Культура
МУЗЫКАЛЬНАЯ "ЗИМА" ПРОШЛА ПОД АПЛОДИСМЕНТЫ
11 февраля
И та смелость, с которой малоизвестный в Петербурге московский камерный оркестр "Времена года" под управлением Владислава Булахова, отказавшись от, казалось бы, оправданного желания сделать ставку на беспроигрышные - известные и пользующиеся популярностью - у публики произведения и звездные имена, включил в фестивальную афишу произведения, почти сплошь малоизвестные у нас, и более того, премьерные - впервые исполняемые в России и Петербурге, оказалась оправданной. Более того, именно здесь был главный успех фестиваля - то, чем он надолго запомнится, потому что эта "неизвестность" подарила несколько нечаянных радостей и даже сенсаций.
Кроме собственно музыки, а исполнялись как классические произведения (в основном редко у нас исполняемые и малознакомые), так и сочинения современные, можно сказать, авангардные. А в результате получилась очень разнообразная и интересная программа, в которой мощно прозвучала не только скандинавская музыка - Швеции, Дании, Норвегии, но неожиданно - эстонская, о которой в последнее время мы мало что знали. В программе фестиваля очень мощно прозвучала "эстонская тема", представленная произведениями композиторов А. Пярта, П. Вяхи, Э.-С. Тююра, Л. Сумера, и хотелось бы отметить эстонского солиста - талантливого гитариста Тийта Петерсона.
Об исполнителях следует говорить особо, потому что здесь нас ждал главный праздник. Нисколько не умаляя достоинств наших солистов (вокалистки Галины Сидоренко, виртуозного скрипача Виктора Кулешова или пианиста Станислава Соловьева), чье мастерство хорошо известно петербуржцам, но именно поэтому "открытием" для нас стали гости, совершенно великолепные гитарист из Швеции Магнус Андерсон и датская пианистка Элизабет Вестенхольц, покорившая публику своим исполнением Д. Шостаковича. Но главной сенсацией стал саксофонист Йорган Петтерссон. Надо было увидеть его выступление, чтобы понять этот феноменальный артистический темперамент, великолепное владение саксофоном и безмерное личное обаяние, которое объясняет, почему современные композиторы пишут сочинения персонально для него.
Итоги этого музыкального проекта, столь же амбициозного, как и трудновыполнимого, комментирует его художественный руководитель Владислав Булахов:
- Не пугала идея столь масштабного фестиваля - четыре раза в год (по временам года) и в разных городах России?
- Идея созревала в течение нескольких лет. Наш репертуарный "портфель" уже достаточно большой - несколько сотен сочинений, потому что мы ежегодно играем 15-25 новых сочинений, обновляем репертуар. И обидно, что произведения, которые удались, тепло приняты, "уходят". А идея фестиваля помогает собрать те вещи, которые хочется повторить. Открытие фестиваля состоялось "Осенью" в Москве. Идея провести "Зиму" в Петербурге понравилась и нашим северным соседям: посольства и консульства Швеции, Норвегии, Дании, Эстонии предложили нам новые сочинения своих композиторов и своих исполнителей. Так появилась петербургская фестивальная программа, неожиданная и для меня, потому что музыка действительно красивая и, к сожалению, у нас неизвестная.
- Это риск. Публика, как правило, консервативна - "пугается" неизвестных имен...
- Это был осознанный шаг. Оркестры должны играть не только ту музыку, которую знают и любят, а искать те репертуарные вещи, которые потеряны или не звучат совершенно неоправданно. Что касается риска или страха: как мы замахнулись на такое? Дело в том, что, когда начинаешь что-то делать, не понимаешь масштабов и последствий, не думаешь об этом. Вот сейчас, когда мы уже сыграли все эти произведения, понимаешь и какой это гигантский объем, и как это было трудно - и артистам, и мне - охватить столь огромный репертуар. Я думаю, что оркестров, которые могли бы быстро охватить подобный репертуар и так сыграть, мало. Думаю, даже никто не рискнет. К сожалению, традиции довлеют. Традиции рушить не надо. Хорошая музыка должна звучать, но публику надо вести дальше, за привычные рамки, иначе когда традиции превращаются в стереотипы и догмы, ничего хорошего в этом нет.
- Ваше впечатление о петербургской публике?
- Самое приятное заключается в том, что фестиваль удался. Оказалось, что у нас уже есть своя публика. И самое удивительное - это уже комплимент Петербургу и вашим меломанам, - что любую музыку (а мы играли не только привычно "благозвучную", которая заведомо приятна и принимается любой аудиторией, но и очень, скажем так, экспериментальную, иногда странную) слушали с чуткостью и вниманием. В Москве иногда к такой авангардной музыке относятся более сдержанно. Петербургская публика удивительно слушала, понимала и принимала. Именно за это - их доброжелательность и понимание - я благодарю петербуржцев. Именно такое понимание дает нам силы и смелость рисковать, а мы действительно рискуем, исполняя такие произведения.
Ольга ЛЕБЕДЕВА
Кроме собственно музыки, а исполнялись как классические произведения (в основном редко у нас исполняемые и малознакомые), так и сочинения современные, можно сказать, авангардные. А в результате получилась очень разнообразная и интересная программа, в которой мощно прозвучала не только скандинавская музыка - Швеции, Дании, Норвегии, но неожиданно - эстонская, о которой в последнее время мы мало что знали. В программе фестиваля очень мощно прозвучала "эстонская тема", представленная произведениями композиторов А. Пярта, П. Вяхи, Э.-С. Тююра, Л. Сумера, и хотелось бы отметить эстонского солиста - талантливого гитариста Тийта Петерсона.
Об исполнителях следует говорить особо, потому что здесь нас ждал главный праздник. Нисколько не умаляя достоинств наших солистов (вокалистки Галины Сидоренко, виртуозного скрипача Виктора Кулешова или пианиста Станислава Соловьева), чье мастерство хорошо известно петербуржцам, но именно поэтому "открытием" для нас стали гости, совершенно великолепные гитарист из Швеции Магнус Андерсон и датская пианистка Элизабет Вестенхольц, покорившая публику своим исполнением Д. Шостаковича. Но главной сенсацией стал саксофонист Йорган Петтерссон. Надо было увидеть его выступление, чтобы понять этот феноменальный артистический темперамент, великолепное владение саксофоном и безмерное личное обаяние, которое объясняет, почему современные композиторы пишут сочинения персонально для него.
Итоги этого музыкального проекта, столь же амбициозного, как и трудновыполнимого, комментирует его художественный руководитель Владислав Булахов:
- Не пугала идея столь масштабного фестиваля - четыре раза в год (по временам года) и в разных городах России?
- Идея созревала в течение нескольких лет. Наш репертуарный "портфель" уже достаточно большой - несколько сотен сочинений, потому что мы ежегодно играем 15-25 новых сочинений, обновляем репертуар. И обидно, что произведения, которые удались, тепло приняты, "уходят". А идея фестиваля помогает собрать те вещи, которые хочется повторить. Открытие фестиваля состоялось "Осенью" в Москве. Идея провести "Зиму" в Петербурге понравилась и нашим северным соседям: посольства и консульства Швеции, Норвегии, Дании, Эстонии предложили нам новые сочинения своих композиторов и своих исполнителей. Так появилась петербургская фестивальная программа, неожиданная и для меня, потому что музыка действительно красивая и, к сожалению, у нас неизвестная.
- Это риск. Публика, как правило, консервативна - "пугается" неизвестных имен...
- Это был осознанный шаг. Оркестры должны играть не только ту музыку, которую знают и любят, а искать те репертуарные вещи, которые потеряны или не звучат совершенно неоправданно. Что касается риска или страха: как мы замахнулись на такое? Дело в том, что, когда начинаешь что-то делать, не понимаешь масштабов и последствий, не думаешь об этом. Вот сейчас, когда мы уже сыграли все эти произведения, понимаешь и какой это гигантский объем, и как это было трудно - и артистам, и мне - охватить столь огромный репертуар. Я думаю, что оркестров, которые могли бы быстро охватить подобный репертуар и так сыграть, мало. Думаю, даже никто не рискнет. К сожалению, традиции довлеют. Традиции рушить не надо. Хорошая музыка должна звучать, но публику надо вести дальше, за привычные рамки, иначе когда традиции превращаются в стереотипы и догмы, ничего хорошего в этом нет.
- Ваше впечатление о петербургской публике?
- Самое приятное заключается в том, что фестиваль удался. Оказалось, что у нас уже есть своя публика. И самое удивительное - это уже комплимент Петербургу и вашим меломанам, - что любую музыку (а мы играли не только привычно "благозвучную", которая заведомо приятна и принимается любой аудиторией, но и очень, скажем так, экспериментальную, иногда странную) слушали с чуткостью и вниманием. В Москве иногда к такой авангардной музыке относятся более сдержанно. Петербургская публика удивительно слушала, понимала и принимала. Именно за это - их доброжелательность и понимание - я благодарю петербуржцев. Именно такое понимание дает нам силы и смелость рисковать, а мы действительно рискуем, исполняя такие произведения.
Ольга ЛЕБЕДЕВА