Общество
ЦЫГАНСКАЯ ЗВЕЗДА
20 февраля
Ее сценическая карьера началась в Киеве в опереточной труппе. "Мне было лишь 13 лет, когда я впервые в жизни вступила на подмостки, - вспоминала Вяльцева. - Меня выпускали в безмолвных ролях пажей. Петь я тогда не мечтала. Лишь три года спустя я поступила на вторые партии". После Киева Вяльцева выступала в Вильне, а затем в Петербурге - в увеселительном саду "Аркадия" и в Малом театре.
Именно в Малом театре впервые и засияла ее звезда. Началось все с оперетты "Цыганские песни в лицах". Вот тут-то она и поразила всех своей совершенно своеобразной манерой пения. Вскоре уже весь Петербург говорил о Вяльцевой - новой "цыганской" знаменистости.
"Вряд ли в Петербурге была артистка популярнее ее, - замечал один из современников. - Достаточно было любому театру поставить на афишу имя Вяльцевой, чтобы полный сбор был обеспечен, несмотря на высокие цены".
Шли годы, а Вяльцева продолжала заполнять битком концертные залы и театры. Появлялись другие знаменитости, но они нисколько не затмили ее. Артисты говорили, что такого меццо-сопрано нет даже на Императорской сцене.
Редко кто из певиц умел с таким чувством исполнять романсы о страсти и о любви. Было у Вяльцевой и еще одно "оружие", с помощью которого она вызывала бешеные восторги, - знаменитая улыбка. Она сразу же располагала зрителей в свою пользу.
...Во время своих последних гастролей осенью 1912 года Анастасия Дмитриевна почувствовала себя плохо. Врачи нашли серьезную болезнь, трудно поддающуюся излечению. Между тем ее состояние постепенно становилось все хуже. Весь январь 1913 года петербургские газеты каждый день сообщали о здоровье любимицы столичной публики. Говорилось о переливаниях крови, о том, что лечить Вяльцеву приезжают лучшие европейские врачи.
Казалось, вся страна переживала за певицу: ее близкие из всех уголков России в громадном количестве получали письма, в которых содержались всевозможные медицинские советы, народные средства, молитвы и даже заклинания. Свои услуги предлагали оккультисты. От предложений знаменитого тибетского врача Бадмаева и монгольского ламы лечащие врачи отказались, поскольку те ставили условием отмену всех других лекарств. Хотя против известного питерского "магнетизера" они не возражали, и тот провел несколько сеансов. Но все было безуспешно.
По завещанию Вяльцевой, ее похоронили в Александро-Невской лавре. Длинная процессия шла за траурной колесницей от ее дома на Мойке, 84, где за несколько дней уже успели перебывать тысячи петербуржцев. Принадлежавшее ей большое имение в Витебской губернии певица завещала своему мужу полковнику Бискупскому, а дом в Петербурге на Карповке оставила городу - для устройства в нем приюта для бедных и больных детей.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Именно в Малом театре впервые и засияла ее звезда. Началось все с оперетты "Цыганские песни в лицах". Вот тут-то она и поразила всех своей совершенно своеобразной манерой пения. Вскоре уже весь Петербург говорил о Вяльцевой - новой "цыганской" знаменистости.
"Вряд ли в Петербурге была артистка популярнее ее, - замечал один из современников. - Достаточно было любому театру поставить на афишу имя Вяльцевой, чтобы полный сбор был обеспечен, несмотря на высокие цены".
Шли годы, а Вяльцева продолжала заполнять битком концертные залы и театры. Появлялись другие знаменитости, но они нисколько не затмили ее. Артисты говорили, что такого меццо-сопрано нет даже на Императорской сцене.
Редко кто из певиц умел с таким чувством исполнять романсы о страсти и о любви. Было у Вяльцевой и еще одно "оружие", с помощью которого она вызывала бешеные восторги, - знаменитая улыбка. Она сразу же располагала зрителей в свою пользу.
...Во время своих последних гастролей осенью 1912 года Анастасия Дмитриевна почувствовала себя плохо. Врачи нашли серьезную болезнь, трудно поддающуюся излечению. Между тем ее состояние постепенно становилось все хуже. Весь январь 1913 года петербургские газеты каждый день сообщали о здоровье любимицы столичной публики. Говорилось о переливаниях крови, о том, что лечить Вяльцеву приезжают лучшие европейские врачи.
Казалось, вся страна переживала за певицу: ее близкие из всех уголков России в громадном количестве получали письма, в которых содержались всевозможные медицинские советы, народные средства, молитвы и даже заклинания. Свои услуги предлагали оккультисты. От предложений знаменитого тибетского врача Бадмаева и монгольского ламы лечащие врачи отказались, поскольку те ставили условием отмену всех других лекарств. Хотя против известного питерского "магнетизера" они не возражали, и тот провел несколько сеансов. Но все было безуспешно.
По завещанию Вяльцевой, ее похоронили в Александро-Невской лавре. Длинная процессия шла за траурной колесницей от ее дома на Мойке, 84, где за несколько дней уже успели перебывать тысячи петербуржцев. Принадлежавшее ей большое имение в Витебской губернии певица завещала своему мужу полковнику Бискупскому, а дом в Петербурге на Карповке оставила городу - для устройства в нем приюта для бедных и больных детей.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ