Спорт
НА РОДИНЕ ЯНЫЧАР
07 мартa
Щедро разбрызгивая шампанское на подиуме 28° Cyprus Rally 10 сентября 2000 года, Карлос Сайнс, одержавший свою 23-ю победу на этапах чемпионата мира и установивший новый рекорд по этому услаждающему душу показателю, вряд ли догадывался, что в следующий раз заветная бутыль окажется в его руках только через два с половиной года. Правда, дотошный налогоплательщик может указать мне, что в активе испанца числится, между прочим, и первое место в Аргентине год назад, и будет, безусловно, прав. Но я-то - о шампанском, а им тогда распорядился, если не ошибаюсь, Ричард Бернс, да и то, между нами, не по праву, ведь Rallye de Argentina-2002 выиграл Маркус Гронхольм, лишенный победы после того, как постфинишное вскрытие его 206-й выявило недопустимую потерю в весе французским маховиком. Впрочем, пока англичанин милостиво принимал перешедшие ему по наследству поздравления, строгие, но справедливые комиссары распаковали заодно и его машину (рядом стояла), которая также исхудала в особо крупных размерах. Вот и пришлось, дабы не пропали, принимать дважды осиротевшие лавры и десять очков занявшему в гонке третье место дону Карлосу.
Но если тогда испанец не сразу понял, какое счастье ему привалило, то на этот раз своей победой он наслаждался по полной программе. Оно и понятно - что бы ни случилось, на скрижалях World Rally Championship в номинациях "Первый победитель Rally of Turkey" и "Первый гравийный победитель Citroen Total" будут значиться выходные данные именно Карлоса Сайнса.
Кстати, о Rally of Turkey. Проводилось оно в четвертый раз, но в чемпионате мира дебютировало только сейчас. Своим появлением в календаре мировых раллийных утех оно некоторым образом обязано Себастьяну Лоэбу. Пока его бывшие пайщики-концессионеры разбирались на асфальте Сан-Ремо, вольноотпущенник Citroen полуприватным макаром примкнул к Anatolian Rally, значившемуся кандидатом на этап WRC. Заявиться суверенно Себастьяну мешало два обстоятельства: заводской автомобиль и возложенная на него почетная миссия FIA - присмотреться к рвущемуся в чемпионат кандидату. Времени для этого у Лоэба оказалось достаточно - он сошел в первый же день. Однако несмотря на столь скорое и бесславное завершение турецкого анабасиса, Anatolian Rally ему показалось, о чем он и поделился мыслями вслух с федералами. И поступил весьма опрометчиво: он-то, как и боец Забайкальского округа красноармеец Федор Сухов, наивно полагал, что Восток - дело тонкое. Может, в сентябре, в разгар курортно-туристического сезона оно и так. Но сейчас, после затяжных дождей со снегом, сменяемых снегом с дождем, от бархатного гравия и воспоминаний не осталось. К тому же 1400 метров над уровнем моря, правда, Средиземного, грязь, короткие СУ, обратный порядок старта уже на первом допе. Какой уж тут Восток? Азия! Впрочем, трассу организаторы местами повторно отгрейдеровали, да и осадки усовестились, так что менять маршрут введением резервных СУ не пришлось.
По части автопарка новости в основном старые, хотя Citroen и выкатила Лоэбу и МакРэю новые машины. Сайнсу была выделена Xsara из-под Томаса Радстрема на Finland Rally. Возможно, нынешний выход Xsara WRC02 стал для нее последним - в апреле ожидается новая ее генерация.
То же относится и к Ford Focus RS WRC02s - в Новой Зеландии, а именно она в нынешнем сезоне приютит следующий этап чемпионата, и Маркко Мартин, и Франсуа Дюваль получат подвижной состав спецификации-2003. Puegeot удовлетворилась прошлогодней кипрской версией 206-й. Subaru выставила гравийный вариант Impreza WRC2003, Hyundai, пойдя на поводу у шведских воспоминаний, обошлась вовсе без новшеств, как, кстати, и Skoda.
По части кадровых перестановок отмечу смену инженера у Ричарда Бернса. Говоря о том, что отставленный Жан Мишель Одо не выкладывался на все сто, англичанин добавляет: "Это было коллективное решение". И исправлю свое же упущение, указав на новых чтецов-декламаторов у Карлоса Сайнса и Франсуа Дюваля. Бессменный штурман испанца Луис Мойя устал от автоспорта и подался "на гражданку", уступив насиженное местечко Марку Марти, личности весьма известной. Марк нес нелегкий штурманский крест при Хесусе Пурасе, да и с Карлосом его пути уже пересекались - на прошлогодней Каталонии. Что до Дюваля, то теперь стенограмму он слушает в исполнении Стефана Прево, ранее услаждавшего слух Бруно Тири.
Ярко выраженного фаворита априори не выделяли, расценивая шансы рекрутов Citroen, Peugeot, Subaru и Ford как равные. Однако наиболее равным классифицировался Лоэб - пусть небольшой и не вполне удачный, но турецкий опыт у него имелся. Сам Себастьян оправдывался тем, что Saxo Challenger и Xsara WRC - это две большие разницы, и никакого преимущества перед остальными автостарателями у него нет. К великому сожалению француза, так оно и получилось.
Первый круг наглядно продемонстрировал, что за каждым взлетом следует падение. Вот, скажем, Гронхольм. Сорвать-то аплодисмент массового ротозея в четверг он сорвал, только на СуперСУ1 финн привез Зольбергу всего 0,1 секунды (тот, в свою очередь, на столько же обставил Бернса) - на 1,55 км уйти в отрыв не получилось, а в пятницу перед двукратным чемпионом мира стояли уже совсем другие задачи. Привязавшиеся к Маркусу на СУ3 проблемы с гидравликой лишили его всех видов на подиум - первый круг он завершил на 19-м месте с почти 11-минутным отставанием от лидера. Откажись в этот момент финн от продолжения банкета, никто в него камень, натурально, не бросил бы. Но Гронхольм с пробега не снялся - призы ему, это верно, уже не светили, но впереди маячило два полноценных круга, и шансы на кое-какие очки еще оставались.
В отличие от Лоэба, с которым и вовсе получилось нехорошо. То ли Элена не так посмотрел в стенограмму, то ли музыка навеяла, но после финиша СУ3 они здорово оплошали на дороге и к старту следующего допа прибыли с пустым баком. Констатацией этого факта их нынешние турецкие похождения и ограничились.
Так на первом же пятничном допе Гронхольм освободил место лидера, на которое тут же позарились Рованпера и Зольберг, показавшие на СУ2 одинаковое время, после чего норвежец за счет вчерашней расторопности возглавил пелетон. Однако и его взлет оказался недолог: на СУ4 у него навсегда развалилась подвеска, а желтую майку подхватил вертевшийся поблизости Рованпера. В ней он и отошел ко сну.
Однако отдохновение его спокойствием не отличалось: даже в забытьи Харри, должно быть, ощущал дыхание Карлоса Сайнса, проигравшего финну всего 20 секунд. Диспозиция за их спинами была также весьма любопытна. На третьем месте, проигрывая Сайнсу 9 секунд, окопался Дюваль, у которого на колесе сидел Мякинен. А вот пятую позицию абонировал не кто иной, как Жиль Паницци, причем более искушенному на грунте Бернсу он вез 19 секунд. Последний раз обращаясь к итогам первого круга, снова отмечу второе место Сайнса, только на трех допах показавшего третье время (на остальных его результаты были скромнее). Вот еще одна иллюстрация непреложной истины: главное - не выиграть много, а много не проиграть.
Убоявшись Сайнса за спиной, в субботу Рованпера уже на первом допе укатил от испанца на 11 секунд. Однако на следующем СУ8 тот взял реванш. Тем не менее к СУ10 финн несколько увеличил свое преимущество, но, как говорят итальянцы, тут случилось несчастье: в двух километрах от старта Харри, не справившись с управлением, зацепил скалу. Это стоило ему разбитой подвески и 8 минут в гору.
Что же до Сайнса, то на том же злополучном для Рованперы допе он дал генеральное сражение, наголову разбив коллег по цеху - показавшему второй результат Бернсу он привез 25 (прописью: двадцать пять) секунд, после чего вопрос о победителе Rally of Turkey даже не возникал. Впрочем, и вся первая тройка с финиша СУ10 благополучно перебралась на подиум.
Правда, по окончании круга Сайнс был сама осторожность, напоминая, что впереди - целый день, и завтрашние ошибки избежать еще только предстоит. Однако, когда на послематчевой пресс-конференции его спросили, был ли он после СУ10 уверен в своей победе, отнекиваться Карлос не стал. Да ему бы никто и не поверил. И Бернс на публике позволил себе легкое кокетство, заявив, что Дюваль (отстающий, кстати, на 27 секунд) вполне может потягаться с ним за второе место. Сам же бельгиец о подобном даже не фантазировал, предпочтя первый в карьере подиум в чемпионате баталии с неясным исходом.
Поправил дела МакРэй, перебравшись с 7-го на 4-е место, чему в немалой степени способствовали проблемы с рулевым у Мякинена и подвеской - у Паницци.
В воскресенье эта пятерка с чувством собственного достоинства доехала до финиша, и разбирались только Гардемайстер и Мартин за шестое место. Наиболее фартовым оказался эстонец, опустивший Тони на одну позицию в финишном протоколе. Замкнул очковую зону Мякинен, давления на заключительном круге ни сверху, ни снизу не испытывавший.
Итак, первое в ранге этапа чемпионата мира Rally of Turkey состоялось. Однако отношение к нему у гонщиков и до старта, и после финиша оказалось весьма неоднозначным. Слишком уж оно смахивает на греческий и кипрский авторауты. И вполне возможно, что на этом его всемирная история и завершится. В таком случае Карлос Сайнс станет и последним победителем Rally of Turkey.
Марина КЛОПОВА
Но если тогда испанец не сразу понял, какое счастье ему привалило, то на этот раз своей победой он наслаждался по полной программе. Оно и понятно - что бы ни случилось, на скрижалях World Rally Championship в номинациях "Первый победитель Rally of Turkey" и "Первый гравийный победитель Citroen Total" будут значиться выходные данные именно Карлоса Сайнса.
Кстати, о Rally of Turkey. Проводилось оно в четвертый раз, но в чемпионате мира дебютировало только сейчас. Своим появлением в календаре мировых раллийных утех оно некоторым образом обязано Себастьяну Лоэбу. Пока его бывшие пайщики-концессионеры разбирались на асфальте Сан-Ремо, вольноотпущенник Citroen полуприватным макаром примкнул к Anatolian Rally, значившемуся кандидатом на этап WRC. Заявиться суверенно Себастьяну мешало два обстоятельства: заводской автомобиль и возложенная на него почетная миссия FIA - присмотреться к рвущемуся в чемпионат кандидату. Времени для этого у Лоэба оказалось достаточно - он сошел в первый же день. Однако несмотря на столь скорое и бесславное завершение турецкого анабасиса, Anatolian Rally ему показалось, о чем он и поделился мыслями вслух с федералами. И поступил весьма опрометчиво: он-то, как и боец Забайкальского округа красноармеец Федор Сухов, наивно полагал, что Восток - дело тонкое. Может, в сентябре, в разгар курортно-туристического сезона оно и так. Но сейчас, после затяжных дождей со снегом, сменяемых снегом с дождем, от бархатного гравия и воспоминаний не осталось. К тому же 1400 метров над уровнем моря, правда, Средиземного, грязь, короткие СУ, обратный порядок старта уже на первом допе. Какой уж тут Восток? Азия! Впрочем, трассу организаторы местами повторно отгрейдеровали, да и осадки усовестились, так что менять маршрут введением резервных СУ не пришлось.
По части автопарка новости в основном старые, хотя Citroen и выкатила Лоэбу и МакРэю новые машины. Сайнсу была выделена Xsara из-под Томаса Радстрема на Finland Rally. Возможно, нынешний выход Xsara WRC02 стал для нее последним - в апреле ожидается новая ее генерация.
То же относится и к Ford Focus RS WRC02s - в Новой Зеландии, а именно она в нынешнем сезоне приютит следующий этап чемпионата, и Маркко Мартин, и Франсуа Дюваль получат подвижной состав спецификации-2003. Puegeot удовлетворилась прошлогодней кипрской версией 206-й. Subaru выставила гравийный вариант Impreza WRC2003, Hyundai, пойдя на поводу у шведских воспоминаний, обошлась вовсе без новшеств, как, кстати, и Skoda.
По части кадровых перестановок отмечу смену инженера у Ричарда Бернса. Говоря о том, что отставленный Жан Мишель Одо не выкладывался на все сто, англичанин добавляет: "Это было коллективное решение". И исправлю свое же упущение, указав на новых чтецов-декламаторов у Карлоса Сайнса и Франсуа Дюваля. Бессменный штурман испанца Луис Мойя устал от автоспорта и подался "на гражданку", уступив насиженное местечко Марку Марти, личности весьма известной. Марк нес нелегкий штурманский крест при Хесусе Пурасе, да и с Карлосом его пути уже пересекались - на прошлогодней Каталонии. Что до Дюваля, то теперь стенограмму он слушает в исполнении Стефана Прево, ранее услаждавшего слух Бруно Тири.
Ярко выраженного фаворита априори не выделяли, расценивая шансы рекрутов Citroen, Peugeot, Subaru и Ford как равные. Однако наиболее равным классифицировался Лоэб - пусть небольшой и не вполне удачный, но турецкий опыт у него имелся. Сам Себастьян оправдывался тем, что Saxo Challenger и Xsara WRC - это две большие разницы, и никакого преимущества перед остальными автостарателями у него нет. К великому сожалению француза, так оно и получилось.
Первый круг наглядно продемонстрировал, что за каждым взлетом следует падение. Вот, скажем, Гронхольм. Сорвать-то аплодисмент массового ротозея в четверг он сорвал, только на СуперСУ1 финн привез Зольбергу всего 0,1 секунды (тот, в свою очередь, на столько же обставил Бернса) - на 1,55 км уйти в отрыв не получилось, а в пятницу перед двукратным чемпионом мира стояли уже совсем другие задачи. Привязавшиеся к Маркусу на СУ3 проблемы с гидравликой лишили его всех видов на подиум - первый круг он завершил на 19-м месте с почти 11-минутным отставанием от лидера. Откажись в этот момент финн от продолжения банкета, никто в него камень, натурально, не бросил бы. Но Гронхольм с пробега не снялся - призы ему, это верно, уже не светили, но впереди маячило два полноценных круга, и шансы на кое-какие очки еще оставались.
В отличие от Лоэба, с которым и вовсе получилось нехорошо. То ли Элена не так посмотрел в стенограмму, то ли музыка навеяла, но после финиша СУ3 они здорово оплошали на дороге и к старту следующего допа прибыли с пустым баком. Констатацией этого факта их нынешние турецкие похождения и ограничились.
Так на первом же пятничном допе Гронхольм освободил место лидера, на которое тут же позарились Рованпера и Зольберг, показавшие на СУ2 одинаковое время, после чего норвежец за счет вчерашней расторопности возглавил пелетон. Однако и его взлет оказался недолог: на СУ4 у него навсегда развалилась подвеска, а желтую майку подхватил вертевшийся поблизости Рованпера. В ней он и отошел ко сну.
Однако отдохновение его спокойствием не отличалось: даже в забытьи Харри, должно быть, ощущал дыхание Карлоса Сайнса, проигравшего финну всего 20 секунд. Диспозиция за их спинами была также весьма любопытна. На третьем месте, проигрывая Сайнсу 9 секунд, окопался Дюваль, у которого на колесе сидел Мякинен. А вот пятую позицию абонировал не кто иной, как Жиль Паницци, причем более искушенному на грунте Бернсу он вез 19 секунд. Последний раз обращаясь к итогам первого круга, снова отмечу второе место Сайнса, только на трех допах показавшего третье время (на остальных его результаты были скромнее). Вот еще одна иллюстрация непреложной истины: главное - не выиграть много, а много не проиграть.
Убоявшись Сайнса за спиной, в субботу Рованпера уже на первом допе укатил от испанца на 11 секунд. Однако на следующем СУ8 тот взял реванш. Тем не менее к СУ10 финн несколько увеличил свое преимущество, но, как говорят итальянцы, тут случилось несчастье: в двух километрах от старта Харри, не справившись с управлением, зацепил скалу. Это стоило ему разбитой подвески и 8 минут в гору.
Что же до Сайнса, то на том же злополучном для Рованперы допе он дал генеральное сражение, наголову разбив коллег по цеху - показавшему второй результат Бернсу он привез 25 (прописью: двадцать пять) секунд, после чего вопрос о победителе Rally of Turkey даже не возникал. Впрочем, и вся первая тройка с финиша СУ10 благополучно перебралась на подиум.
Правда, по окончании круга Сайнс был сама осторожность, напоминая, что впереди - целый день, и завтрашние ошибки избежать еще только предстоит. Однако, когда на послематчевой пресс-конференции его спросили, был ли он после СУ10 уверен в своей победе, отнекиваться Карлос не стал. Да ему бы никто и не поверил. И Бернс на публике позволил себе легкое кокетство, заявив, что Дюваль (отстающий, кстати, на 27 секунд) вполне может потягаться с ним за второе место. Сам же бельгиец о подобном даже не фантазировал, предпочтя первый в карьере подиум в чемпионате баталии с неясным исходом.
Поправил дела МакРэй, перебравшись с 7-го на 4-е место, чему в немалой степени способствовали проблемы с рулевым у Мякинена и подвеской - у Паницци.
В воскресенье эта пятерка с чувством собственного достоинства доехала до финиша, и разбирались только Гардемайстер и Мартин за шестое место. Наиболее фартовым оказался эстонец, опустивший Тони на одну позицию в финишном протоколе. Замкнул очковую зону Мякинен, давления на заключительном круге ни сверху, ни снизу не испытывавший.
Итак, первое в ранге этапа чемпионата мира Rally of Turkey состоялось. Однако отношение к нему у гонщиков и до старта, и после финиша оказалось весьма неоднозначным. Слишком уж оно смахивает на греческий и кипрский авторауты. И вполне возможно, что на этом его всемирная история и завершится. В таком случае Карлос Сайнс станет и последним победителем Rally of Turkey.
Марина КЛОПОВА