Город
ТРОН - НА МЕСТЕ!
20 февраля
После пожара 1837 года, когда была полностью уничтожена художественная отделка Георгиевского зала, тронное место представляло собой ступенчатый подиум с троном на фоне Государственного герба Российской империи под золоченым балдахином. Алый бархат навеса был увенчан короной и золотошвейными геральдическими орнаментами.
Тронное место сохранялось без изменений до 1917 года, когда с него сняли символы империи. А затем, в 30-х годах, трон "за ненадобностью" решили разобрать. После Великой Отечественной войны над тронным местом повесили монументальную карту СССР, выполненную из российских самоцветов. В 80-е годы в Эрмитаже во время реставрационных работ карту демонтировали и передали в музей петербургского Горного института. И тогда встал вопрос о восстановлении тронного места.
При подготовке проектной документации специалистам понадобилось изучить иконографические материалы, архивные документы и заниматься поисками подлинных фрагментов золотошвейных изделий. Многое, к сожалению, оказалось утраченным. Однако до наших дней дошли главные элементы: Российский государственный герб - двуглавый орел, орнаменты, пальметы, бахрома, позументные ленты и плетеные кисти. И конечно - сам трон императрицы Анны Иоанновны.
Над реставрацией этого символа Российской империи специалисты разных профилей - по дереву, металлу, тканям - трудились начиная с августа 2002 года. По словам руководителя реставрационных работ Марии Лопато, сначала от загрязнений были очищены деревянные детали, затем были восполнены все утраченные накладки из золоченого серебра, проведена реставрация позолоты и ее тонирование под старое золото. Особенно сложной и кропотливой была работа реставраторов по тканям: бархатная обивка была снята, золотое шитье - отсоединено и отреставрировано отдельно. По небольшим фрагментам, сохранившимся под металлическими накладками трона, был определен подлинный цвет бархата. Новый бархат по качеству и цвету полностью соответствовал этим фрагментам.
В ходе проведенных работ специалисты сделали несколько открытий. В частности, стало очевидным, что в XIX веке трон неоднократно реставрировали, о чем раньше специалистам не было известно. Кроме того, подтвердились предположения о том, что к созданию трона приложили свою руку и российские мастера. Так, уже в России некогда серебряный трон был позолочен. Кроме того, в николаевскую эпоху - в 40-х годах XIX века - в петербургской мастерской Дмитрия Андреева трон был дополнен новыми деталями: на его спинке вышит двуглавый орел.
На реставрацию трона было истрачено 20 тыс. долларов. Причем он был восстановлен исключительно на "свои" деньги: средства выделили российские спонсоры и члены Всемирного клуба друзей Эрмитажа. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, перед реставраторами стояла очень сложная задача - внести как можно меньше дополнений и не создать "новодел". Мастера "приложили массу такта, усилий, и теперь трон можно назвать шедевром не только ювелирного, но и реставрационного искусства", отметил директор музея.
Вероника РУБЦОВА
Тронное место сохранялось без изменений до 1917 года, когда с него сняли символы империи. А затем, в 30-х годах, трон "за ненадобностью" решили разобрать. После Великой Отечественной войны над тронным местом повесили монументальную карту СССР, выполненную из российских самоцветов. В 80-е годы в Эрмитаже во время реставрационных работ карту демонтировали и передали в музей петербургского Горного института. И тогда встал вопрос о восстановлении тронного места.
При подготовке проектной документации специалистам понадобилось изучить иконографические материалы, архивные документы и заниматься поисками подлинных фрагментов золотошвейных изделий. Многое, к сожалению, оказалось утраченным. Однако до наших дней дошли главные элементы: Российский государственный герб - двуглавый орел, орнаменты, пальметы, бахрома, позументные ленты и плетеные кисти. И конечно - сам трон императрицы Анны Иоанновны.
Над реставрацией этого символа Российской империи специалисты разных профилей - по дереву, металлу, тканям - трудились начиная с августа 2002 года. По словам руководителя реставрационных работ Марии Лопато, сначала от загрязнений были очищены деревянные детали, затем были восполнены все утраченные накладки из золоченого серебра, проведена реставрация позолоты и ее тонирование под старое золото. Особенно сложной и кропотливой была работа реставраторов по тканям: бархатная обивка была снята, золотое шитье - отсоединено и отреставрировано отдельно. По небольшим фрагментам, сохранившимся под металлическими накладками трона, был определен подлинный цвет бархата. Новый бархат по качеству и цвету полностью соответствовал этим фрагментам.
В ходе проведенных работ специалисты сделали несколько открытий. В частности, стало очевидным, что в XIX веке трон неоднократно реставрировали, о чем раньше специалистам не было известно. Кроме того, подтвердились предположения о том, что к созданию трона приложили свою руку и российские мастера. Так, уже в России некогда серебряный трон был позолочен. Кроме того, в николаевскую эпоху - в 40-х годах XIX века - в петербургской мастерской Дмитрия Андреева трон был дополнен новыми деталями: на его спинке вышит двуглавый орел.
На реставрацию трона было истрачено 20 тыс. долларов. Причем он был восстановлен исключительно на "свои" деньги: средства выделили российские спонсоры и члены Всемирного клуба друзей Эрмитажа. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, перед реставраторами стояла очень сложная задача - внести как можно меньше дополнений и не создать "новодел". Мастера "приложили массу такта, усилий, и теперь трон можно назвать шедевром не только ювелирного, но и реставрационного искусства", отметил директор музея.
Вероника РУБЦОВА