Общество
ВРЕМЯ УХОДИТ. МОЖНО ПОТЕРЯТЬ ВСЕ
20 февраля
Не так давно - в 50-60-х годах XX века - русским деревянным зодчеством интересовались, изучали, описывали, составляли каталоги. Тогда же появилась и даже начала осуществляться идея музеев под открытым небом, где были бы собраны и отреставрированы наиболее ценные с художественной и общекультурной точки зрения памятники. Однако энтузиазм этот продержался недолго - сегодня у многих с деревянным зодчеством ассоциируется лишь многоглавая Преображенская церковь в Кижах...
"НВ" уже писало о том, что восток и запад Ленинградской области, Лодейнопольский и Бокситогорский районы - это два своеобразных естественных заповедника старинного русского деревянного зодчества. Там, в глуши, еще можно встретить могучие северные избы с резными причелинами и бревенчатым фронтоном, деревянные часовни и церкви, до которых не добрались даже "благолепные обновления" XIX века. Иначе говоря - крашеная тесовая обшивка. Однако с каждым годом, если не с каждым днем, таких встреч становится все меньше и меньше. Почему же у Петербурга, у этой пресловутой "культурной столицы", до сих пор нет своего музея деревянного зодчества?
Многие специалисты считают музеи деревянного зодчества под открытым небом теми самыми "протезами". Да и я склонен с ними согласиться. Конечно, музей - почти безупречный и самый простой способ сохранения деревянного наследия. Однако русский человек никогда не строил храм или избу просто так. Деревянное зодчество - это почти забытый язык, на котором человек вел беседу с окружающим миром. Разве возможно изучать азбуку, не имея под рукой книг?
Само собой, были попытки воссоздавать хотя бы приблизительно местность, в которой памятник существовал до "репатриации". Например, при перевозке в музей Витославлицы, что под Новгородом Великим, Никольской церкви из деревни Тухоля для нее был насыпан такой же холм, вырыт такой же ручей, посажены такие же березки, какие были у нее на "родине". Но то был эксперимент, до сих пор не нашедший полноценного продолжения. Да что там эксперимент - сама практика организации таких музеев, похоже, канула в Лету. Все, что было начато 40-30 лет назад, остановлено, заморожено, обескровлено даже в самом банальном финансовом смысле. Генеральный план развития тех же Витославлиц еще в 1967 году предусматривал четыре этнографические музейные зоны, из которых закончена только одна.
Прошло без малого 12 лет. С тех пор музей потерял в огне два памятника, не приобретя ни одного... В чем дело? Государству больше не интересно собственное достояние? Не думаю. Вероятно, дело в том, что рыночная система при всех ее достоинствах в качестве базового понятия использует понятие прибыли и экономической целесообразности. В то время как культура и история страны считается почему-то делом, не имеющим отношения к "живым деньгам". Повернуть эту махину очень и очень сложно: для этого нужны годы, для этого мы с вами должны вдоволь наиграться обретенной недавно свободой накопления и присвоения. Правда, это то время, которого у деревянного наследия России, увы, больше нет.
Уже сейчас наступило время не вопроса "что делать?", а "быть или не быть?". Дерево - один из самых хрупких и недолговечных материалов, с которыми деревянное сооружение не нужно разрушать насильственно - оно гибнет от элементарного забвения. Однако из конкретных действий в последние годы мы наблюдаем лишь капитальный пересмотр основных понятий. Если 30 лет назад "удовлетворительным" состоянием называли обрушившийся крест, металлическую главку вместо лемехового покрытия, неснятую тесовую обшивку, то теперь "удовлетворительно" означает, что памятник пока не рухнул.
Поэтому при всей нелюбви к такому явлению, как музей под открытым небом, приходится признать: необходим, крайне необходим музей деревянного зодчества на территории Ленинградской области. Там, где "в удовлетворительном состоянии" существуют еще несколько десятков уникальных памятников. Необходима государственная программа поддержки существующих музеев - в Витославлицах, Кижах, Малых Корелах, Хохловке, Суздале, Костроме... Без этого любая коллекция становится настоящим "концлагерем" для памятников деревянного зодчества.
Хочется напомнить, что в медицине потеря зубов чаще всего означает старение всего организма. История нашей культуры насчитывает достаточно веков, чтобы не считать потерянные зубы молочными. И еще: выход есть. Но об этом - в следующий раз. Чтобы было время подумать.
Сергей ЗАГАЦКИЙ
"НВ" уже писало о том, что восток и запад Ленинградской области, Лодейнопольский и Бокситогорский районы - это два своеобразных естественных заповедника старинного русского деревянного зодчества. Там, в глуши, еще можно встретить могучие северные избы с резными причелинами и бревенчатым фронтоном, деревянные часовни и церкви, до которых не добрались даже "благолепные обновления" XIX века. Иначе говоря - крашеная тесовая обшивка. Однако с каждым годом, если не с каждым днем, таких встреч становится все меньше и меньше. Почему же у Петербурга, у этой пресловутой "культурной столицы", до сих пор нет своего музея деревянного зодчества?
Многие специалисты считают музеи деревянного зодчества под открытым небом теми самыми "протезами". Да и я склонен с ними согласиться. Конечно, музей - почти безупречный и самый простой способ сохранения деревянного наследия. Однако русский человек никогда не строил храм или избу просто так. Деревянное зодчество - это почти забытый язык, на котором человек вел беседу с окружающим миром. Разве возможно изучать азбуку, не имея под рукой книг?
Само собой, были попытки воссоздавать хотя бы приблизительно местность, в которой памятник существовал до "репатриации". Например, при перевозке в музей Витославлицы, что под Новгородом Великим, Никольской церкви из деревни Тухоля для нее был насыпан такой же холм, вырыт такой же ручей, посажены такие же березки, какие были у нее на "родине". Но то был эксперимент, до сих пор не нашедший полноценного продолжения. Да что там эксперимент - сама практика организации таких музеев, похоже, канула в Лету. Все, что было начато 40-30 лет назад, остановлено, заморожено, обескровлено даже в самом банальном финансовом смысле. Генеральный план развития тех же Витославлиц еще в 1967 году предусматривал четыре этнографические музейные зоны, из которых закончена только одна.
Прошло без малого 12 лет. С тех пор музей потерял в огне два памятника, не приобретя ни одного... В чем дело? Государству больше не интересно собственное достояние? Не думаю. Вероятно, дело в том, что рыночная система при всех ее достоинствах в качестве базового понятия использует понятие прибыли и экономической целесообразности. В то время как культура и история страны считается почему-то делом, не имеющим отношения к "живым деньгам". Повернуть эту махину очень и очень сложно: для этого нужны годы, для этого мы с вами должны вдоволь наиграться обретенной недавно свободой накопления и присвоения. Правда, это то время, которого у деревянного наследия России, увы, больше нет.
Уже сейчас наступило время не вопроса "что делать?", а "быть или не быть?". Дерево - один из самых хрупких и недолговечных материалов, с которыми деревянное сооружение не нужно разрушать насильственно - оно гибнет от элементарного забвения. Однако из конкретных действий в последние годы мы наблюдаем лишь капитальный пересмотр основных понятий. Если 30 лет назад "удовлетворительным" состоянием называли обрушившийся крест, металлическую главку вместо лемехового покрытия, неснятую тесовую обшивку, то теперь "удовлетворительно" означает, что памятник пока не рухнул.
Поэтому при всей нелюбви к такому явлению, как музей под открытым небом, приходится признать: необходим, крайне необходим музей деревянного зодчества на территории Ленинградской области. Там, где "в удовлетворительном состоянии" существуют еще несколько десятков уникальных памятников. Необходима государственная программа поддержки существующих музеев - в Витославлицах, Кижах, Малых Корелах, Хохловке, Суздале, Костроме... Без этого любая коллекция становится настоящим "концлагерем" для памятников деревянного зодчества.
Хочется напомнить, что в медицине потеря зубов чаще всего означает старение всего организма. История нашей культуры насчитывает достаточно веков, чтобы не считать потерянные зубы молочными. И еще: выход есть. Но об этом - в следующий раз. Чтобы было время подумать.
Сергей ЗАГАЦКИЙ