Город
КУКЛЫ И ЧЕЛОВЕК
15 февраля
Поговорка "талантливые люди талантливы во всем" слишком часто опровергается действительностью, чтобы можно было принять ее за аксиому. И тем не менее если она оправдывается, то на все сто процентов. Именно это можно сказать о Валентине Малахиевой. Практически с самого начала работы в Большом театре кукол художницу ждал успех - она получала призы как на союзных, так и на всемирных конкурсах. На двери первого из двух залов, которые занимает выставка, висит список спектаклей, к которым она делала кукол или разрабатывала сценографию, - слишком большой, чтобы занимать им газетную полосу. Некоторых кукол вы можете увидеть "вживую". Например, бесподобного Кису Воробьянинова или мадам Грицацуеву из увенчанного премиями спектакля "12 стульев". Но большинство спектаклей представлены, конечно, фотографиями и эскизами. Для того поколения, которое выросло на этих кукольных спектаклях, рассматривание витрин грозит приступом ностальгии. Но глупо было бы думать, что их ценность этим и ограничивается. В легких набросках, в размашистых эскизах запечатлена траектория полета фантазии художника, который облекал плотью папье-маше эфемерные театральные образы. До сих пор есть возможность увидеть спектакли Малахиевой в живом действии, на сцене, а не на протокольной черно-белой фотографии - спектакль "Несусветная комедия" продолжает идти в Театре кукол.
Валерия Малахиева работала и в кино как художник-скульптор. Это ее кукол мы видим в фильмах "Три толстяка" (прекрасная Суок, мечта каждой девочки от пяти до десяти лет), "Голова профессора Доуэля", "Господин оформитель", "Старая, старая сказка", "Соловей" и многих других. Кукол для первой детской телевизионной передачи в 1955 году - обезьянку Жаконю в берете набекрень и серьезного мальчика в очках по имени Телевичок - создала тоже она. Второй зал представляет нам Малахиеву как живописца, маслом или пастелью передающего нюансы пейзажа. В одной из витрин - книги ее стихов и листы автографов. Если вы не устали уже считать виды творческой активности, то вот еще: преподавание на театральных кафедрах, второе образование на вокальном факультете (полученное в пятидесятилетнем возрасте), общественная деятельность в Обществе охраны памятников, в городском совете "Петербург - Петроград - Ленинград", в творческом объединении "Бродячая собака", в клубе фотолюбителей. Честно говоря, я уже давно сбилась со счета. Такие люди на ином счету - нам с ними не рассчитаться.
Эта выставка не из разряда громких - она не говорит сама за себя и не поражает посетителя с первого взгляда шумом и блеском. Если вы выросли в иное время (или в другом городе), значит, эти спектакли могут показаться вам просто набором бумажек за витринным стеклом. Но очарованию кукол, представленных на выставке (их, увы, не так уж много), не поддаться невозможно. И вот уже из бумажек строится прожитая жизнь.
Надежда ДЕМКИНА
Валерия Малахиева работала и в кино как художник-скульптор. Это ее кукол мы видим в фильмах "Три толстяка" (прекрасная Суок, мечта каждой девочки от пяти до десяти лет), "Голова профессора Доуэля", "Господин оформитель", "Старая, старая сказка", "Соловей" и многих других. Кукол для первой детской телевизионной передачи в 1955 году - обезьянку Жаконю в берете набекрень и серьезного мальчика в очках по имени Телевичок - создала тоже она. Второй зал представляет нам Малахиеву как живописца, маслом или пастелью передающего нюансы пейзажа. В одной из витрин - книги ее стихов и листы автографов. Если вы не устали уже считать виды творческой активности, то вот еще: преподавание на театральных кафедрах, второе образование на вокальном факультете (полученное в пятидесятилетнем возрасте), общественная деятельность в Обществе охраны памятников, в городском совете "Петербург - Петроград - Ленинград", в творческом объединении "Бродячая собака", в клубе фотолюбителей. Честно говоря, я уже давно сбилась со счета. Такие люди на ином счету - нам с ними не рассчитаться.
Эта выставка не из разряда громких - она не говорит сама за себя и не поражает посетителя с первого взгляда шумом и блеском. Если вы выросли в иное время (или в другом городе), значит, эти спектакли могут показаться вам просто набором бумажек за витринным стеклом. Но очарованию кукол, представленных на выставке (их, увы, не так уж много), не поддаться невозможно. И вот уже из бумажек строится прожитая жизнь.
Надежда ДЕМКИНА