Общество

ИЗ МОДЫ ВЫХОДЯТ, А СТИЛЬ ОСТАЕТСЯ

07 февраля
Мы сидели в стильном тихом месте, вполне подходящем для интервью с человеком известным. Пахло парфюмом, где-то у камина гудел водопадом мобильник - звуки природы в качестве позывных сегодня особенно в моде. Из-за соседнего столика показалась весьма стройная дамская ножка в высоком шнурованном ботинке... Вздрогнула от сквозняка невесомая лама на воротнике пальто... Мой первый вопрос, наверное, должен был быть таким: "Судя по всему, на модном Олимпе все в порядке? Мода все еще диктует, тенденции по-прежнему спорят?" Но вместо этого как-то нечаянно сорвалось:
- А вдруг ее вообще не существует? Вот вас, например, чаще называют "королем авангарда", художником по костюмам и очень редко - модельером.
- Наверное, это закономерно. В последнее время я очень много работаю для театра, и хотя по первому образованию - модельер, промышленных линий одежды не создаю. Что же касается моды... Я бы не сказал, что сейчас вообще кто-то ее создает. Мне кажется, что в истории моды было уже практически все и изобрести что-то новое достаточно сложно. Если хотите, сегодня она переживает некий кризис: использованы все или практически все силуэты. За последние десятилетия разрушены все модные каноны. Мода больше не диктует, приглядитесь - и вы не найдете каких-то ярко выраженных поклонений.
- Но ведь в тех же самых журналах постоянно что-то рекламируют...
- Действительно, в последнее время для многих мода стала предприятием чисто коммерческим. Хотя, как профессионал, я бы, например, не рискнул утверждать, что будет актуально в следующем сезоне. Такое уж она вечно молодое и легкомысленное существо. Кто знает, в какую сторону ее понесет завтра. Вот, кстати, многие считают, что будущее за технологиями, то есть за одеждой, которая не столько согреет и украсит, сколько окажет благотворное влияние на здоровье.
- А как считаете вы?
- Возможно, это и так. Ходят слухи, что Майкл Джексон что-то подобное себе уже купил. Хотя для меня мода - это вовсе не то, что носят эстрадные звезды или обеспеченные девушки. Один мой коллега недавно очень хорошо сказал: в жизни гораздо важнее стиль. Стиль остается, а из моды выходят. Стиль - это то, что человеку идет. Быть стильным сегодня может каждый. Было бы желание, немного фантазии и вкуса.
- Но ведь существуют какие-то столпы элегантности, и они требуют финансовых затрат...
- (с ухмылкой) Уж не маленькое ли черное платье в гардеробе каждой женщины?
- Ну хотя бы...
- Не в обиду будет сказано, но универсальный рецепт элегантности не более чем вредный стереотип и фантазия журналистов. Я всегда говорил, что вещь должна дождаться своего хозяина, а мы очень разные. Порой посмотришь: даже на идеальной фигуре маленькое черное платье может быть чужим, как будто "приклеенным". А какая-нибудь вещица из уцененного магазина или из бабушкиного сундука - напротив, выглядеть роскошно. Понимаете, все зависит от того, как ощущать себя в той или иной вещи. К примеру, человек творческий и неординарный может завести в своем гардеробе не одно красное пальто и быть очень стильным, в то время как для другого это совершенно невозможно... С тенденциями все тоже очень относительно: к примеру, повсюду говорят, что актуален черный. Для Лондона или Петербурга - да. Но в южных странах в черном можно просто умереть от жары!
- Вот здесь, наверное, просто необходимо задать вопрос о петербургском стиле...
- О работах модельеров, живущих и работающих в Петербурге, некоторые журналисты частенько пишут: "Ах, это истинно петербургский стиль". Хотя на самом деле это просто очень красивая, абсолютно европейская одежда. Такую же создают и наши коллеги в Москве, к примеру Игорь Чапурин. И те и другие вещи великолепно раскупались бы и в Лондоне, и в Париже, и в Милане. А что такое петербургский стиль: наверное, нечто из области противостояния между Москвой и Петербургом? Мне это не понятно.
- То есть глупо спрашивать, где моды больше, в Петербурге, в Москве или, как считают многие, в Париже, по сравнению с которым мы очень даже "так себе"...
- В Москве больше возможностей. Париж несколько наскучил. А мода - она везде одинакова. Не может быть моды петербургской или московской - она интернациональна, потому что это мода. К примеру, Лондонская неделя моды (которая, кстати сказать, круче парижской) "лондонская" только потому, что она проходит в этом удивительном городе. Что же касается России... Не за горами тот час, когда модным местом станет Москва - сегодня для этого там есть все. Или Петербург, который сам никогда не выйдет из моды, потому что стоит над ней. Поверьте, на земле не так уж много красивых мест. Другое дело, что мы сами совершенно не готовы принимать свои же русские имена. Люди имущие (не все, конечно, но в большинстве) ни за что не будут одеваться у русского дизайнера, потому что это не престижно. Привезут чемодан одежды из Парижа и принесут его модельеру на подгонку. Сложно объяснить русскому человеку, что у нас тоже есть головы и руки.
- Не хватает вкуса понять?
- Дело не во вкусе. Наверное, сегодня русские одеваются лучше, чем во всем мире, потому что весь цивилизованный мир давно уже привык к тому, что одежда - это не предмет роскоши... А мы, что называется, дорвались. Нам так долго не давали носить американские джинсы или костюмы от Шанель, что теперь очень хочется. Но время пройдет - мы насытимся, и тогда можно будет говорить и о самобытности, и о культуре одежды, которой, к сожалению, у большинства пока еще нет. К примеру, на Западе в одежде придерживаются строгих законов: достаточно выйти на шпильках с утра - и будешь выглядеть просто нелепо. У нас же разницу между повседневным костюмом и вечерним платьем ощутили далеко не все. А ведь она колоссальна. Вещь - это не просто тряпка. Это момент перевоплощения, театр, игра, флирт, трюк... Мы переоделись - и вот уже другая пластика, мимика, интонации. От ярких, неординарных, скандальных вещей, если носить их часто и не к месту, быстро устаешь.
- В устах "короля авангарда" звучит по меньшей мере странно.
- Все-таки вспомнили... Этот титул я получил в 1995 году на "Альбо-мода" - I Московском международном фестивале авангардных коллекций. Конечно, было приятно: любой дизайнер стремится к самобытности, а для этого равняться на вкусы населения невозможно. Многие коллекции "от кутюр" выглядят как трюк, скандал, эпатаж... Наверное, это и есть то, что художник хотел сказать миру. Но, с другой стороны, если ты хочешь быть признанным, нужно уметь работать и с другими жанрами, например с классикой, создавать "носильные" вещи, коллекции прет-а-порте.
- Такая перемена настроения как-то связана с вашим новым проектом на телевидении? С осени вы еще и стилист ВГТРК "Санкт-Петербург"...
- Мне это дико интересно. Ведь у меня классическое образование - я модельер и умею делать классическую одежду. Но я и очень творческий человек: вот (как уже говорили) считаюсь "королем авангарда", делаю театральные костюмы, не так давно закончил Театральную академию и являюсь театроведом... А РТР - федеральный канал, где журналистов и ведущих в авангардную одежду не оденешь. То есть совершенно другие условия игры.
Кроме того, существуют законы профессии: при работе на телевидении многое невозможно технически, поэтому и много чего нельзя. Принципиально не используются некоторые цвета, полоска, блестящие фактуры... Учитывать приходится все: студию, свет, цвет волос и глаз ведущего, нюансы передающей техники. И плюс - бороться с массой банальных стереотипов в мире моды. Типа маленького черного платья. Во мне это разжигает азарт. И гордость, когда наконец что-то действительно получается.
- Вы чем-нибудь уже гордитесь?
- Горжусь костюмами, которые сделал для ведущих программ "Погода в доме" и "Спешите видеть". Причем в работе с телеведущими и тележурналистами есть один очень тонкий момент: если человек не готов на эксперименты и его собственный имидж его тяготит, на экране это сразу же станет видно. Видно, кого "одевают", а кто чувствует себя в одежде действительно органично. Без ложной скромности скажу, что Светлана Агапитова, Татьяна Москвина и Дмитрий Циликин выглядят просто замечательно. В планах работа с ведущими новостийных программ. Вообще, хотелось бы для каждого персонально создать гардероб на все случаи жизни - торжественные, праздничные, радостные и печальные.
- Своеобразный авангард в прет-а-порте?
- Можно сказать и так, хотя для меня, как для культуролога, понятие авангарда связано скорее со стилем живописи начала XX века, нежели чем с модой. Ведь авангард - это то, чего нет, что впереди всего. Для меня авангарда в моде абсолютно не существует. Признаться честно, это вообще чисто русское изобретение. Я работаю в том же стиле, что и Гальяно, Жан Поль Готье, Вивьен Вест Вуд, Терри Мюглер... На самом деле в мире моды это называется "прет-а-порте де люкс". Эта приставочка "де люкс" - и есть набор идей, которые могут войти в замечательные коллекции прет-а-порте. Как у Готье: когда на подиум выходят модели, то костюмы кажутся совершенно умопомрачительными, но если разобрать каждый на детали, то получится масса носимых вещей. Красивых, вкусных, неожиданных, остроумных... Не авангардных, а скорее настоящих.
- ?
- Настоящее обычно получается у художника, который не врет.

Владимир БУХИННИК: художник по костюмам, модный дизайнер, стилист
• Автор пятнадцати модных коллекций, костюмов для трех художественных и телевизионных фильмов, шоу "Дьяболо" Вячеслава Полунина, а также для спектаклей Романа Виктюка "Философия в будуаре", "Саломея", "Бульвар Сан-Сет", "Путаны", "Антонио фон Эльба".
• Участник международной выставки "Восток - Запад", неоднократный участник, призер и победитель фестивалей "Таллинские дни моды", "Вильнюсские дни моды", "Ассамблея неукрощенной моды" в Риге.
• Член жюри международного студенческого конкурса моды "Адмиралтейская игла".
• С 1995 года за коллекцию "Бяшка" на "Альбо-мода" титулованный "король авангарда".
• С недавнего времени - стилист ВГТРК "Санкт-Петербург".
• В клиентском списке - Брайан ино, Елена Образцова, Диана Вишнева, Наталья Пивоварова, Артемий Троицкий.
Елена ШАНИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь