Культура
ИНТЕРЬЕР И ПЕРСОНАЖИ ПЕТЕРБУРГА АХМАТОВОЙ
12 февраля
Совсем скоро, уже в мае этого года, спустя 14 лет после создания музея, в его залах откроется обновленная постоянная экспозиция о жизни и творчестве Анны Ахматовой. А пока - чтобы легче было дожидаться - возобновляется эта временная выставка, тем более что она так понравилась петербуржцам. Понравилась она и самим музейщикам: "Не простотой, а простодушием приема соединения Петербурга и Ахматовой эта выставка нам мила. Интерьер дома и экстерьер города передают бег времени и меняющийся образ города и образ жизни с 10-х по 60-е годы XX века", - сказала Нина Попова. Кстати, как рассказала Ирина Иванова, главный хранитель музея, уже подготовлен к выходу в печать альбом графики, в котором Ахматова и ее современники предстанут на фоне города - своеобразное продолжение этой темы.
Однако выставка открылась в расширенном виде. Если в первом зале вы увидите буквальное повторение прошлой экспозиции: живопись и графику, мемориальные вещи и фотографии, листы автографов на окнах, - то второй зал посвящен довольно-таки неисследованному персонажу биографии поэта, который к тому же является интересной личностью сам по себе, - Борису Анрепу, художнику, мозаичисту, вдохновителю и адресату многих стихов Ахматовой. Борис Анреп долгое время знал ее заочно, поскольку с гимназии дружил с Недоброво, который был другом Ахматовой. Получив юридическое образование, Анреп резко изменил свою жизнь, не только став художником, но и решив возродить в XX веке древнее искусство мозаики - он уезжает учиться в Англию. Но когда началась Первая мировая война, он, как офицер запаса, был вынужден вернуться и пойти служить. В это время он и встречается, наконец, с Анной Ахматовой, вспыхивает роман. Многие стихи из сборников "Подорожник" и "Белая стая" посвящены именно ему. "С этим именем для нее связана очень важная тема эмиграции - как художник может жить без России", - пояснила Нина Попова (для примера можно привести хотя бы стихотворение "Ты, отступник, за остров зеленый..."). В 1917 году Анреп решает вернуться в Англию. Подарок Анрепа - деревянный престольный крест, найденный им в развалинах церкви в Галиции, - Ахматова хранила всю жизнь, вы его увидите на выставке. Он ее подарок, перстень с черным камнем, утратил во Вторую мировую войну, но остались его воспоминания "О черном кольце". Разделенным не просто расстоянием, а той пропастью, что пролегала в первой половине прошлого века между жизнью в Европе и жизнью в СССР, им было суждено встретиться еще раз, когда поэта чествовали в Лондоне в 1965 году (в витрине - грамота и шапочка профессора Оксфорда). Борис Анреп как художник прожил счастливую жизнь - его мозаики были востребованы, он много работал. Образ Ахматовой возникает в его творчестве несколько раз. Когда он работает над алтарем капеллы святой Анны в Муллингаре, чертам лица святой придано явное сходство с другой Анной. А также в серии аллегорических мозаик, украшающих пол Лондонской национальной галереи, на мозаике "Сострадание" мы узнаем знаменитую челку и тяжелый взгляд. Фотографии этих, а также других работ художника представлены в экспозиции.
В издательстве журнала "Звезда" весной должна выйти книга, посвященная Борису Анрепу. Выставку хотели приурочить к выходу книги, это не удалось, но, думается, это не станет препятствием для того, чтобы заметить и книгу, и экспозицию.
Надежда ДЕМКИНА
Однако выставка открылась в расширенном виде. Если в первом зале вы увидите буквальное повторение прошлой экспозиции: живопись и графику, мемориальные вещи и фотографии, листы автографов на окнах, - то второй зал посвящен довольно-таки неисследованному персонажу биографии поэта, который к тому же является интересной личностью сам по себе, - Борису Анрепу, художнику, мозаичисту, вдохновителю и адресату многих стихов Ахматовой. Борис Анреп долгое время знал ее заочно, поскольку с гимназии дружил с Недоброво, который был другом Ахматовой. Получив юридическое образование, Анреп резко изменил свою жизнь, не только став художником, но и решив возродить в XX веке древнее искусство мозаики - он уезжает учиться в Англию. Но когда началась Первая мировая война, он, как офицер запаса, был вынужден вернуться и пойти служить. В это время он и встречается, наконец, с Анной Ахматовой, вспыхивает роман. Многие стихи из сборников "Подорожник" и "Белая стая" посвящены именно ему. "С этим именем для нее связана очень важная тема эмиграции - как художник может жить без России", - пояснила Нина Попова (для примера можно привести хотя бы стихотворение "Ты, отступник, за остров зеленый..."). В 1917 году Анреп решает вернуться в Англию. Подарок Анрепа - деревянный престольный крест, найденный им в развалинах церкви в Галиции, - Ахматова хранила всю жизнь, вы его увидите на выставке. Он ее подарок, перстень с черным камнем, утратил во Вторую мировую войну, но остались его воспоминания "О черном кольце". Разделенным не просто расстоянием, а той пропастью, что пролегала в первой половине прошлого века между жизнью в Европе и жизнью в СССР, им было суждено встретиться еще раз, когда поэта чествовали в Лондоне в 1965 году (в витрине - грамота и шапочка профессора Оксфорда). Борис Анреп как художник прожил счастливую жизнь - его мозаики были востребованы, он много работал. Образ Ахматовой возникает в его творчестве несколько раз. Когда он работает над алтарем капеллы святой Анны в Муллингаре, чертам лица святой придано явное сходство с другой Анной. А также в серии аллегорических мозаик, украшающих пол Лондонской национальной галереи, на мозаике "Сострадание" мы узнаем знаменитую челку и тяжелый взгляд. Фотографии этих, а также других работ художника представлены в экспозиции.
В издательстве журнала "Звезда" весной должна выйти книга, посвященная Борису Анрепу. Выставку хотели приурочить к выходу книги, это не удалось, но, думается, это не станет препятствием для того, чтобы заметить и книгу, и экспозицию.
Надежда ДЕМКИНА