Культура

И ОТ СУДЕБ ЗАЩИТЫ НЕТ

03 апреля
К работе над этим спектаклем приступили три года назад. Когда уже никто не надеялся, в Александринском театре все-таки состоялась премьера "Маскарада" М. Ю. Лермонтова в постановке молодого петербургского режиссера Игоря Селина. Селин поставил себя в заведомо сложную ситуацию. Только ленивый не будет сравнивать его спектакль с легендарным "Маскарадом" Мейерхольда 1917 года, поставленным на той же сцене. Что ни говори - профессионалы получили богатую пищу для размышлений. А что же было приготовлено для обычных зрителей?
"Маскарад", конечно, пьеса мрачноватая, по жанру - романтическая мелодрама. Спектакль Селина окрашен в черное, с всполохами красного и серебристого. На фоне прозрачного занавеса-задника огромный черный круг раскачивается как маятник, красное полотнище в форме треугольника спускается сверху и периодически нависает над головой Арбенина, символизируя собой орудие возмездия. Прямо на сцене за занавесом находятся оркестр и хор Академической капеллы под руководством В. Чернушенко. В нынешнем "Маскараде" звучит музыка Александра Глазунова, написанная для мейерхольдовского спектакля. Правда, раз в пятнадцать минут эту музыку перебивают любимые режиссером техно-ритмы, вызывающие идиосинкразию у любого трезвого зрителя.
С первой сцены ясно: спектакль мистический, инфернальный. История русского Отелло, который из ревности отравил свою любимую жену, превращена режиссером в трагедию рока. Главный герой здесь Неизвестный (Николай Мартон), который, задумав отомстить обидчику, и заварил всю эту кашу. Оттого, наверное, Неизвестный все время находится на сцене: то браслетик Нины баронессе подкинет, то монолог за Арбенина прочитает. А почему "Маскарад" не может стать трагедией рока? Может. Беда в том, что смысл происходящего то и дело пропадает, отчасти потому, что И. Селин решил вырезать пару ключевых сцен из пьесы, чтобы не отвлекаться. Весь спектакль зритель следит, как над Арбениным зависает красная стрела, грозя пронзить ему голову, как актеры, застывая в нелепых пластических позах, передвигаются по сцене. Или долго-долго стоят на авансцене, обращаясь в своих монологах исключительно к публике. Иногда хочется обернуться: а с кем это они там разговаривают? Произносят монологи отчетливо, значительно, с микрофонами возле губ. Жаль, режиссер не рассказал ни им, ни зрителю, о чем они. Здесь скомкана даже история любви Арбенина к Нине. Боюсь, зритель так и остается в недоумении, с чего этот "мавр" в черном одеянии решил, что жена ему изменяет, и отравил эту хрупкую девочку Нину, которую играет Юлия Рудина. Драмы Арбенина нет. Юрию Цурило досталось лишь сумрачно передвигаться по сцене, пока красная стрела не пригвоздит его к полу.
Неизвестный удовлетворенно произносит: "И вот вполне я отомщен".
Ну хоть кому-то повезло на этом спектакле.
Елена СТРОГАЛЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь