Город

КОММУНАЛЬНЫЙ ДЕКАДАНС НА ФОНЕ ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВ

01 апреля
Печальным символом нашего "коммунального декаданса" стала катастрофа в квартире-музее Блока, на которую трижды обрушивались водопады горячей воды из лопнувших чердачных труб. Квартира закрылась. Она была дорога всем своей подлинностью, ее наполняют вещи Блока, его книги, письменный стол, доставшийся поэту от дедушки Андрея Николаевича Бекетова, бывшего в свое время ректором Петербургского университета. Этот музей в глухие застойные времена стал для интеллигенции своеобразной штаб-квартирой Серебряного века, следы которого в Ленинграде были старательно уничтожены. Это был еще и некий акт покаяния за разграбленное и сожженное Шахматово, нежно любимое Блоком. Шахматово в 1918 году уничтожили люмпены и воры, а квартира на Офицерской, 57, пала жертвой бесхозности и запустения. На этом фоне все недавние пышные презентации с фейерверками вспоминаются с недоумением - на салюты и фуршеты деньги находятся, а на починку труб - нет.
И решила я поговорить с человеком, знающим и понимающим Петербург, для этого пришла в мастерскую архитектора Елены ШАПОВАЛОВОЙ. Она известна в городе как востребованный и много работающий зодчий, у нее всегда свой взгляд на вещи, свои профессиональные принципы. Итак, пришла в мастерскую, чтобы поговорить о новых проектах и о том, что происходит с нашим городом сегодня. А в мастерской - тоже потоп. Прорвало трубы, уборщица терпеливо собирала тряпкой ведра воды и отмывала грязь...

ПРИВЫЧКА ПИТЬ РЖАВУЮ ВОДУ
По мнению Елены Шаповаловой, сейчас потеряны логика и последовательность в действиях власти. Если жилой фонд и коммуникации требуют неотложного капитального ремонта, разве можно ограничиваться только преображением фасадов и эффектной подсветкой архитектурных памятников? А беда горожан в заниженном чувстве самоуважения. Мы привыкли пить ржавую воду из крана, привыкли жить в домах с затопленными подвалами и отсыревшими чердаками, привыкли к горам неубранного мусора. Плохое стало для нас привычным. Мы как-то забыли, что культура начинается не с лозунгов, а с туалета. И если уж канализация не работает, ее надо срочно чинить, а не вывешивать бантики для украшения. Хотя это, конечно, очень непростая рутинная работа и на ней политический капитал не наживешь. Но это опять наша традиция - судить о власти по реализации помпезных проектов, а не по ежедневным делам.
А возьмите соседнюю Эстонию, сегодняшний Таллин напоминает город с нарядной открытки, так он красив и обихожен, и неудивительно - на его улицах с раннего утра неустанно трудятся бригады муниципальных рабочих в ярких комбинезонах. Здесь действительно создана комфортная среда. И дело не только в благоустройстве, в Таллине хорошо себя чувствуешь еще и потому, что городская власть подумала обо всех категориях населения. Пожилые дамы по-прежнему вечерами сидят в кафе за чашкой кофе и рюмочкой "Ванна Таллина", а для молодежи устроены многочисленные недорогие пабы, где они общаются и пьют пиво.
А куда пойти вечером нашим подросткам? У них нет своих обжитых мест, кафе, и бары для них слишком дороги, вот они и слоняются по неухоженным ледяным улицам с бутылками пива, привыкая считать себя пасынками этого города. А раз они обижены сами, им ничего не стоит сломать скамейку, написать на стене бранное слово, искорежить скульптуру. Все в этом мире взаимосвязано, комфортная городская среда словно саму себя охраняет, вербуя своих союзников. К сожалению, и пенсионерам у нас тоже приходится несладко, у них запросто могут отнять клуб или Дом культуры, где они во времена молодости танцевали фокстрот, а теперь поют здесь в хоре или занимаются рукоделием. Всегда могут найтись более весомые и значимые интересы, чем интересы простых горожан.

НЕ ПРОМОТАТЬ БЫ ЗОЛОТОЕ НАСЛЕДСТВО
"Мы получили премию ЮНЕСКО за сохранение исторической среды, именно этим Петербург интересен всему миру, этим привлекает к себе миллионы туристов", - говорит Елена Шаповалова. Нашу собеседницу можно отнести к лагерю "охранительного толка", она очень трепетно относится к новому строительству в историческом центре города. Если вспомнить, как неуклюже вторгались в эту зону маститые ленинградские архитекторы, оставив нам на память убогие гостиницы, исказившие панораму невских берегов, и театральные залы в духе хрущевского минимализма, то эту позицию вполне можно понять. Вот и к строительству новой сцены Мариинского театра Елена Федоровна относится настороженно. Как бы новое остросовременное здание не затмило старое здание театра. Хотя сам факт проведения крупного международного конкурса с участием наших архитекторов - огромное благо. Наши зодчие десятилетия были оторваны от мирового архитектурного процесса и только теперь начинают получать бесценный опыт соревнования с крупнейшими архитекторами Европы, Америки, Японии.
По мнению Елены Шаповаловой, у нас по-прежнему предпочитают экстенсивный путь развития. Стремясь непременно построить новую сцену, забываем про старые залы, которые простаивают десятилетиями. Кто-нибудь обеспокоился, например, судьбой зала в так называемом Доме Ленсовета на Московском проспекте? Это грандиозный зал с огромными возможностями. Чтобы не мешать фирмам, арендующим это здание, вход туда можно было бы сделать с улицы Типанова - там и помещения для ресторана есть, и уютный сквер, и развитая транспортная инфраструктура. Одним словом, есть все, чтобы создать респектабельный и популярный театрально-концертный центр. Но такие проекты, видимо, из-за недостаточной амбициозности ничью душу не греют.
Еще менее согревает сердца отцов города и инвесторов тема садово-парковых ландшафтов, которые Елена Шаповалова горячо защищает уже многие годы. Если ситуация не изменится, то Петербург может просто утратить свой великолепный зеленый наряд. Даже Летний сад, любимое детище Петра I, выпал из федеральной программы финансирования к 300-летию Петербурга. А он нуждается в срочной помощи. Правда, теперь, когда он передан Русскому музею, для него, возможно, наступят лучшие времена. Уж если Летний сад в таком незавидном положении, что уж говорить о парках с более скромной биографией: их вытаптывают, уничтожают, застраивают торговыми зонами, превращают в площадки для выгула собак. Вариантов много, но от таких вариантов у людей, любящих свой город, болит сердце. А что касается инвестора, то он может прийти и в садово-парковое строительство, только для этого нужны определенные условия, которые зависят от воли администрации. Но все-таки мы не имеем права стать городом, в котором когда-то был Летний сад и сотни других парков, садов, скверов. Как считает архитектор Шаповалова, надежды сегодня связаны с муниципальными депутатами и с самими жителями, которые все активнее защищают зеленые зоны. Общими усилиями можно будет переломить ситуацию и заставить чиновников смотреть на газоны и скверы не как на пятна застройки, а как на важнейший элемент городской среды.
Архитектор по природе своей всегда оптимист. Елена Шаповалова говорит о том, что радуется новым гранитным тротуарам на Невском, благоустроенным улицам, превращенным в пешеходные зоны. Только хочется, чтобы эти изменения проникли и в глубь кварталов. Сегодня архитектору хотя и трудно, но очень интересно работать - нет жесткого диктата государства, зодчий получил право на поиск, поэтому сам архитектурный стиль стал гораздо выразительнее, появились предпосылки создания интересной современной городской среды. И в самом деле, сколько же можно быть городом ржавых труб и обрушившейся штукатурки?

Достоверно
ПО ПРОЕКТАМ ЕЛЕНЫ ШАПОВАЛОВОЙ ПОСТРОЕНЫ ХРАМ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА СРЕДНЕЙ РОГАТКЕ, ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ В ГОДЫ БЛОКАДЫ В ПАРКЕ ПОБЕДЫ, ПАМЯТНИК МАРШАЛУ ГОВОРОВУ НА НАРВСКОЙ ПЛОЩАДИ, ОФИСНЫЕ ЗДАНИЯ НА УЛИЦЕ ФУЧИКА, ХРАМ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КАРЕЛИИ, ДОСУГОВЫЙ КОМПЛЕКС "РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ" НА ПЕТЕРГОФСКОМ ШОССЕ, ПРОИЗВЕДЕНЫ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЯ НА МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ ПОД РАЗМЕЩЕНИЕ МАГАЗИНА "МАКСИДОМ-2" И БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К НЕМУ ПЛОЩАДИ.
Елена ТОКАРЕВИЧ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь