Северо-Запад
ПУШКИНСКИЙ УРОК
05 мартa
Самый главный из них состоит, пожалуй, в том, что Пушкинский фестиваль безусловно можно отнести к тем немногим театральным праздникам, которые активно формируют зрительскую среду. Многочисленные спектакли, художественные выставки, показы кинофильмов и даже заседания творческой лаборатории, где ведут свой бесконечный спор пушкинисты и деятели театра, короче говоря, любые мероприятия проходят здесь с непременным аншлагом.
Все это наводит на мысль о том, что не сегодня, так завтра Пушкинский фестиваль обретет масштаб и популярность всемирно известного Авиньонского, куда уже не одно десятилетие люди ежегодно съезжаются со всего света, чтобы напитаться воздухом культуры, испытать удивление от неожиданных экспериментов, восхититься неисчерпаемостью традиций. Здесь не раздают наград и премий, здесь состязаются в творческом поиске.
Бесспорным лидером нынешнего фестиваля были спектакли московского театра "Новая опера" под руководством Евгения Колобова. Театр показал "Евгения Онегина" (режиссер С. Арцибашев) и "Русалку" в концертном исполнении. Нельзя было не заметить, что академичность исполнения последней вызвала у публики гораздо больше восторга, чем нетрадиционная постановка оперы Чайковского. Зато открытая репетиция, которую показали выпускники "Школы драматического искусства" (руководитель Анатолий Васильев) тоже на материале "Евгения Онегина", заставила многих задуматься над тем, что опус Чайковского далеко не единственный из возможных вариантов перенесения пушкинского романа на сцену.
Вообще стремление экспериментировать при переводе поэтического языка Пушкина (будь то его стихи или проза) на язык театра чувствовалось почти в каждом спектакле. Танцевально-песенную версию пушкинских "Цыган" представили молодые актеры Московского драматического театра им. А. С. Пушкина (режиссер М. Брусникина). Рядом с добротной чтецкой программой "Времена года", созданной и воплощенной на эстрадных подмостках лауреатом Государственной премии России, писателем Валентином Непомнящим, гораздо интереснее смотрелась небольшая работа санкт-петербургского актера Ильи Носкова, который отказался от привычных канонов художественного чтения пушкинских стихов и сыграл целый спектакль, поставленный по "Медному всаднику" режиссером Юрием Васильевым.
Вызвали споры (но и - безусловный интерес!) спектакли Государственного театра наций и Санкт-Петербургского государственного театра "Рок-опера". Московский режиссер Юрий Авшаров попытался освоить пушкинского "Бориса Годунова" в эстетике брехтовского эпического театра, а питерский - Владимир Подгородинский - "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" поставил, ориентируясь на стихию ярмарочного балагана, где сценическое действие развивается, подчиняясь фантазии скоморохов.
К великому сожалению, из этого бурного потока экспериментов выпадал спектакль Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, поставленный по скверной пьесе А. Ремеза "Драматический поэт" Вадимом Радуном в бесконечно устаревшей традиции безоговорочного возвеличивания национального гения. Рядом с таким одряхлевшим академизмом даже любительская игра молодого исполнителя Ильи Деля, который в жанре моноспектакля исполнил "Скупого рыцаря", выглядела настоящим художественным открытием.
Завершали фестиваль работы, представленные Государственным пушкинским театральным центром, который возглавляет Владимир Рецептер. Это был спектакль "Авдей Флюгарин" (из истории российской журналистики), сыгранный Сергеем Барковским (режиссер А. Андреев). И - "Пушкинский урок"... Действительно, урок, который показал очень необычный актерский курс, воспитывающийся при Санкт-Петербургском пушкинском театральном центре. Ребята представились, продемонстрировали те профессиональные навыки, которыми уже успели овладеть, а потом показали несколько заготовок к своему дипломному спектаклю. Конечно же, он будет связан с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, но такого, который еще никогда не появлялся на российской сцене, который даже не всеми пушкинистами пока еще до конца изучен и осознан. Речь идет о пушкинском "Джоне Теннере".
Такая неординарная молодежная заявка воодушевила всех участников фестиваля, заставив их задуматься, чем же они будут удивлять друг друга и публику, когда через год вновь встретятся на Псковской земле.
Елена МАРКОВА
Все это наводит на мысль о том, что не сегодня, так завтра Пушкинский фестиваль обретет масштаб и популярность всемирно известного Авиньонского, куда уже не одно десятилетие люди ежегодно съезжаются со всего света, чтобы напитаться воздухом культуры, испытать удивление от неожиданных экспериментов, восхититься неисчерпаемостью традиций. Здесь не раздают наград и премий, здесь состязаются в творческом поиске.
Бесспорным лидером нынешнего фестиваля были спектакли московского театра "Новая опера" под руководством Евгения Колобова. Театр показал "Евгения Онегина" (режиссер С. Арцибашев) и "Русалку" в концертном исполнении. Нельзя было не заметить, что академичность исполнения последней вызвала у публики гораздо больше восторга, чем нетрадиционная постановка оперы Чайковского. Зато открытая репетиция, которую показали выпускники "Школы драматического искусства" (руководитель Анатолий Васильев) тоже на материале "Евгения Онегина", заставила многих задуматься над тем, что опус Чайковского далеко не единственный из возможных вариантов перенесения пушкинского романа на сцену.
Вообще стремление экспериментировать при переводе поэтического языка Пушкина (будь то его стихи или проза) на язык театра чувствовалось почти в каждом спектакле. Танцевально-песенную версию пушкинских "Цыган" представили молодые актеры Московского драматического театра им. А. С. Пушкина (режиссер М. Брусникина). Рядом с добротной чтецкой программой "Времена года", созданной и воплощенной на эстрадных подмостках лауреатом Государственной премии России, писателем Валентином Непомнящим, гораздо интереснее смотрелась небольшая работа санкт-петербургского актера Ильи Носкова, который отказался от привычных канонов художественного чтения пушкинских стихов и сыграл целый спектакль, поставленный по "Медному всаднику" режиссером Юрием Васильевым.
Вызвали споры (но и - безусловный интерес!) спектакли Государственного театра наций и Санкт-Петербургского государственного театра "Рок-опера". Московский режиссер Юрий Авшаров попытался освоить пушкинского "Бориса Годунова" в эстетике брехтовского эпического театра, а питерский - Владимир Подгородинский - "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" поставил, ориентируясь на стихию ярмарочного балагана, где сценическое действие развивается, подчиняясь фантазии скоморохов.
К великому сожалению, из этого бурного потока экспериментов выпадал спектакль Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, поставленный по скверной пьесе А. Ремеза "Драматический поэт" Вадимом Радуном в бесконечно устаревшей традиции безоговорочного возвеличивания национального гения. Рядом с таким одряхлевшим академизмом даже любительская игра молодого исполнителя Ильи Деля, который в жанре моноспектакля исполнил "Скупого рыцаря", выглядела настоящим художественным открытием.
Завершали фестиваль работы, представленные Государственным пушкинским театральным центром, который возглавляет Владимир Рецептер. Это был спектакль "Авдей Флюгарин" (из истории российской журналистики), сыгранный Сергеем Барковским (режиссер А. Андреев). И - "Пушкинский урок"... Действительно, урок, который показал очень необычный актерский курс, воспитывающийся при Санкт-Петербургском пушкинском театральном центре. Ребята представились, продемонстрировали те профессиональные навыки, которыми уже успели овладеть, а потом показали несколько заготовок к своему дипломному спектаклю. Конечно же, он будет связан с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, но такого, который еще никогда не появлялся на российской сцене, который даже не всеми пушкинистами пока еще до конца изучен и осознан. Речь идет о пушкинском "Джоне Теннере".
Такая неординарная молодежная заявка воодушевила всех участников фестиваля, заставив их задуматься, чем же они будут удивлять друг друга и публику, когда через год вновь встретятся на Псковской земле.
Елена МАРКОВА