Город
"ЗЕНИТ" - ЭТО ОЧЕНЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БРЭНД
22 февраля
Поэтому петербургские любители футбола наверняка знают, что в 2002 году крупнейший пакет акций ФК "Зенит" перешел к финансовой группе ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург". Сразу же прекратились слухи о неустойчивом финансовом положении "Зенита" и грядущей скорой продаже его звезд в московские клубы.
В межсезонье у "сине-бело-голубых" благодаря новым акционерам появилась возможность усилить состав команды, израсходовав солидные суммы (около 5 миллионов долларов) на приобретение новичков (Радимова, Мареша, Горака, Ширла, Чонтофальски и Гартига). Сейчас все поклонники "Зенита" с нетерпением ждут начала сезона, надеясь увидеть обновленную команду в числе претендентов на медали.
Однако в этом году болельщиков ждет еще немало нового и интересного. ФК "Зенит" и прежде занимался "классическим" футбольным бизнесом активнее, чем многие другие российские клубы, а теперь будет уделять его развитию особое внимание. Направления коммерческой деятельности профессиональных футбольных клубов давно изучены и хорошо известны - реализация билетов, размещение рекламы, продажа прав на телетрансляции, товаров и сувениров с клубной символикой. Правда, в России в отличие от большинства стран Европы доля доходов клубов от собственной коммерческой деятельности не столь велика. Так, в 2003 году планируется, что в доходной части бюджета ФК "Зенит" средства, вырученные от продажи билетов, составят 8 процентов, от продажи товаров с клубной символикой - 1-2 процента, от рекламы - 74 процента.
Поэтому перед ФК "Зенит" и его акционерами стоит непростая задача - повышение популярности собственного брэнда, грубо говоря, его раскрутка. Непосредственно этой задачей занимаются генеральный директор ФК "Зенит" Илья Черкасов и Дирекция специальных проектов Банкирского дома "Санкт-Петербург". Разработано несколько проектов, реализация двух из них уже началась.
У ФК "Зенит" вскоре появится фирменный магазин, естественно, с одноименным названием (не путать с магазином спорттоваров "Зенит" на Невском проспекте), по продаже товаров с клубной символикой. Он будет расположен в центре города, на Суворовском проспекте, 61, и, открывшись 5 марта, станет первой ласточкой в планируемой сети фирменных торговых секций клуба. Ее создание позволит ФК "Зенит" вытеснить с рынка контрафактную продукцию и даст возможность болельщикам приобретать товары высокого качества в течение всего года, а не только на стадионе "Петровский" в дни футбольных матчей, где также вся торговля зенитовской атрибутикой должна перейти под контроль клуба.
Второй совместный проект ФК "Зенит" и Банкирского дома "Санкт-Петербург" - акция, которую можно назвать "На футбол по кредитной карте". Болельщикам предлагается открыть в любом из филиалов Промышленно-строительного банка (ПСБ) карту "ЗЕНИТ Visa Electron ПСБ", заплатив 10 долларов в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка Российской Федерации (половина этой суммы перечисляется на счета ФК "Зенит"), и получить гарантию приобретения абонемента на матчи "Зенита" на самые лучшие места стадиона "Петровский" в любом из центральных секторов (1, 17, 8, 9 и 10). Продажа абонементов обладателям пластиковых карт будет производиться в магазине "Зенит" на Суворовском проспекте с
5-го по 11-е марта.
По прогнозам специалистов Банкирского дома "Санкт-Петербург", до 5 марта успеют оформить карты от одной до полутора тысяч человек. Из-за затянувшихся переговоров между стадионом "Петровский" и ФК "Зенит" цена на абонементы были установлены только на прошлой неделе, поэтому кампания по продвижению пластиковых карт "ЗЕНИТ Visa Electron ПСБ" началась поздновато, меньше чем за месяц до старта сезона. Но в середине года возможен выпуск дополнительного количества абонементов на второй круг чемпионата, а в дальнейшем у держателей пластиковых карт будут появляться и другие возможности, например получение скидок на приобретение товаров с зенитовской символикой и прочее. Уже сейчас формируется программа скидок и привилегий для владельцев пластиковой карты "ЗЕНИТ Visa Electron ПСБ"
Стоит сказать несколько слов о самом главном продукте профессионального футбольного клуба - собственно футболе. Как уже сообщало "НВ", стоимость билетов в абонементных книжках осталась на прошлогоднем уровне: в секторах 13, 14, 4, 5 - 70 рублей, в секторах 3, 6, 12, 15 - 100 рублей, секторах 2, 7, 11, 16 - 150 рублей, в секторах 1, 8, 9, 10, 17 - 200 рублей, ложах "А" и "Б" - 500 рублей. Покупать абонементы выгодно, так как стоимость билетов в розничной продаже во все сектора, кроме 13, 14, 4, 5, то есть фанатских, будет выше на 50 рублей, а на матчи "повышенного спроса" - со "Спартаком", ЦСКА и "Локомотивом" - и того дороже. Число желающих приобрести абонементы растет, так, в прошлом году было выпущено 7 тысяч абонементов, в 2003-м - 9 с половиной тысяч. В остальном же, к сожалению, на "Петровском" мало что изменится. По контракту, заключенному со стадионом, реализацией билетов занимается его администрация, доходы от их продажи делятся между "Петровским" и ФК "Зенит" пополам. Не удалось в этом году добиться реструктуризации цен на билеты - предложение генерального директора ФК "Зенит" Ильи Черкасова сделать дешевле цены на места в нижних рядах не нашло понимания у администрации "Петровского".
В ближайшее время, то есть в этом году, у ФК "Зенит" не будет возможности реализовать ни один проект по модернизации стадиона, его расширению, повышению его комфортабельности для публики - увеличению количества входов-выходов, организации парковок и т. п.
Хотя в 2003-м у посетителей игр "Зенита" появится новый способ провести в день матча свой досуг, причем, что не может не понравиться зенитовским болельщикам - патриотам родного города - способ истинно петербургский. Фирма "Центр бронирования и туризма" готова организовать курсирование прогулочных теплоходов к стадиону "Петровский" от пристани, расположенной на Неве у пересечения набережной Робеспьера с проспектом Чернышевского. Теплоходы будут швартоваться у Петровского острова, на котором расположен стадион, на время матча, их пассажиры смогут во время перерыва их посетить, воспользоваться буфетом и другими удобствами, а после игры совершить прогулку по Неве.
Вернемся к раскрутке брэнда "Зенит". Товары с зенитовской символикой - это не только футболки, шарфы, флажки, косынки, шапочки, бейсболки. В последние годы делались попытки расширить их ассортимент: выпускались под маркой "Зенит" минеральная вода, пельмени, сухарики к пиву и т. д. Делалось все это хаотично и особых доходов клубу не приносило. А ведь марка "Зенит" - одна из самых популярных в Петербурге. Как показали социологические исследования, более 90 процентов жителей города и области осведомлены о марке "Зенит". И хотя платежеспособность большинства петербуржцев, как и всех россиян, к сожалению, остается не очень высокой, примерно половина болельщиков "Зенита" - люди старше 24 лет, имеющие работу и стабильный уровень доходов. То есть у товаров, выпущенных под маркой "Зенит", есть потенциальный покупатель. Ставится нелегкая задача - сформировать концепцию торговой марки "Зенит", превратить ее в брэнд "Зенит" - символ определенного стиля жизни. Каким ему быть - предстоит решить.
Впрочем, повышение популярности брэнда "Зенит", его превращение из петербургского в общероссийский прежде всего зависит от результатов команды. Будут парни в сине-бело-голубой форме со "стрелкой" на груди побеждать, завоевывать медали и кубки, регулярно (и успешно) выступать в Европе - тогда товары, исполненные в той же сине-бело-голубой цветовой гамме с той же фирменной зенитовской "стрелкой", будут покупать не только в Петербурге, но и во всех уголках нашей необъятной Родины. Ведь болельщики "Зенита" есть по всей стране.
Михаил ГРИГОРЬЕВ
В межсезонье у "сине-бело-голубых" благодаря новым акционерам появилась возможность усилить состав команды, израсходовав солидные суммы (около 5 миллионов долларов) на приобретение новичков (Радимова, Мареша, Горака, Ширла, Чонтофальски и Гартига). Сейчас все поклонники "Зенита" с нетерпением ждут начала сезона, надеясь увидеть обновленную команду в числе претендентов на медали.
Однако в этом году болельщиков ждет еще немало нового и интересного. ФК "Зенит" и прежде занимался "классическим" футбольным бизнесом активнее, чем многие другие российские клубы, а теперь будет уделять его развитию особое внимание. Направления коммерческой деятельности профессиональных футбольных клубов давно изучены и хорошо известны - реализация билетов, размещение рекламы, продажа прав на телетрансляции, товаров и сувениров с клубной символикой. Правда, в России в отличие от большинства стран Европы доля доходов клубов от собственной коммерческой деятельности не столь велика. Так, в 2003 году планируется, что в доходной части бюджета ФК "Зенит" средства, вырученные от продажи билетов, составят 8 процентов, от продажи товаров с клубной символикой - 1-2 процента, от рекламы - 74 процента.
Поэтому перед ФК "Зенит" и его акционерами стоит непростая задача - повышение популярности собственного брэнда, грубо говоря, его раскрутка. Непосредственно этой задачей занимаются генеральный директор ФК "Зенит" Илья Черкасов и Дирекция специальных проектов Банкирского дома "Санкт-Петербург". Разработано несколько проектов, реализация двух из них уже началась.
У ФК "Зенит" вскоре появится фирменный магазин, естественно, с одноименным названием (не путать с магазином спорттоваров "Зенит" на Невском проспекте), по продаже товаров с клубной символикой. Он будет расположен в центре города, на Суворовском проспекте, 61, и, открывшись 5 марта, станет первой ласточкой в планируемой сети фирменных торговых секций клуба. Ее создание позволит ФК "Зенит" вытеснить с рынка контрафактную продукцию и даст возможность болельщикам приобретать товары высокого качества в течение всего года, а не только на стадионе "Петровский" в дни футбольных матчей, где также вся торговля зенитовской атрибутикой должна перейти под контроль клуба.
Второй совместный проект ФК "Зенит" и Банкирского дома "Санкт-Петербург" - акция, которую можно назвать "На футбол по кредитной карте". Болельщикам предлагается открыть в любом из филиалов Промышленно-строительного банка (ПСБ) карту "ЗЕНИТ Visa Electron ПСБ", заплатив 10 долларов в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка Российской Федерации (половина этой суммы перечисляется на счета ФК "Зенит"), и получить гарантию приобретения абонемента на матчи "Зенита" на самые лучшие места стадиона "Петровский" в любом из центральных секторов (1, 17, 8, 9 и 10). Продажа абонементов обладателям пластиковых карт будет производиться в магазине "Зенит" на Суворовском проспекте с
5-го по 11-е марта.
По прогнозам специалистов Банкирского дома "Санкт-Петербург", до 5 марта успеют оформить карты от одной до полутора тысяч человек. Из-за затянувшихся переговоров между стадионом "Петровский" и ФК "Зенит" цена на абонементы были установлены только на прошлой неделе, поэтому кампания по продвижению пластиковых карт "ЗЕНИТ Visa Electron ПСБ" началась поздновато, меньше чем за месяц до старта сезона. Но в середине года возможен выпуск дополнительного количества абонементов на второй круг чемпионата, а в дальнейшем у держателей пластиковых карт будут появляться и другие возможности, например получение скидок на приобретение товаров с зенитовской символикой и прочее. Уже сейчас формируется программа скидок и привилегий для владельцев пластиковой карты "ЗЕНИТ Visa Electron ПСБ"
Стоит сказать несколько слов о самом главном продукте профессионального футбольного клуба - собственно футболе. Как уже сообщало "НВ", стоимость билетов в абонементных книжках осталась на прошлогоднем уровне: в секторах 13, 14, 4, 5 - 70 рублей, в секторах 3, 6, 12, 15 - 100 рублей, секторах 2, 7, 11, 16 - 150 рублей, в секторах 1, 8, 9, 10, 17 - 200 рублей, ложах "А" и "Б" - 500 рублей. Покупать абонементы выгодно, так как стоимость билетов в розничной продаже во все сектора, кроме 13, 14, 4, 5, то есть фанатских, будет выше на 50 рублей, а на матчи "повышенного спроса" - со "Спартаком", ЦСКА и "Локомотивом" - и того дороже. Число желающих приобрести абонементы растет, так, в прошлом году было выпущено 7 тысяч абонементов, в 2003-м - 9 с половиной тысяч. В остальном же, к сожалению, на "Петровском" мало что изменится. По контракту, заключенному со стадионом, реализацией билетов занимается его администрация, доходы от их продажи делятся между "Петровским" и ФК "Зенит" пополам. Не удалось в этом году добиться реструктуризации цен на билеты - предложение генерального директора ФК "Зенит" Ильи Черкасова сделать дешевле цены на места в нижних рядах не нашло понимания у администрации "Петровского".
В ближайшее время, то есть в этом году, у ФК "Зенит" не будет возможности реализовать ни один проект по модернизации стадиона, его расширению, повышению его комфортабельности для публики - увеличению количества входов-выходов, организации парковок и т. п.
Хотя в 2003-м у посетителей игр "Зенита" появится новый способ провести в день матча свой досуг, причем, что не может не понравиться зенитовским болельщикам - патриотам родного города - способ истинно петербургский. Фирма "Центр бронирования и туризма" готова организовать курсирование прогулочных теплоходов к стадиону "Петровский" от пристани, расположенной на Неве у пересечения набережной Робеспьера с проспектом Чернышевского. Теплоходы будут швартоваться у Петровского острова, на котором расположен стадион, на время матча, их пассажиры смогут во время перерыва их посетить, воспользоваться буфетом и другими удобствами, а после игры совершить прогулку по Неве.
Вернемся к раскрутке брэнда "Зенит". Товары с зенитовской символикой - это не только футболки, шарфы, флажки, косынки, шапочки, бейсболки. В последние годы делались попытки расширить их ассортимент: выпускались под маркой "Зенит" минеральная вода, пельмени, сухарики к пиву и т. д. Делалось все это хаотично и особых доходов клубу не приносило. А ведь марка "Зенит" - одна из самых популярных в Петербурге. Как показали социологические исследования, более 90 процентов жителей города и области осведомлены о марке "Зенит". И хотя платежеспособность большинства петербуржцев, как и всех россиян, к сожалению, остается не очень высокой, примерно половина болельщиков "Зенита" - люди старше 24 лет, имеющие работу и стабильный уровень доходов. То есть у товаров, выпущенных под маркой "Зенит", есть потенциальный покупатель. Ставится нелегкая задача - сформировать концепцию торговой марки "Зенит", превратить ее в брэнд "Зенит" - символ определенного стиля жизни. Каким ему быть - предстоит решить.
Впрочем, повышение популярности брэнда "Зенит", его превращение из петербургского в общероссийский прежде всего зависит от результатов команды. Будут парни в сине-бело-голубой форме со "стрелкой" на груди побеждать, завоевывать медали и кубки, регулярно (и успешно) выступать в Европе - тогда товары, исполненные в той же сине-бело-голубой цветовой гамме с той же фирменной зенитовской "стрелкой", будут покупать не только в Петербурге, но и во всех уголках нашей необъятной Родины. Ведь болельщики "Зенита" есть по всей стране.
Михаил ГРИГОРЬЕВ