне - вот полный проектный перечень, ориентировочный срок реализации которого составляет 15 лет. А главная цель - радикальное оздоровление местного экономического климата и многократное повышение туристической привлекательности региона в целом. За счет повышения привлекательности инвестиционной - создавать Новую Нижнюю предполагается на привлеченные средства. При мощном бюджетном толчке, который, слава Богу, уже имеется.
ДЛИННЫЙ ПРОЕКТ
По словам главы ТУ Петродворцового района Валентина Шевченко, на федералов с их Стрельной в местной администрации просто-напросто молятся - комплексное благоустройство территории вокруг Константиновского дворца и есть тот главный стимул, который должен привлечь (и уже привлекает) капитал к проекту возрождения Нижней. Если в 2001 году в инвестиционный отдел Управления было подано всего 4 заявки, то в настоящий момент в работе уже 130. Свято место пусто не бывает - перспективы соседства с высшим руководством нашей (и не только) страны притягивают бизнес как магнит. Близость власти означает порядок - достаточно раз съездить в сегодняшнюю Стрельну, чтобы представить масштабы этого порядка. Имеются, конечно, и отдельные минусы, но в целом новый Константиновский для района и города является одним громадным плюсом. Правительственная зона не будет иметь закрытого статуса, и - это главное - фактически возрождается один из самых величественных питерских дворцовых ансамблей. У бывшей резиденции "КаЭр" начинается новая жизнь, которая, вне всякого сомнения, привлечет массы туристов.
Где массы, там и деньги. Деньги "длинные": по словам Шевченко, срок окупаемости проектов Нижней довольно велик. Поэтому рассчитан комплекс на людей, принадлежащих к среднему классу. Общее число гостиничных мест - порядка 1500 - распределяется между десятком небольших отелей в 3-4 звезды. Небольшую долю составляют номера элитного класса. Конечная цель развития гостиничной инфраструктуры - стимуляция многодневного туризма. Если сегодня выезд в Петергоф занимает у обеспеченного клиента, как правило, один день (жить в нормальных условиях в Петродворце и окрестностях по большому счету просто негде), то в будущем кемпинги, мотели и гостиницы Царской дороги составят основу для более длительного пребывания гостей. И, как следствие, более интенсивного потребления. Под которое создается мощная досугово-торговая база - побережье будет "укомплектовано" всем необходимым для полноценного отдыха. И не только отдыха - план рекультивации предусматривает создание санаторных комплексов. В процессе первичного освоения территории было в прибрежной территории обнаружено несколько заброшенных скважин - до революции над ними располагались водолечебницы. Кто сказал, что петербуржцы не будут выезжать "на воды" и сегодня? Еще одна необычная, но вполне реальная перспектива - устройство благоустроенной иппозоны на базе старого Конюшенного корпуса. Не дикий "лошадиный" аттракцион, а цивилизованные катания на здоровых, благородных животных - забава а-ля Галантный век.
А вообще виды на Царскую у районной администрации грандиозные - Шевченко называет дорогу "золотым берегом Петербурга". Глава администрации убежден, что успеху проекта будет способствовать ряд благоприятных обстоятельств, главное из которых - исторически сложившийся ландшафт с выраженными культурно-рекреационными функциями. Все, что требуется, - облагородить его нынешний облик. Что необходимо для этого?
Глава администрации убежден, что надо просто начать.
ЗА ПОВОРОТОМ
И начало это уже положено - в настоящий момент активно отстраивается первый многофункциональный досуговый комплекс Русская деревня. В районе бывшей усадьбы Шуваловка, на верхней террасе побережья вырастает деревянное диво - избы и избушки, терема и палаты - миниатюрные домики и высоченные многоэтажные громады. Все из дерева - гостиницы, рестораны, кафе и даже клубы. Русская экзотика в ее чистом виде, но с современным уровнем обслуживания - мед для жадного до впечатлений иностранного туриста. И не только иностранного. И не только туриста - нормального горожанина, выезжающего за город отдохнуть. Срок сдачи - май 2003 года. В ближайшее время начнется реализация еще одного проекта "царской" серии - пансионата "Ферма Крейт". В рассмотрении несколько других инвестиционных заявок.
Процесс, что называется, пошел. Утраченное воссоздается для будущего - старая Царская дорога уводит в завтра, и с нее, похоже, уже не свернуть.
Андрей МИЛКИН
Эти стены некогда составляли опору империи - девять с лишним десятков дворянских дач, фамилии владельцев которых сами по себе звучали как придворный титул. Нарышкины, Воронцовы, Вяземские, Чичерины, Трубецкие. Парки, фруктовые сады, каналы - церкви и часовни, конюшни, санатории, пансионаты, водолечебницы, миниатюрные постоялые дворы и крохотные, стилизованные под антику павильончики. Строгая европейская красота в ее запредельном, российском понимании - размах классики в размахе природы. Отчасти миф, но какой - золотой берег Финского залива, по которому прошелся тяжеленный каток советской власти.
Вот то, что мы потеряли... Потеряли ли?
История глобальных инвестиционных прожектов в Петербурге напоминает красивую сказку с некрасивым концом, главный герой которой побеждает Кащея, завоевывает расположение принцессы, но живет с ней совсем недолго и не совсем счастливо.
И даже совсем несчастливо. В разное время на инвестиционной карте северной столицы появлялось множество громадных пятен и на квадратный сантиметр каждого приходилось пять квадратных метров целостной, грамотной, продуманной со всех точек зрения, безупречной концепции. Казалось, что стоит только свернуть пакет тендерной документации в трубочку, взмахнуть ею посильнее - и ветер экономического волшебства выдует на невские просторы горы чудес. На высоком фундаменте налогооблагаемой базы вырастут километры внебюджетных стен: низкие питерские небеса подопрут небоскребы морских фасадов, балтийские воды расступятся под тяжестью насыпных островов, которые зацепятся за город навесными лентами сверхскоростных трасс, - берега расцветят огни торгово-досуговых комплексов, и будет их тысяча и один гектар.
Над инвестиционной поляной Петербурга нависали туманы нездешних миражей, но росли здесь только меленькие сыроежки. Максимум - дождевики. Все великое будущее умещается в периметр достраиваемой Сенной - весь остальной стратегический замысел, как правило, замыкается на одном благоустроенном за государственный счет дворе, который подталкивает частный капитал на благие дела - озеленение двух клумб и ремонт трех с половиной парадных.
Нет, и оно, конечно, здорово - пусть тихо, но едем. В то же время обидно - глобальный подход, по разным обстоятельствам, в Питере до настоящего времени не проходил. Что явно неправильно - опыт западных соседей подсказывает, что комплексное и целевое развитие территорий имеет несравнимо больший экономический эффект, чем инвестиционное "иглоукалывание". При должной проработке проекта, разумеется, - можно заглядываться на манящие перспективы и споткнуться о первую попавшуюся кочку. А можно смотреть вперед и, хоть иногда, под ноги - так, глядишь, и до цели дойдешь.
Главное - выбрать нужную дорогу. Например - Царскую.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НИЖНЕЙ
В принципе, каждый стоящий проект начинается с мифа - само провидение помогает разработчикам, когда основу этого мифа составляет историческая данность. Как в случае с нашим побережьем - несчастливый конец этой красивой сказки можно переписать. Так, чтобы у этой долгой и грустной истории появилось устраивающее современность продолжение. Вторая жизнь старой дороги - имперская традиция в новом качестве. Прежде всего - качестве экономическом.
В мае прошлого года питерское правительство одобрило "Проект планировки территории инвестиций "Нижняя дорога". Документ придавал конкретные очертания масштабному замыслу, возникшему еще в середине 90-х и предусматривающему комплексное преобразование района - организацию культурно-досуговой зоны с мощной инфраструктурой. Создание разветвленной сети туристско-рекреационных объектов, частью повторяющих, а частью дополняющих исторически сложившийся ландшафт. Общим числом 18.
Яхт-клуб "Императорская гавань", выставочный зал "Маяк Ринелла", Немецкая, Русская, Голландская и Рыбацкая деревни, Конно-туристический комплекс, Конюшенный корпус, гольф-клуб, торгово-общественный центр, кабачок "Мартышка", пансионат "Ферма Крейт", кемпинг с открытой автостоянкой, развлекательный центр, детский парк, гидропарк. Плюс Шуваловская церковь и государственный комплекс "Дворец Конгрессов" в Стрельне - вот полный проектный перечень, ориентировочный срок реализации которого составляет 15 лет. А главная цель - радикальное оздоровление местного экономического климата и многократное повышение туристической привлекательности региона в целом. За счет повышения привлекательности инвестиционной - создавать Новую Нижнюю предполагается на привлеченные средства. При мощном бюджетном толчке, который, слава Богу, уже имеется.
ДЛИННЫЙ ПРОЕКТ
По словам главы ТУ Петродворцового района Валентина Шевченко, на федералов с их Стрельной в местной администрации просто-напросто молятся - комплексное благоустройство территории вокруг Константиновского дворца и есть тот главный стимул, который должен привлечь (и уже привлекает) капитал к проекту возрождения Нижней. Если в 2001 году в инвестиционный отдел Управления было подано всего 4 заявки, то в настоящий момент в работе уже 130. Свято место пусто не бывает - перспективы соседства с высшим руководством нашей (и не только) страны притягивают бизнес как магнит. Близость власти означает порядок - достаточно раз съездить в сегодняшнюю Стрельну, чтобы представить масштабы этого порядка. Имеются, конечно, и отдельные минусы, но в целом новый Константиновский для района и города является одним громадным плюсом. Правительственная зона не будет иметь закрытого статуса, и - это главное - фактически возрождается один из самых величественных питерских дворцовых ансамблей. У бывшей резиденции "КаЭр" начинается новая жизнь, которая, вне всякого сомнения, привлечет массы туристов.
Где массы, там и деньги. Деньги "длинные": по словам Шевченко, срок окупаемости проектов Нижней довольно велик. Поэтому рассчитан комплекс на людей, принадлежащих к среднему классу. Общее число гостиничных мест - порядка 1500 - распределяется между десятком небольших отелей в 3-4 звезды. Небольшую долю составляют номера элитного класса. Конечная цель развития гостиничной инфраструктуры - стимуляция многодневного туризма. Если сегодня выезд в Петергоф занимает у обеспеченного клиента, как правило, один день (жить в нормальных условиях в Петродворце и окрестностях по большому счету просто негде), то в будущем кемпинги, мотели и гостиницы Царской дороги составят основу для более длительного пребывания гостей. И, как следствие, более интенсивного потребления. Под которое создается мощная досугово-торговая база - побережье будет "укомплектовано" всем необходимым для полноценного отдыха. И не только отдыха - план рекультивации предусматривает создание санаторных комплексов. В процессе первичного освоения территории было в прибрежной территории обнаружено несколько заброшенных скважин - до революции над ними располагались водолечебницы. Кто сказал, что петербуржцы не будут выезжать "на воды" и сегодня? Еще одна необычная, но вполне реальная перспектива - устройство благоустроенной иппозоны на базе старого Конюшенного корпуса. Не дикий "лошадиный" аттракцион, а цивилизованные катания на здоровых, благородных животных - забава а-ля Галантный век.
А вообще виды на Царскую у районной администрации грандиозные - Шевченко называет дорогу "золотым берегом Петербурга". Глава администрации убежден, что успеху проекта будет способствовать ряд благоприятных обстоятельств, главное из которых - исторически сложившийся ландшафт с выраженными культурно-рекреационными функциями. Все, что требуется, - облагородить его нынешний облик. Что необходимо для этого?
Глава администрации убежден, что надо просто начать.
ЗА ПОВОРОТОМ
И начало это уже положено - в настоящий момент активно отстраивается первый многофункциональный досуговый комплекс Русская деревня. В районе бывшей усадьбы Шуваловка, на верхней террасе побережья вырастает деревянное диво - избы и избушки, терема и палаты - миниатюрные домики и высоченные многоэтажные громады. Все из дерева - гостиницы, рестораны, кафе и даже клубы. Русская экзотика в ее чистом виде, но с современным уровнем обслуживания - мед для жадного до впечатлений иностранного туриста. И не только иностранного. И не только туриста - нормального горожанина, выезжающего за город отдохнуть. Срок сдачи - май 2003 года. В ближайшее время начнется реализация еще одного проекта "царской" серии - пансионата "Ферма Крейт". В рассмотрении несколько других инвестиционных заявок.
Процесс, что называется, пошел. Утраченное воссоздается для будущего - старая Царская дорога уводит в завтра, и с нее, похоже, уже не свернуть.
Андрей МИЛКИН