Общество
"ТЕПЕРЬ ДУША НАЧНЕТСЯ"
11 мартa
Конечно, сейчас эта грань не столь очевидна, как было в Российской империи, когда в Чистый понедельник все преображалось - разноцветное хмельное гуляние в одночасье сменялось блеклыми красками и всеобщим смирением, запрещались все публичные увеселения, закрывались кабаки и мясные лавки. "Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок - пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - писал о тех временах Иван Шмелев.
Но и сейчас грань между весельем и покаянием можно лицезреть. Еще в воскресенье город праздновал Масленицу. У мостов ЦПКиО гуляющих встречали ряженые, по аллеям парка двигался "Масленичный" поезд, выступали фольклорные ансамбли. Конкурсы обжор и блинопеков, перетягивание каната, "Блинный" и "Масляный" аукционы и выставка "Мартовские коты"...
Праздник в Александро-Невской лавре, организованный культурно-просветительским центром "Святодуховский", был более сдержанным: все-таки территория монастыря напоминала, что Церковь только терпит языческие игрища в последнюю перед постом неделю. Но и здесь выступил ансамбль "Домострой". А в парке "Екатерингоф" этнокультурный центр "Китежград" провел масленичную программу для детей, которая началась шествием от станции метро "Нарвская". И тут были ансамбли, а также "мастера кулачных боев" - еще одна масленичная традиция, не слишком одобряемая Церковью.
Но все это было. Начался Великий пост. Семь недель - до 27 апреля, светлого праздника Пасхи, продлится время покаяния, воздержания и молитвы. "Простите нас, грешных, если чем обидели", - просили православные друг у друга в Прощеное воскресенье. "Бог простит, и вы простите", - отвечали им.
Общим местом стало в последние годы повторять, что пост без молитвы, покаяния и причащения - обычное вегетарианство, к христианству отношения не имеющее. Но как-то плохо до людей это доходит, среди православных зачастую разражаются баталии на тему, что есть постом, а чего не есть. "У нас нет устава для мирян, потому действует психология перестраховщиков - лучше перепоститься, чем недопоститься", - говорит протоиерей Владимир Сорокин, профессор Петербургской духовной академии.
На самом деле от мирян в дни поста Церковь требует воздерживаться от мясной и молочной пищи. В строгий Великий пост почти запрещена рыба - кроме праздников Благовещения и Вербного воскресенья, в Лазареву субботу разрешена рыбная икра. Споры вызывают так называемые черепокожные - кальмары, раки, криль и прочие водяные моллюски. Есть православные, которые их отвергают в принципе. На самом деле по уставу потребление "черепокожных" дозволено в те дни поста, в которые можно есть растительное масло. А от него принято воздерживаться в первую и Страстную седмицы поста, а также по всем средам и пятницам, кроме тех, на которые приходятся великие праздники. В Великую пятницу на Страстной желательно ничего не есть до вечера. Идут споры и по поводу употребления "соевого мяса". Большинство священнослужителей его в пост дозволяет.
Впрочем, для постящегося все это второстепенные вопросы. Пост каждый должен принимать по силам: "Неумеренное пощение приводит к тому, что в богословии называется "грех тонкого самоубийства" - изнеможение тела от, казалось бы, благочестивого, но принимаемого не по силам воздержания", - говорит о. Владимир Сорокин.
Павел ВИНОГРАДОВ
Но и сейчас грань между весельем и покаянием можно лицезреть. Еще в воскресенье город праздновал Масленицу. У мостов ЦПКиО гуляющих встречали ряженые, по аллеям парка двигался "Масленичный" поезд, выступали фольклорные ансамбли. Конкурсы обжор и блинопеков, перетягивание каната, "Блинный" и "Масляный" аукционы и выставка "Мартовские коты"...
Праздник в Александро-Невской лавре, организованный культурно-просветительским центром "Святодуховский", был более сдержанным: все-таки территория монастыря напоминала, что Церковь только терпит языческие игрища в последнюю перед постом неделю. Но и здесь выступил ансамбль "Домострой". А в парке "Екатерингоф" этнокультурный центр "Китежград" провел масленичную программу для детей, которая началась шествием от станции метро "Нарвская". И тут были ансамбли, а также "мастера кулачных боев" - еще одна масленичная традиция, не слишком одобряемая Церковью.
Но все это было. Начался Великий пост. Семь недель - до 27 апреля, светлого праздника Пасхи, продлится время покаяния, воздержания и молитвы. "Простите нас, грешных, если чем обидели", - просили православные друг у друга в Прощеное воскресенье. "Бог простит, и вы простите", - отвечали им.
Общим местом стало в последние годы повторять, что пост без молитвы, покаяния и причащения - обычное вегетарианство, к христианству отношения не имеющее. Но как-то плохо до людей это доходит, среди православных зачастую разражаются баталии на тему, что есть постом, а чего не есть. "У нас нет устава для мирян, потому действует психология перестраховщиков - лучше перепоститься, чем недопоститься", - говорит протоиерей Владимир Сорокин, профессор Петербургской духовной академии.
На самом деле от мирян в дни поста Церковь требует воздерживаться от мясной и молочной пищи. В строгий Великий пост почти запрещена рыба - кроме праздников Благовещения и Вербного воскресенья, в Лазареву субботу разрешена рыбная икра. Споры вызывают так называемые черепокожные - кальмары, раки, криль и прочие водяные моллюски. Есть православные, которые их отвергают в принципе. На самом деле по уставу потребление "черепокожных" дозволено в те дни поста, в которые можно есть растительное масло. А от него принято воздерживаться в первую и Страстную седмицы поста, а также по всем средам и пятницам, кроме тех, на которые приходятся великие праздники. В Великую пятницу на Страстной желательно ничего не есть до вечера. Идут споры и по поводу употребления "соевого мяса". Большинство священнослужителей его в пост дозволяет.
Впрочем, для постящегося все это второстепенные вопросы. Пост каждый должен принимать по силам: "Неумеренное пощение приводит к тому, что в богословии называется "грех тонкого самоубийства" - изнеможение тела от, казалось бы, благочестивого, но принимаемого не по силам воздержания", - говорит о. Владимир Сорокин.
Павел ВИНОГРАДОВ