Общество
АГРЕССИЯ: ТУННЕЛЬ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И БИОЛОГОВ
06 мартa
КОЗЛЫ НЕ ХУЖЕ ЛЮДЕЙ
Слово "агрессор" мы все воспринимаем как ругательное со времен СССР. Но в СССР сама эта тема как предмет психологического исследования была фактически под запретом, а ученым-биологам - популяризаторам науки - бывало довольно сложно даже напечатать невинные статьи про агрессивное поведение животных в массовых естественнонаучных журналах.
Сейчас же мы говорим об агрессивном поведении детей и подростков, агрессивной рекламе и агрессивном маркетинге. Так что же такое агрессия? Что в ней биологического и что привнес в это состояние человек разумный?
В известной своей книге "Злоба: естественная история агрессивного поведения" Конрад Лоренц пишет о том, что агрессия - это нападение со злобой и яростью. Когда лев охотится на антилопу - это не агрессия, а когда одно животное нарушает границы территории другого нападая, то вот здесь мы уже можем говорить о межвидовой или внутривидовой агрессии.
Как животные, так и люди способны агрессию накапливать и переадресовывать. Вспомните, как в деревне или зоопарке козел, вместо того чтобы бодаться с соперником, начинает бодаться с кустом. У людей переадресовку агрессии наблюдал каждый и фактически каждый в этом процессе участвовал. Вспомните, когда на вас несправедливо кричали на работе или обругали и толкнули в метро, вы приходите домой и... кричите на близких. Если под руку попадается жена, то она начинает срывать раздражение на детей. Дети же - на домашних животных, игрушках и т. п.
Агрессия требует выхода. Поэтому если вам невмоготу, а надо, что называется, "выпустить пар", то ничего нет плохого в том, что вы засядете за компьютерную стрелялку.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЭТО КОГДА МАТОМ, А НЕ КУЛАКОМ
Человеку свойственно стремиться к удовольствиям, причем зачастую бесконтрольно, попирая права других, но на его пути встают мораль и групповые запреты. Государство берет на себя монополию на насилие, постепенно эволюционируя от собственно "силового насилия" к "насилию через аргумент", по выражению философа Германа Сунягина: "Запад выстрадал это "ненасильственное принуждение аргументом", породил либерализм, защищающий меньшинства, и вдруг обнаружил в ХХI веке немало невменяемых людей, на которых аргумент не действует, - диктаторов, террористов, на редкость жестоких и циничных бандитов. И зашел в тупик в веке ХХI". Герман Филиппович даже вспомнил на конференции то время, когда он мог дискутировать о правах человека с кагэбэшником в Большом доме: "С ребятами, грабящими в собственном подъезде, не подискутируешь". И сделал вывод: "Выживание общества возможно лишь через восстановление монополии на насилие со стороны государства. На смену либерализму должен прийти неоконсерватизм". И призвал к неоконсервативной революции.
Другой философ - Александр Секацкий - полагает, что к самому термину "агрессия" надо подходить очень осторожно и тонко, ведь за общим понятием скрываются разнородные и противоположные вещи. Начиная от собственно агрессивности, сохраняющей частичную преемственность с внутривидовой агрессией в мире животных, вплоть до заряженности духом воинственности и отваги, просто духовной мобилизованности, которая тоже означает нечто схожее с агрессией.
Аристотель давным-давно подробно рассмотрел доблесть, как подраздел доблести - отвагу и как подраздел отваги - воинственность. И именно среди воинственности обнаруживается несдержанность и драчливость - та самая агрессия, которая, по сути, оказывается преодолевшей множество превратностей и неправильно понятой воинственностью.
Что же до отваги и доблести, то дефицит этих качеств, считает Александр Секацкий, чрезвычайно характерен для современного мира. И в первую очередь для западной цивилизации, которая, поддавшись мании компромисса и уступок, однозначного осуждения всяких проявлений духовной мобилизованности, забыла о том, что не все есть агрессия. И не всякий способ бытия в опасности, подобающий человеку, представляет собой нечто плохое. Наоборот. По мнению Секацкого, в конечном счете бросившая вызов современной цивилизации новая цивилизация исламского фундаментализма может быть трактована как агрессивная, но в то же время - и как цивилизация, одержимая жаждой духовной мобилизованности. То есть готовой найти ценности, превосходящие ценность человеческой жизни.
"Если мы считаем, что нет таких ценностей, то мы оказываемся там, где оказываемся, - в некоей ситуации вырожденного гуманизма, вынужденного повсюду искать компромисс, - утверждает философ. - Полный отказ от воинственности и отваги означал бы вовсе не всеобщее миролюбие, а как раз-таки то, что в Библии называется "мерзостью запустения" - эту атмосферу вселенской коммунальной склоки и свары".
МАМА-ВЕДЬМА И ДОЧЬ-АГРЕССОР
Еще один участник конференции - Сергей Маневский - исследует агрессию в семье. По его словам, даже прекрасная реальность в конце концов разочаровывает. И агрессия всего лишь естественная реакция на несоответствие между представлениями о мире (иллюзиями) и тем, что в реальности происходит.
К специалисту обратилась мама грудной девочки, жаловалась на нервозность и гиперактивность младенца. Оказалось, что мама нередко кормила ребенка, уставившись в телевизор, или же, вероятно пытаясь развить в дочке спартанские качества, не подходила, когда та беспокоилась ночью. Все это привело к повышенной агрессивности девочки и многочисленным соматическим расстройствам. Таких матерей Сергей Маневский относит к разряду "пугающих" и утверждает, что девочка реагировала на нее так, как будто видела перед собой страшную ведьму. В таких случаях необходимо вмешательство специалиста - психолога или психотерапевта.
Психолог Елена Ромицына с группой ученых исследовала возрастную динамику агрессивности петербургских школьников в двух школах Выборгского района.
412 детей 3 возрастных групп (от 9 до 12, от 12 до 15 и от 15 до 17 лет) приняли участие в специальном опросе. Выяснилось, что наиболее агрессивны мальчики в возрасте 9-11 лет, но по мере взросления картина меняется, и примерно к 15 годам агрессивность девочек становится выше мальчишеской.
Что касается зависимости агрессивности детей от социального статуса их семей, то наиболее подверженными агрессивному поведению можно считать 12-15-летних мальчиков из маргинальных и неполных семей. Ректор Института биологии и психологии человека Алексей Ельяшевич отметил на конференции, что институт собирается инициировать широкие исследования агрессивности у детей и подростков, причем не только в Петербурге, но и на Северо-Западе России.
Галина АРТЕМЕНКО, Евгения ДЫЛЕВА
Слово "агрессор" мы все воспринимаем как ругательное со времен СССР. Но в СССР сама эта тема как предмет психологического исследования была фактически под запретом, а ученым-биологам - популяризаторам науки - бывало довольно сложно даже напечатать невинные статьи про агрессивное поведение животных в массовых естественнонаучных журналах.
Сейчас же мы говорим об агрессивном поведении детей и подростков, агрессивной рекламе и агрессивном маркетинге. Так что же такое агрессия? Что в ней биологического и что привнес в это состояние человек разумный?
В известной своей книге "Злоба: естественная история агрессивного поведения" Конрад Лоренц пишет о том, что агрессия - это нападение со злобой и яростью. Когда лев охотится на антилопу - это не агрессия, а когда одно животное нарушает границы территории другого нападая, то вот здесь мы уже можем говорить о межвидовой или внутривидовой агрессии.
Как животные, так и люди способны агрессию накапливать и переадресовывать. Вспомните, как в деревне или зоопарке козел, вместо того чтобы бодаться с соперником, начинает бодаться с кустом. У людей переадресовку агрессии наблюдал каждый и фактически каждый в этом процессе участвовал. Вспомните, когда на вас несправедливо кричали на работе или обругали и толкнули в метро, вы приходите домой и... кричите на близких. Если под руку попадается жена, то она начинает срывать раздражение на детей. Дети же - на домашних животных, игрушках и т. п.
Агрессия требует выхода. Поэтому если вам невмоготу, а надо, что называется, "выпустить пар", то ничего нет плохого в том, что вы засядете за компьютерную стрелялку.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЭТО КОГДА МАТОМ, А НЕ КУЛАКОМ
Человеку свойственно стремиться к удовольствиям, причем зачастую бесконтрольно, попирая права других, но на его пути встают мораль и групповые запреты. Государство берет на себя монополию на насилие, постепенно эволюционируя от собственно "силового насилия" к "насилию через аргумент", по выражению философа Германа Сунягина: "Запад выстрадал это "ненасильственное принуждение аргументом", породил либерализм, защищающий меньшинства, и вдруг обнаружил в ХХI веке немало невменяемых людей, на которых аргумент не действует, - диктаторов, террористов, на редкость жестоких и циничных бандитов. И зашел в тупик в веке ХХI". Герман Филиппович даже вспомнил на конференции то время, когда он мог дискутировать о правах человека с кагэбэшником в Большом доме: "С ребятами, грабящими в собственном подъезде, не подискутируешь". И сделал вывод: "Выживание общества возможно лишь через восстановление монополии на насилие со стороны государства. На смену либерализму должен прийти неоконсерватизм". И призвал к неоконсервативной революции.
Другой философ - Александр Секацкий - полагает, что к самому термину "агрессия" надо подходить очень осторожно и тонко, ведь за общим понятием скрываются разнородные и противоположные вещи. Начиная от собственно агрессивности, сохраняющей частичную преемственность с внутривидовой агрессией в мире животных, вплоть до заряженности духом воинственности и отваги, просто духовной мобилизованности, которая тоже означает нечто схожее с агрессией.
Аристотель давным-давно подробно рассмотрел доблесть, как подраздел доблести - отвагу и как подраздел отваги - воинственность. И именно среди воинственности обнаруживается несдержанность и драчливость - та самая агрессия, которая, по сути, оказывается преодолевшей множество превратностей и неправильно понятой воинственностью.
Что же до отваги и доблести, то дефицит этих качеств, считает Александр Секацкий, чрезвычайно характерен для современного мира. И в первую очередь для западной цивилизации, которая, поддавшись мании компромисса и уступок, однозначного осуждения всяких проявлений духовной мобилизованности, забыла о том, что не все есть агрессия. И не всякий способ бытия в опасности, подобающий человеку, представляет собой нечто плохое. Наоборот. По мнению Секацкого, в конечном счете бросившая вызов современной цивилизации новая цивилизация исламского фундаментализма может быть трактована как агрессивная, но в то же время - и как цивилизация, одержимая жаждой духовной мобилизованности. То есть готовой найти ценности, превосходящие ценность человеческой жизни.
"Если мы считаем, что нет таких ценностей, то мы оказываемся там, где оказываемся, - в некоей ситуации вырожденного гуманизма, вынужденного повсюду искать компромисс, - утверждает философ. - Полный отказ от воинственности и отваги означал бы вовсе не всеобщее миролюбие, а как раз-таки то, что в Библии называется "мерзостью запустения" - эту атмосферу вселенской коммунальной склоки и свары".
МАМА-ВЕДЬМА И ДОЧЬ-АГРЕССОР
Еще один участник конференции - Сергей Маневский - исследует агрессию в семье. По его словам, даже прекрасная реальность в конце концов разочаровывает. И агрессия всего лишь естественная реакция на несоответствие между представлениями о мире (иллюзиями) и тем, что в реальности происходит.
К специалисту обратилась мама грудной девочки, жаловалась на нервозность и гиперактивность младенца. Оказалось, что мама нередко кормила ребенка, уставившись в телевизор, или же, вероятно пытаясь развить в дочке спартанские качества, не подходила, когда та беспокоилась ночью. Все это привело к повышенной агрессивности девочки и многочисленным соматическим расстройствам. Таких матерей Сергей Маневский относит к разряду "пугающих" и утверждает, что девочка реагировала на нее так, как будто видела перед собой страшную ведьму. В таких случаях необходимо вмешательство специалиста - психолога или психотерапевта.
Психолог Елена Ромицына с группой ученых исследовала возрастную динамику агрессивности петербургских школьников в двух школах Выборгского района.
412 детей 3 возрастных групп (от 9 до 12, от 12 до 15 и от 15 до 17 лет) приняли участие в специальном опросе. Выяснилось, что наиболее агрессивны мальчики в возрасте 9-11 лет, но по мере взросления картина меняется, и примерно к 15 годам агрессивность девочек становится выше мальчишеской.
Что касается зависимости агрессивности детей от социального статуса их семей, то наиболее подверженными агрессивному поведению можно считать 12-15-летних мальчиков из маргинальных и неполных семей. Ректор Института биологии и психологии человека Алексей Ельяшевич отметил на конференции, что институт собирается инициировать широкие исследования агрессивности у детей и подростков, причем не только в Петербурге, но и на Северо-Западе России.
Галина АРТЕМЕНКО, Евгения ДЫЛЕВА