Культура
ЗРЕЛИЩЕ ПОБЕДИЛО ВОЙНУ
25 мартa
Когда мы будем вспоминать об этой церемонии много лет спустя, то очень часто нам придется употреблять слово "впервые". Благодаря Первому каналу мы впервые смогли увидеть церемонию вручения "Оскаров" в прямом эфире, в режиме реального времени. Во-вторых, впервые раздача наград происходила на фоне столь трагических событий, как война в Ираке. В-третьих, впервые Американская киноакадемия отметила личным "Оскаром" скандально известного в США Романа Поланского, сочтя его лучшим режиссером за драму времен Второй мировой войны "Пианист" (эксклюзивное интервью с лауреатом читайте в ближайших номерах нашей газеты).
Фильм о страданиях еврея-музыканта в варшавском гетто выиграл еще две золотые статуэтки. Лучшим актером был назван Эдриан Броуди, сыгравший того самого пианиста Шпильмана, от лица которого и ведется рассказ. Броуди обошел в этой номинации таких монстров, как Джек Николсон и Майкл Кейн, Николас Кейдж и Дэниэл Дей-Льюис. Он был единственным соискателем в этой номинации, у которого не было прежде такой награды, и он ее получил. Рон Харвуд, как автор лучшего сценария-адаптации, принес "Пианисту" третьего "Оскара". В целом неплохой результат при 9 номинациях.
Триумфатором же в эту ночь стало "Чикаго" Роба Маршалла, признанное лучшим фильмом года и собравшее урожай в 6 наград (при 13 номинациях). Не такой уж впечатляющий результат, особенно если учесть, что своим успехом картина обязана, конечно, Бобу Фоссу, придумавшему этот мюзикл для Бродвея четверть века назад. Кета Зета-Джонс получила "Оскара" практически за свое женское мужество в разряде "Лучшая женская роль второго плана" (она снималась и танцевала в фильме, будучи беременной. Беременной была актриса и на церемонии). Кроме того, еще четыре награды лента Маршалла получила за лучшие костюмы, лучшие декорации, лучший монтаж, лучший звук.
Впервые киноакадемия удостоила "Оскара" Николь Кидман за роль писательницы Вирджинии Вульф в фильме Стивена Долдри "Времена" (это оказалась единственная награда картине при исходных 9 номинациях). Впервые получил золотую статуэтку и актер Крис Купер за лучшую мужскую роль второго плана за фильм "Адаптация". Впервые обрел своего персонального "Оскара" и привечаемый в Голливуде испанец Педро Альмодовар. Его признали лучшим оригинальным сценаристом за фильм "Поговори с ней".
Награды получили также идущие в нашем прокате фильмы "Фрида" ("Оскары" - за лучший грим и лучшую музыку), "Проклятый путь" ("Оскар" за лучшую операторскую работу). Две золотые статуэтки получили создатели чудес во второй серии "Властелина колец: две башни" - за лучшие визуальные эффекты и лучший монтаж звуковых эффектов. Радикальным следует признать и решение киноакадемии в отношении лучшей песни. Ею стала композиция, которую исполняет Эминем в картине "Восьмая миля". Лучшим полнометражным мультипликационным фильмом были признаны "Унесенные призраками" японца Хайо Миядзаки.
Самым именитым и самым большим неудачником юбилейной, 75-й по счету, церемонии вручения "Оскаров" следует признать "Банды Нью-Йорка" Мартина Скорсезе: ноль наград при девяти номинациях. Сам режиссер "пролетел" мимо "Оскара" за режиссуру уже в шестой раз. Впрочем, когда-то и фильм Стивена Спилберга "Лиловый цвет" выдвигался на награды в 11 номинациях и не получил ни одной. Хотя Скорсезе такая статистика вряд ли утешит. Остался без награды и финн Аки Каурисмяки с фильмом "Человек без прошлого", претендовавший на приз в разряде "Лучший иноязычный фильм". Статуэтка досталась немецкой женщине-режиссеру Каролине Линн за картину "Нигде в Африке".
Впрочем, экстравагантный Аки еще до церемонии отказался от участия, выражая свой протест против военной оккупации Ирака США. Кстати, попытки использовать голливудское шоу в антивоенных целях были все же предприняты теми, кто выходил за наградами. Эдриан Броуди произнес несколько фраз о том, что война - это плохо, потому что страдают люди, а мир - хорошо. Но, пожалуй, самым ярким манифестантом стал режиссер Майкл Мур, который, получая "Оскар" за лучший полнометражный документальный фильм ("Боулинг для Колумбайн"), обрушился со вполне справедливой критикой на президента Буша. И никто не смел ему возразить. Лауреат имел право на свои 45 секунд в прямом эфире. К сожалению, не услышали мы в эфире и Романа Поланского, потому что он просто не приехал в США совсем по другим причинам.
На этом инциденты и непредсказуемость раздачи вожделенных наград киноакадемии были исчерпаны. Справедливость ведь рано или поздно все равно торжествует. Что и доказал пример Питера О‘Тула. Его выдвигали на "Оскар" cемь раз, и все безрезультатно. Киноакадемия решила исправить ошибку и наградила блистательного и ироничного актера почетным "Оскаром".
Награды Американской киноакадемии розданы. Победители отправились праздновать свой триумф под звуки мелодий "Чикаго", которые хотя бы ненадолго позволили зрелищу одолеть войну. Но иракская военная заноза, уверен, еще долго будет бередить мир Голливуда. Все-таки это индустрия, бизнес, который просто обязан прислушиваться к настроениям в умах и сердцах публики. И я не уверен, что на следующей церемонии Голливуд позволит себе вот так петь и плясать.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Фильм о страданиях еврея-музыканта в варшавском гетто выиграл еще две золотые статуэтки. Лучшим актером был назван Эдриан Броуди, сыгравший того самого пианиста Шпильмана, от лица которого и ведется рассказ. Броуди обошел в этой номинации таких монстров, как Джек Николсон и Майкл Кейн, Николас Кейдж и Дэниэл Дей-Льюис. Он был единственным соискателем в этой номинации, у которого не было прежде такой награды, и он ее получил. Рон Харвуд, как автор лучшего сценария-адаптации, принес "Пианисту" третьего "Оскара". В целом неплохой результат при 9 номинациях.
Триумфатором же в эту ночь стало "Чикаго" Роба Маршалла, признанное лучшим фильмом года и собравшее урожай в 6 наград (при 13 номинациях). Не такой уж впечатляющий результат, особенно если учесть, что своим успехом картина обязана, конечно, Бобу Фоссу, придумавшему этот мюзикл для Бродвея четверть века назад. Кета Зета-Джонс получила "Оскара" практически за свое женское мужество в разряде "Лучшая женская роль второго плана" (она снималась и танцевала в фильме, будучи беременной. Беременной была актриса и на церемонии). Кроме того, еще четыре награды лента Маршалла получила за лучшие костюмы, лучшие декорации, лучший монтаж, лучший звук.
Впервые киноакадемия удостоила "Оскара" Николь Кидман за роль писательницы Вирджинии Вульф в фильме Стивена Долдри "Времена" (это оказалась единственная награда картине при исходных 9 номинациях). Впервые получил золотую статуэтку и актер Крис Купер за лучшую мужскую роль второго плана за фильм "Адаптация". Впервые обрел своего персонального "Оскара" и привечаемый в Голливуде испанец Педро Альмодовар. Его признали лучшим оригинальным сценаристом за фильм "Поговори с ней".
Награды получили также идущие в нашем прокате фильмы "Фрида" ("Оскары" - за лучший грим и лучшую музыку), "Проклятый путь" ("Оскар" за лучшую операторскую работу). Две золотые статуэтки получили создатели чудес во второй серии "Властелина колец: две башни" - за лучшие визуальные эффекты и лучший монтаж звуковых эффектов. Радикальным следует признать и решение киноакадемии в отношении лучшей песни. Ею стала композиция, которую исполняет Эминем в картине "Восьмая миля". Лучшим полнометражным мультипликационным фильмом были признаны "Унесенные призраками" японца Хайо Миядзаки.
Самым именитым и самым большим неудачником юбилейной, 75-й по счету, церемонии вручения "Оскаров" следует признать "Банды Нью-Йорка" Мартина Скорсезе: ноль наград при девяти номинациях. Сам режиссер "пролетел" мимо "Оскара" за режиссуру уже в шестой раз. Впрочем, когда-то и фильм Стивена Спилберга "Лиловый цвет" выдвигался на награды в 11 номинациях и не получил ни одной. Хотя Скорсезе такая статистика вряд ли утешит. Остался без награды и финн Аки Каурисмяки с фильмом "Человек без прошлого", претендовавший на приз в разряде "Лучший иноязычный фильм". Статуэтка досталась немецкой женщине-режиссеру Каролине Линн за картину "Нигде в Африке".
Впрочем, экстравагантный Аки еще до церемонии отказался от участия, выражая свой протест против военной оккупации Ирака США. Кстати, попытки использовать голливудское шоу в антивоенных целях были все же предприняты теми, кто выходил за наградами. Эдриан Броуди произнес несколько фраз о том, что война - это плохо, потому что страдают люди, а мир - хорошо. Но, пожалуй, самым ярким манифестантом стал режиссер Майкл Мур, который, получая "Оскар" за лучший полнометражный документальный фильм ("Боулинг для Колумбайн"), обрушился со вполне справедливой критикой на президента Буша. И никто не смел ему возразить. Лауреат имел право на свои 45 секунд в прямом эфире. К сожалению, не услышали мы в эфире и Романа Поланского, потому что он просто не приехал в США совсем по другим причинам.
На этом инциденты и непредсказуемость раздачи вожделенных наград киноакадемии были исчерпаны. Справедливость ведь рано или поздно все равно торжествует. Что и доказал пример Питера О‘Тула. Его выдвигали на "Оскар" cемь раз, и все безрезультатно. Киноакадемия решила исправить ошибку и наградила блистательного и ироничного актера почетным "Оскаром".
Награды Американской киноакадемии розданы. Победители отправились праздновать свой триумф под звуки мелодий "Чикаго", которые хотя бы ненадолго позволили зрелищу одолеть войну. Но иракская военная заноза, уверен, еще долго будет бередить мир Голливуда. Все-таки это индустрия, бизнес, который просто обязан прислушиваться к настроениям в умах и сердцах публики. И я не уверен, что на следующей церемонии Голливуд позволит себе вот так петь и плясать.
Сергей ИЛЬЧЕНКО