Культура
ПЕЛЬМЕШКИ С ЧЕЛОВЕЧИНКОЙ
03 апреля
Представитель парламентской ассамблеи на открытии фестиваля очень образно выразился: "Театры держатся за классику, как за прочную стенку", хотя это не совсем так. Театры отталкиваются ногой от стенки и летят в не-определенном направлении. Режиссер Михаил Мокеев, постановщик первого фестивального опуса, "Грозы" из Таллина, пьеску-то в основном сохранил, ужав ее до двух с небольшим часов. Как говорится в буклете, "Гроза" - яркое и стремительное зрелище в ритмах рок-н-ролла".
Звучит эффектно, однако московский режиссер, видимо, сумел подъехать только к репетициям второй части - ни яркости, ни стремительности, ни даже ритмов рок-н-ролла в первой части нет. Актеры действительно наряжены в современные костюмы, но они сидят на них так же неестественно, как зипуны XIX века. Главными героями спектакля, само собой, становятся таинственная уборщица - Ольга Пеннер (бывшая сумасшедшая барыня) и бомж - музыкант Кулигин (Александр Ивашкевич). Правда, в финале уборщица превратится в серебристую фею, а утопленница Катерина, обнаружив себя на руках у Кулигина, многообещающе ему улыбнется.
Самая же загадочная фигура постановки - Тихон (Илья Нартов). Вроде такой бесхребетный, а всем мешает, в том числе и постановщику (отдаться стихии танца). Лишь без сына Кабаниха чувствует себя свободной. Впрочем, называть ее Кабанихой неловко. Кабанова (Татьяна Маневская) - явно из бывших проституток, готова на инцест с сыном и ублажить Дикого - нового русского (Олег Рогачев). Научить молодежь она может многому. Дети-то у нее совершенно беспомощные. Варвара (Елена Шахова) не знает, как подступиться к Кудряшу (Артем Гареев), целомудренному, словно святой Иосиф. Если бы не служанка Глаша (Вероника Ковтун), которая подает команды: "Выгни бедро", "Ложись", "Падай на нее", век бы Варваре оставаться девицей. Борис (Кирилл Кяро) тоже ни на что не способен. Хорошо сердобольная уборщица подаст незадачливому ухажеру розочку и бутылку расслабляющего, предварительно съездив ему по физиономии. Когда на свидание приходит долговязая Катерина, естественно, в черных очках, зал радостно хохочет. Странность Тихоновой супруги подчеркнута ко всему прочему произношением. Мария Авдюшко, известная актриса Эстонского театра драмы, с трудом говорит по-русски, она из другого мира. Среди жестоких русских нравов ей не выжить. И ведет себя неадекватно: то пузыри пускает, то ногой под зад даст, то валит Тихона на пол.
Проект под названием "Гроза" недостаточно смешон для капустника, недостаточно энергичен для дискотеки, недостаточно серьезен для драмы, хотя Мария Авдюшко при другом решении могла бы сыграть Катерину всерьез. Однако все вопросы не столько к актерам, сколько к опытному режиссеру с его невнятным в жанровом и содержательном отношении замыслом.
Правда, те же актеры вовсе без режиссерской поддержки оказываются в еще более худшем положении. Часть труппы Русского драматического театра Эстонии, объединившись с любителями и встав под начало своего коллеги актера (а также студента второго курса режиссерского отделения) Артема Насыбулина, создали "Другой Театр". Бойким началом для молодежи послужила пьеса братьев Пресняковых "Половое покрытие". Сюжет ее прост: два студента и параноик-наркоман-убийца возятся с беспризорным трупом, от которого жутко воняет, попутно уничтожив всех окружающих.
Здесь все выглядят непрофессионалами, начиная с драматургов. Переработка отдельных частей трупа в пельменный фарш с помощью мясорубки соседствует с образцами пещерного остроумия. Шутка "Я всю ночь ласкал глиста за интимные места" - самая достойная. Перед началом действия зрителей в фойе тоже кормят пельменями, так что приятные ощущения публике с воображением обеспечены. Всякий развлекается в меру своих способностей, но "крутую" самодеятельность обычно не привозят на международные фестивали. Кроме того, очень правильно выразился наш петербургский парламентарий: "Культура - это то, что сидит внутри". Иными словами, вроде аппендикса. Снаружи не видна, так лучше всего эту треклятую культуру вырезать, чтобы не мешала.
На фестивале меня интересовала главным образом прибалтийская его часть (в программе были также театры Украины, Таджикистана, Узбекистана), но я не мог не посмотреть работу гостей из Белоруссии. Фантазию "Шагал... Шагал" по пьесе В. Дроздова Национальный драматический театр им. Я. Коласа показывал во Франции, Италии, Шотландии. После пельмешек с человечиной постановка Виталия Барковского воспринималась словно глоток свежего воздуха. Как и в прошлогодней "Трагедии о Макбете", белорусы показали, что главное для них не эпатировать любым способом, а поговорить о вечных человеческих ценностях, в данном случае о доброте, которая живет, несмотря на жестокость войн и революций, на различия национальных обычаев. Воспоминания детства, воспоминания о мягкой материнской улыбке причиняют Шагалу боль и сладость. Перед ним проплывают дома, церковки старого Витебска, лица родных и соседей, царапает сознание память о хаме чиновнике, который брался вершить судьбы искусства. Впрочем, рассказывать спектакль - неблагодарное занятие: он бессюжетен, создан по законам поэзии.
Фестивальную программу венчал мюзикл Раймонда Паулса "Ночи Кабирии", представленный Рижским театром русской драмы. Все, казалось бы, обещало праздник: имена Феллини, Паулса, постановщика Аллы Сигаловой, наконец, репутация театра (какие блистательные мюзиклы показывал в нем Аркадий Кац!). Понятно, сравнивать знаменитый фильм с произведением другого жанра - дело бессмысленное, и все же мюзикл не отменяет индивидуальности героев, понятия характера. Выяснилось, этот отменяет. Перед нами мелькают набеленные лица-маски, почти неразличимые. Хотя не так уж часто мы их видим. Алла Сигалова - по сути не режиссер и в мизансценах, работе с актерами оказывается совершенно беспомощной, но и там, где она профессионал, мы вдруг сталкиваемся с хореографией не рук, не ног, а попок. То, что пения артистов почти не было слышно, я отношу к своему месту в 13-м ряду. Даже мелодии Маэстро проскальзывали мимо, не увлекая и не запоминаясь.
Как и в случае с "Грозой" (не говоря уже о "Половом покрытии"), речь идет о попытках, набросках, кусочках, ничем не связанных или связанных на живую нитку. Нас кормят ремеслом, перемолотым наскоро в несъедобный фарш и лишь обсыпанным мукой в качестве камуфляжа. Давайте же все-таки, дорогие прибалтийские соотечественники, лепить свои художественные "пельмешки без спешки"! А фестиваль "Встречи в России", мне кажется, все чаще становится "встречами с Белоруссией".
Евгений СОКОЛИНСКИЙ
Звучит эффектно, однако московский режиссер, видимо, сумел подъехать только к репетициям второй части - ни яркости, ни стремительности, ни даже ритмов рок-н-ролла в первой части нет. Актеры действительно наряжены в современные костюмы, но они сидят на них так же неестественно, как зипуны XIX века. Главными героями спектакля, само собой, становятся таинственная уборщица - Ольга Пеннер (бывшая сумасшедшая барыня) и бомж - музыкант Кулигин (Александр Ивашкевич). Правда, в финале уборщица превратится в серебристую фею, а утопленница Катерина, обнаружив себя на руках у Кулигина, многообещающе ему улыбнется.
Самая же загадочная фигура постановки - Тихон (Илья Нартов). Вроде такой бесхребетный, а всем мешает, в том числе и постановщику (отдаться стихии танца). Лишь без сына Кабаниха чувствует себя свободной. Впрочем, называть ее Кабанихой неловко. Кабанова (Татьяна Маневская) - явно из бывших проституток, готова на инцест с сыном и ублажить Дикого - нового русского (Олег Рогачев). Научить молодежь она может многому. Дети-то у нее совершенно беспомощные. Варвара (Елена Шахова) не знает, как подступиться к Кудряшу (Артем Гареев), целомудренному, словно святой Иосиф. Если бы не служанка Глаша (Вероника Ковтун), которая подает команды: "Выгни бедро", "Ложись", "Падай на нее", век бы Варваре оставаться девицей. Борис (Кирилл Кяро) тоже ни на что не способен. Хорошо сердобольная уборщица подаст незадачливому ухажеру розочку и бутылку расслабляющего, предварительно съездив ему по физиономии. Когда на свидание приходит долговязая Катерина, естественно, в черных очках, зал радостно хохочет. Странность Тихоновой супруги подчеркнута ко всему прочему произношением. Мария Авдюшко, известная актриса Эстонского театра драмы, с трудом говорит по-русски, она из другого мира. Среди жестоких русских нравов ей не выжить. И ведет себя неадекватно: то пузыри пускает, то ногой под зад даст, то валит Тихона на пол.
Проект под названием "Гроза" недостаточно смешон для капустника, недостаточно энергичен для дискотеки, недостаточно серьезен для драмы, хотя Мария Авдюшко при другом решении могла бы сыграть Катерину всерьез. Однако все вопросы не столько к актерам, сколько к опытному режиссеру с его невнятным в жанровом и содержательном отношении замыслом.
Правда, те же актеры вовсе без режиссерской поддержки оказываются в еще более худшем положении. Часть труппы Русского драматического театра Эстонии, объединившись с любителями и встав под начало своего коллеги актера (а также студента второго курса режиссерского отделения) Артема Насыбулина, создали "Другой Театр". Бойким началом для молодежи послужила пьеса братьев Пресняковых "Половое покрытие". Сюжет ее прост: два студента и параноик-наркоман-убийца возятся с беспризорным трупом, от которого жутко воняет, попутно уничтожив всех окружающих.
Здесь все выглядят непрофессионалами, начиная с драматургов. Переработка отдельных частей трупа в пельменный фарш с помощью мясорубки соседствует с образцами пещерного остроумия. Шутка "Я всю ночь ласкал глиста за интимные места" - самая достойная. Перед началом действия зрителей в фойе тоже кормят пельменями, так что приятные ощущения публике с воображением обеспечены. Всякий развлекается в меру своих способностей, но "крутую" самодеятельность обычно не привозят на международные фестивали. Кроме того, очень правильно выразился наш петербургский парламентарий: "Культура - это то, что сидит внутри". Иными словами, вроде аппендикса. Снаружи не видна, так лучше всего эту треклятую культуру вырезать, чтобы не мешала.
На фестивале меня интересовала главным образом прибалтийская его часть (в программе были также театры Украины, Таджикистана, Узбекистана), но я не мог не посмотреть работу гостей из Белоруссии. Фантазию "Шагал... Шагал" по пьесе В. Дроздова Национальный драматический театр им. Я. Коласа показывал во Франции, Италии, Шотландии. После пельмешек с человечиной постановка Виталия Барковского воспринималась словно глоток свежего воздуха. Как и в прошлогодней "Трагедии о Макбете", белорусы показали, что главное для них не эпатировать любым способом, а поговорить о вечных человеческих ценностях, в данном случае о доброте, которая живет, несмотря на жестокость войн и революций, на различия национальных обычаев. Воспоминания детства, воспоминания о мягкой материнской улыбке причиняют Шагалу боль и сладость. Перед ним проплывают дома, церковки старого Витебска, лица родных и соседей, царапает сознание память о хаме чиновнике, который брался вершить судьбы искусства. Впрочем, рассказывать спектакль - неблагодарное занятие: он бессюжетен, создан по законам поэзии.
Фестивальную программу венчал мюзикл Раймонда Паулса "Ночи Кабирии", представленный Рижским театром русской драмы. Все, казалось бы, обещало праздник: имена Феллини, Паулса, постановщика Аллы Сигаловой, наконец, репутация театра (какие блистательные мюзиклы показывал в нем Аркадий Кац!). Понятно, сравнивать знаменитый фильм с произведением другого жанра - дело бессмысленное, и все же мюзикл не отменяет индивидуальности героев, понятия характера. Выяснилось, этот отменяет. Перед нами мелькают набеленные лица-маски, почти неразличимые. Хотя не так уж часто мы их видим. Алла Сигалова - по сути не режиссер и в мизансценах, работе с актерами оказывается совершенно беспомощной, но и там, где она профессионал, мы вдруг сталкиваемся с хореографией не рук, не ног, а попок. То, что пения артистов почти не было слышно, я отношу к своему месту в 13-м ряду. Даже мелодии Маэстро проскальзывали мимо, не увлекая и не запоминаясь.
Как и в случае с "Грозой" (не говоря уже о "Половом покрытии"), речь идет о попытках, набросках, кусочках, ничем не связанных или связанных на живую нитку. Нас кормят ремеслом, перемолотым наскоро в несъедобный фарш и лишь обсыпанным мукой в качестве камуфляжа. Давайте же все-таки, дорогие прибалтийские соотечественники, лепить свои художественные "пельмешки без спешки"! А фестиваль "Встречи в России", мне кажется, все чаще становится "встречами с Белоруссией".
Евгений СОКОЛИНСКИЙ