Спорт

ВЕСНА В ЛЭТИ

13 февраля
"ЭСТРАДНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СО СПОРТИВНЫМ УКЛОНОМ"

Спорт действительно занимал тогда огромное место в жизни студентов ЛЭТИ. В нашем институте (а я поступил в Электротехнический в 1954 году) работали секции приблизительно по 30 видам спорта и было немало классных спортсменов. Взять хотя бы одного из сильнейших спринтеров страны, рекордсмена СССР на стометровке Феодосия Голубева (впоследствии профессора кафедры электропривода) или чемпиона Советского Союза по акробатике Александра Плотникова, будущего профессора кафедры вычислительной техники, кстати сказать, поставившего прекрасные акробатические номера в "Весне".
Однако наибольшей популярностью в Ленинграде, да, впрочем, и не только в Ленинграде, пользовались баскетболисты-электротехники. И вовсе не случайно главный персонаж "Весны в ЛЭТИ" Арнольд Кукиш, эдакий Остап Бендер студенческого "разлива", желая превознести себя в глазах простодушных первокурсниц, рассказывает о своих именно баскетбольных подвигах.
"Играем мы с Одессой, - журчит Нолик. - Одесса "давит"... Остались на поле двое - я и Мамонт. Мамонт - не тянет ..."
Мамонт - это Олег Мамонтов - краса и гордость баскетбольного Ленинграда.
Признаюсь честно, именно благодаря Мамонтову и его товарищам по команде я, скорее всего, и сделал свой окончательный выбор, поступив учиться в ЛЭТИ.

УРОКИ НА ЗИМНЕМ

По субботам на улицах расклеивали афишу, давшую впоследствии название газете, в которой мне довелось трудиться свыше четверти века. Из той настенной "Спортивной недели Ленинграда" я и узнал, что по воскресеньям играют на Зимнем стадионе лучшие баскетболисты города. И поехал на Манежную.
Зрелище настолько захватило, что с первого "захода" я остался на трибуне у баскетбольной площадки в торце легкоатлетической арены на целый день. И не один год исправно посещал потом едва ли не все воскресные баскетбольные "службы". Игры мужчин и женщин чередовались и проходили, можно сказать, с утра до вечера - по восемь матчей, непредсказуемых и потому вызывавших огромный интерес публики. Небольшая трибунка вмещала, мне кажется, не больше тысячи зрителей, и завсегдатаи, большинство которых были так или иначе связаны с игроками, знали друг друга в лицо. Оттуда и знакомство мое со многими действующими лицами ленинградского баскетбола, окрепшее в дружбу в студенческие и последующие годы.
В чемпионате Ленинграда ЛЭТИ достойно сражался с признанными лидерами городского спорта - ЛДО, "Динамо", "Спартаком", "Буревестником", СКИФом - и был на ведущих ролях. Вообще, городское первенство того периода - неразгаданный феномен. Послевоенный ленинградский баскетбол не имел весомых достижений на всесоюзной арене, а на площадке Зимнего стадиона выросла в тот период целая плеяда выдающихся тренеров.
Впрочем, у наших команд была мощнейшая соревновательная база - непредсказуемый чемпионат города, а в условиях жесточайшей конкуренции роль наставников, их тактические уловки и хитрости приобретали особое значение. В тренеры пошли люди с широким кругозором, "настоянные" на особом, присущем, пожалуй, только Ленинграду, "коктейле" культурного и спортивного центра. Прошло относительно немного времени, и Желдин, Гомельский, Кондрашин, Баранов, Рудакас, Попков, годами противоборствовавшие на площадке Зимнего стадиона, один за другим возглавили различные сборные страны. Двое последних в приведенном списке - тренер и игрок из команды электротехников.
Смею утверждать, что коллектив ЛЭТИ внес в этот процесс весьма значительный вклад. В отличие, скажем, от Москвы, где ведущие игроки издавна сосредотачивались в ЦСКА и "Динамо", баскетбол в Ленинграде был в основном студенческим, тогда как спортивную честь нашего города на всесоюзной арене защищали только "Динамо" и ЛДО.

КАК ДЕЛАЕТСЯ СОСТАВ

Но кто же может сомневаться в том, что студенты - самые "остроголовые" люди на земле? И вот осенью 1949 года баскетболисты ЛЭТИ наконец-то завоевали право оспорить у динамовцев "ленинградское" место в чемпионате страны и добились своего, выиграв переходной матч на площадке ЦПКиО с перевесом в единственное очко. Случилось это как раз в тот год, когда поступил в институт очередной выпускник спортшколы гороно Мамонтов. Олег очень быстро стал лидером команды, однако первую свою значительную победу баскетболисты ЛЭТИ одержали еще до него. В 1948 году стали студентами Олег Попков, Анатолий Анфиногенов, Юрий Светлов, Михаил Лисогорский, Юрий Некрасов. Так сложился костяк команды, выигравшей весной 1949-го в Одессе весьма представительное первенство ДСО "Наука", объединявшего тогда спортсменов-студентов. Все эти ребята, за исключением Анфиногенова, закончившего знаменитую Петершуле, скромно именовавшуюся в советское время 222-й школой, прошли через руки Вячеслава Александровича Кудряшова. Чемпион СССР 1945 года в составе ЦДКА, он тренировал потом гороно, а теперь, "вместе с Мамонтовым", пришел в ЛЭТИ. У него занимался в школьные годы и Валентин Голубев (по прозвищу Бизон), поступивший в институт раньше только что упомянутых баскетбольных "звезд", и первый настоящий "столб" команды Владимир Фомичев, ставший студентом в 1950 году.
Всего этого я, признаться, не знал, сидя на трибуне Зимнего стадиона. Однако на моих глазах осенью 1952 года появились на площадке в форме ЛЭТИ Сергей Теплов и "целых два" Юрия Нечаевых, а еще через год - Олег Кутузов, Александр Венедиктов, Александр Голубев, Марк Смирнов и Евгений Капустин. Всех их я прежде видел в составе гороно, которым управлял Виктор Иванович Рудакас, ставший теперь тренером электротехников.
Баскетбольная "весна в ЛЭТИ" не то чтобы затянулась. Она расцвечивалась все новыми и новыми красками, на много лет пережила театрализованную "Весну" на сцене и позволила сотворить подлинные шедевры на спортивных аренах.
- Ну, вот что, балбесы, сказал нам Рудакас, и это было самое ласковое обращение обожавшего нас педагога, - рассказывает Марк Борисович Смирнов. - Пойдете в ЛЭТИ и будете учиться играть в баскетбол. А с поступлением, слава богу, никаких проблем не было, потому что все мы закончили школу с медалями и собеседование, естественно, легко прошли.
Помните удивительный "Рассказ о баскетбольной команде" Василия Аксенова?
" - Владимир Петрович, если не секрет, где вы нашли своих питомцев?
- В кафе-мороженом, - ответил Кондрашин. - Вошел однажды в "лягушатник" на Невском, смотрю - сидят..."
Для Рудакаса таким вот "лягушатником" оказались баскетбольные "классы" спортшколы гороно. Виктор Иванович был весьма интересным, увлеченным своей работой и вместе с тем широко эрудированным человеком. Он хорошо рисовал, играл на фортепьяно, ценил юмор, словом, нравился всем ребятам. А если учесть, что его баскетбольные взгляды отличались своеобразными идеями, сулившими все новые тактические находки, и все это встречало ответ незаурядных игроков, которых теперь в распоряжении Рудакаса было достаточно, приход его на пост "рулевого" ЛЭТИ сулил непременный взлет. И все это действительно оправдалось под началом Рудакаса. Наш институт так и остался единственным вузом в истории отечественного баскетбола, представленным в высшей лиге и мужской, и женской командами одновременно.
- Виктор Иванович, - вспоминает Смирнов, - создал удивительно дружескую, можно сказать, домашнюю обстановку. Несколько раз по окончании сезона он забирал всех нас на дачу в районе Адлера, которой владел, кажется, по наследству. И там мы жили неделю, а то и две, обеспеченные питанием и заботой, упиваясь щедростью общения, бесконечных разговоров и споров, чувствуя, как зреет в нас уверенность в собственных силах. "Рудя" обладал непререкаемым авторитетом. Оспорить его не мог никто из игроков, даже "Моня" (Мамонтов. - С. В.)
(ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ)
Семен ВАЙХАНСКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно