Культура
ЕЛЕНА КАМБУРОВА: "ОБО МНЕ ПИСАЛИ: ЭТО ПОПАХИВАЕТ ВЕРТИНСКИМ..."
10 апреля
5 апреля певица принимала участие в концерте, который был приурочен к 10-летию творческого союза "АЗиЯ" и проходил в концертном зале у Финляндского вокзала. Сегодня Елена Антоновна - гостья "Невского времени" - размышляет о жизни, творчестве и современной эстраде...
Рождается человек и попадает в этот мир. У него формируется определенное представление о гармонии. И когда он рано или поздно приходит к главному делу своей жизни - не по профессии, а по сути, - он или вписывается во время, в котором существует, или нет... Я всегда думаю о том, что мне повезло. Я - вписалась...
"КОМСОМОЛЬСКАЯ" ПЕВИЦА
Так получилось, что начало моей карьеры было далеко не безоблачным. Только-только я почувствовала, что что-то могу, только начала махать крылышками, и на тебе - мой первый сольный концерт вызывает серьезнейший резонанс у критики.
Чего только мне не приходилось услышать! Было, например, такое высказывание, что "творчество Камбуровой попахивает Вертинским". И это в те еще времена! Мало того: меня почему-то считали яркой представительницей какого-то направления молодежной культуры. Идеологически невыдержанного, разумеется. Хотя, сказать по правде, время для концерта было выбрано не самое подходящее: тогда как раз наши танки вошли в Чехословакию, так что сами понимаете...
Странно, но несмотря на то, что буквально с первых шагов я оказалась в опале, у меня была возможность давать концерты на таких сценических площадках, как ДК МГУ на Ленинских горах или в Авиационном институте... В общем, я выступала практически во всех крупнейших вузах столицы. Мои сверстники знали и любили песни, которые я исполняла. Другими словами, та бесхозяйственность, которая тогда процветала в нашей стране, сыграла мне на руку. Ведь по логике вещей, если уж кого-то запрещают, необходимо впоследствии следить за тем, чтобы у этого "кого-то" не было возможности продолжать работать. Мне перекрыли кислород и практически запретили выходить на сцену, и в то же самое время мои записи вовсю крутили по радиостанции "Юность". Во всяком случае, десять песен звучали в течение полутора лет. Потом, правда, оставили только "Гренаду" и "Орленка", но все-таки. Кстати, именно из-за "Гренады" многие считали меня комсомольской певицей...
О "БИТЛАХ" И ШЕВЧУКЕ...
Когда-то группе "Битлз" удалось продиктовать миру свои правила игры. Многие исполнители испытывали на себе сильнейшее влияние этого коллектива. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что именно "битлы" в корне изменили энергетическую закваску нашей концертной публики. Судите сами: с середины XX века на эстраде начинается ярко выраженное усиление физиологии в музыке. Когда звук не просто действует на уровне слуха, но и полностью пронизывает твое тело. Ты в этом находишься, и как-то отстраниться или абстрагироваться уже невозможно... В свое время я была одной из первых, кто пытался помочь Юрию Шевчуку. Однако когда он пригласил меня на свой концерт в Москве, я поняла, что мне тяжело воспринять энергетику его зала. И это при том, что творчество Шевчука мне казалось очень интересным.
В принципе, ничего особенного в этом нет. Просто я - артистка другого плана, у меня свой мир. Я не переделалась, поэтому и не могу превратиться в клетку этого огромного организма, где взаимодействие "артист - публика" настолько агрессивно. Думаю, что сегодня выходить на сцену с тем мироощущением, какое было (и осталось) у меня, намного тяжелее, чем раньше.
О ПОЭЗИИ И "ПОПСЕ"
Когда я начинала, на виду были очень средненькие песенки. В данном случае я даже не говорю о всевозможных маршах или партийно-патриотических распевках и прочей фальши. Нет. Я о том, что исполняли молодые Кобзон, Лещенко, Эдита Пьеха... Не хочу никого обидеть, но уже тогда я совершенно ясно понимала, что все это - не мое. Следовательно, нужно было искать что-то совершенно другое. Мы собирались с единомышленниками и хихикали над тогдашней "попсой"... Хотя сейчас я вижу, что это были довольно милые, симпатичные песенки. Приятная интонация, уважительное отношение к слову, никакой пошлятины... И при этом артисты не прыгали по сцене, не кричали в зал, что-то вроде: "Я не вижу ваши руки!", не заигрывали со зрителем. Короче говоря, не опускались до массовиков-затейников.
Если же говорить о моем отношении к песне вообще... Мне кажется, что песня (по впечатлению) способна быть выше театра в его классическом понимании. Особенно, когда в ее основе лежит настоящая поэзия. Хотя хорошие стихи - это еще не все. Слову необходимо дать возможность дышать, иначе ничего не получится. Ярчайший пример: стихотворение Арсения Тарковского "Только этого мало". Удивительно тонкие и мягкие слова. И вдруг эти стихи начинает распевать вся Россия вместе с Украиной и Белоруссией. Ну, вы помните этот хит? Это же было самое настоящее убийство. На глазах у изумленной публики стихотворение просто взяли и уничтожили. И таких примеров, к сожалению, очень много.
О СВОЕМ ТЕАТРЕ
После перестройки у многих из нас появились новые возможности. Именно тогда и возникла идея создания "Театра музыки и поэзии", который объединял меня, моих музыкантов и еще нескольких певцов, которые работали в нашем направлении. Это был несколько авантюрный проект. Но... У меня было искреннее убеждение в том, что такой театр нужен, и это в конечном итоге сработало. Сегодня у нас уже есть свое помещение в Москве. Там будут два камерных зала, один из которых уже готов. Можно было бы, конечно, сидеть и ждать, пока все не будет полностью доделано, но мы решили рискнуть. С прошлой осени начали показывать то, что успели сделать. Появилось два новых спектакля. Один из них получил премию Ефремова... Уже сейчас у нас возникает проблема с нехваткой мест.
В ближайшем будущем планируем сделать спектакль, посвященный Булату Окуджаве. Хотим показать его 9 мая - в день рождения поэта, потом посмотрим, что из этого выйдет.
Юлия ОРЕХОВА
Рождается человек и попадает в этот мир. У него формируется определенное представление о гармонии. И когда он рано или поздно приходит к главному делу своей жизни - не по профессии, а по сути, - он или вписывается во время, в котором существует, или нет... Я всегда думаю о том, что мне повезло. Я - вписалась...
"КОМСОМОЛЬСКАЯ" ПЕВИЦА
Так получилось, что начало моей карьеры было далеко не безоблачным. Только-только я почувствовала, что что-то могу, только начала махать крылышками, и на тебе - мой первый сольный концерт вызывает серьезнейший резонанс у критики.
Чего только мне не приходилось услышать! Было, например, такое высказывание, что "творчество Камбуровой попахивает Вертинским". И это в те еще времена! Мало того: меня почему-то считали яркой представительницей какого-то направления молодежной культуры. Идеологически невыдержанного, разумеется. Хотя, сказать по правде, время для концерта было выбрано не самое подходящее: тогда как раз наши танки вошли в Чехословакию, так что сами понимаете...
Странно, но несмотря на то, что буквально с первых шагов я оказалась в опале, у меня была возможность давать концерты на таких сценических площадках, как ДК МГУ на Ленинских горах или в Авиационном институте... В общем, я выступала практически во всех крупнейших вузах столицы. Мои сверстники знали и любили песни, которые я исполняла. Другими словами, та бесхозяйственность, которая тогда процветала в нашей стране, сыграла мне на руку. Ведь по логике вещей, если уж кого-то запрещают, необходимо впоследствии следить за тем, чтобы у этого "кого-то" не было возможности продолжать работать. Мне перекрыли кислород и практически запретили выходить на сцену, и в то же самое время мои записи вовсю крутили по радиостанции "Юность". Во всяком случае, десять песен звучали в течение полутора лет. Потом, правда, оставили только "Гренаду" и "Орленка", но все-таки. Кстати, именно из-за "Гренады" многие считали меня комсомольской певицей...
О "БИТЛАХ" И ШЕВЧУКЕ...
Когда-то группе "Битлз" удалось продиктовать миру свои правила игры. Многие исполнители испытывали на себе сильнейшее влияние этого коллектива. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что именно "битлы" в корне изменили энергетическую закваску нашей концертной публики. Судите сами: с середины XX века на эстраде начинается ярко выраженное усиление физиологии в музыке. Когда звук не просто действует на уровне слуха, но и полностью пронизывает твое тело. Ты в этом находишься, и как-то отстраниться или абстрагироваться уже невозможно... В свое время я была одной из первых, кто пытался помочь Юрию Шевчуку. Однако когда он пригласил меня на свой концерт в Москве, я поняла, что мне тяжело воспринять энергетику его зала. И это при том, что творчество Шевчука мне казалось очень интересным.
В принципе, ничего особенного в этом нет. Просто я - артистка другого плана, у меня свой мир. Я не переделалась, поэтому и не могу превратиться в клетку этого огромного организма, где взаимодействие "артист - публика" настолько агрессивно. Думаю, что сегодня выходить на сцену с тем мироощущением, какое было (и осталось) у меня, намного тяжелее, чем раньше.
О ПОЭЗИИ И "ПОПСЕ"
Когда я начинала, на виду были очень средненькие песенки. В данном случае я даже не говорю о всевозможных маршах или партийно-патриотических распевках и прочей фальши. Нет. Я о том, что исполняли молодые Кобзон, Лещенко, Эдита Пьеха... Не хочу никого обидеть, но уже тогда я совершенно ясно понимала, что все это - не мое. Следовательно, нужно было искать что-то совершенно другое. Мы собирались с единомышленниками и хихикали над тогдашней "попсой"... Хотя сейчас я вижу, что это были довольно милые, симпатичные песенки. Приятная интонация, уважительное отношение к слову, никакой пошлятины... И при этом артисты не прыгали по сцене, не кричали в зал, что-то вроде: "Я не вижу ваши руки!", не заигрывали со зрителем. Короче говоря, не опускались до массовиков-затейников.
Если же говорить о моем отношении к песне вообще... Мне кажется, что песня (по впечатлению) способна быть выше театра в его классическом понимании. Особенно, когда в ее основе лежит настоящая поэзия. Хотя хорошие стихи - это еще не все. Слову необходимо дать возможность дышать, иначе ничего не получится. Ярчайший пример: стихотворение Арсения Тарковского "Только этого мало". Удивительно тонкие и мягкие слова. И вдруг эти стихи начинает распевать вся Россия вместе с Украиной и Белоруссией. Ну, вы помните этот хит? Это же было самое настоящее убийство. На глазах у изумленной публики стихотворение просто взяли и уничтожили. И таких примеров, к сожалению, очень много.
О СВОЕМ ТЕАТРЕ
После перестройки у многих из нас появились новые возможности. Именно тогда и возникла идея создания "Театра музыки и поэзии", который объединял меня, моих музыкантов и еще нескольких певцов, которые работали в нашем направлении. Это был несколько авантюрный проект. Но... У меня было искреннее убеждение в том, что такой театр нужен, и это в конечном итоге сработало. Сегодня у нас уже есть свое помещение в Москве. Там будут два камерных зала, один из которых уже готов. Можно было бы, конечно, сидеть и ждать, пока все не будет полностью доделано, но мы решили рискнуть. С прошлой осени начали показывать то, что успели сделать. Появилось два новых спектакля. Один из них получил премию Ефремова... Уже сейчас у нас возникает проблема с нехваткой мест.
В ближайшем будущем планируем сделать спектакль, посвященный Булату Окуджаве. Хотим показать его 9 мая - в день рождения поэта, потом посмотрим, что из этого выйдет.
Юлия ОРЕХОВА